В истории нашего народа было много чудес, которые каждый еврей вспоминает, отмечая наши праздники. К примеру, на Пейсах мы вспоминаем чудесное освобождение из Египта, когда воды Чермного моря пропустили наших предков и потопили войско фараона. На Хануку мы вспоминаем другое чудо – семисвечник в Храме горел восемь дней, хотя масла в ней было лишь на сутки…
Все это «чудеса» в самом крайнем проявлении – Вс-вышний нарушил законы природы, чтобы спасти народ Свой. С праздником Пурим никаких подобных чудес не связано. События, о которых рассказывает «Книга Эстер», происходят, вроде бы, просто случайно. Случайно Эстер стала женой персидского царя. Случайно советник царя, Мордехай, услышал, как злой Аман и его сыновья планируют государственный переворот… События случайные, но вполне возможные.
И все-таки, празднуя Пурим, мы вспоминаем о великом чуде. Ведь чудеса могут быть двух видов. Одно чудо – когда Б-г нарушает Им же установленный «закон природы», чтобы показать волю Свою. Другое чудо – когда Он так располагает события, устраивает такую череду «совпадений», что достигается результат, соответствующий воле Его.
В первом случае мы говорим: «Этого не могло быть, но Вс-вышний сделал так, чтобы это стало». Во втором случае – «Этого не должно было случиться, хотя и могло – и Вс-вышний сделал так, чтобы это случилось». Б-г нарушил не закон природы, но закон вероятности – и тем самым сотворил не меньшее чудо. Если первое чудо – событие «невозможное», то второе – событие «невероятное».
Когда Б-г нарушает ради нас законы природы – мы, естественно, сразу понимаем, что свершилось чудо. Когда Он нарушает закон вероятности – человек может понять, что свершилось чудо, лишь по прошествии некоторого времени, когда удается охватить картину событий в целом, когда можно понять, насколько невероятным образом сложились «случайные» события, чтобы привести к тому результату, которого хочет Создатель всего живого. Недаром народная мудрость говорит, что «человек предполагает, а Г-сподь располагает». Аман, казалось, спланировал свои действия самым тщательным образом, а Ахашверош вообще был полновластным владыкой и, как ему казалось, мог делать все, что в голову взбредет – однако в результате осуществились не человеческие планы, а планы Вс-вышнего. Вс-вышний спас евреев от беды потому, что они покаялись, «вернулись» к Б-гу.
В этом величайший урок, который преподал нам Создатель. Преподал прежде всего тем, в чьи руки Он вверил судьбу многих людей. Только уповая на Него, только сверяя все свои действия с заповедями Б-жьими, мы можем рассчитывать на то, что наши действия приведут к желаемому результату и Вс-вышний явит чудо. Чудо, которое мы должны будем признать, даже если изменен лишь «закон вероятности», а не закон природы.
Главный раввин России Берл Лазар