Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Перифраз известного анекдота

Перифраз известного анекдота. По мотивам «Шаар а-йихуд» в Тании. — Дети, Б-га мы видим? — Да, видим! Он сотворил все существующее — небеса, землю, и все что между ними. Он создал человека — следовательно, Он существует. Это так ясно, как будто бы мы Его видели! — А мир, скажите, дети, мы видим? — Мир? — Мир — это перманентное творение. Это каждый раз создается из полного ничто, как картинка на экране монитора. Или как лампочка, которая светит, пока есть ток в сети. Нет, мира мы не видим! Мы видим лишь действующую в нем силу, создающую мнимую реальность…. — Значит, дети, мира нет! Он не существует, это фикция, обман зрения и все! (до сих пор по «Шаар аЙихуд — гл. 1, 2 — когда то самое любимое мое место в Тании… — «значит дети мира нет») Ну и где же этот умный еврейский мальчик, который ответит вопросом на вопрос? Попробую продолжить. — Мошеле поднимает руку. — Можно вопрос? — Да. — Откуда мы доказали существование Б-га? — Из существования мира! Так как же после этого мы можем утверждать, что мир — это мнимая реальность? Авраам смотрел на мир, и увидел в нем руку Творца. Известны слова Хазаль, о том, что если есть свиток — то есть и его автор. Как же можно утверждать, придя от «свитка» к «автору» — что «свиток», в сущности, это фикция? Если свиток — фикция — то автор — еще больше фикция? Разве не так? Я не говорю формально логически. Я говорю скорее об эмоциональном восприятии. Вся наша (эмоциональная) связь с Б-гом идет из мира. «Любовь к ближнему — пример как любить Вс-вышнего». Если «машаль» перестает существовать — то «нимшаль» тоже практически становится ничто. Т.е., оставляя мир ради веры в Б-га — мы, парадоксальным образом теряем и мир, и Б-га. А возвращаясь обратно в мир — возвращаемся к вере… В сущности, это парадокс свечи — «Свеча Вс-вышнего душа человека». Пламя свечи рвется вверх, к своему источнику. Но отрываясь от фитиля — оно гаснет. Так человек стремится к вере. Но когда вера отрывает его от мира — гаснет и огонь веры тоже. Может быть, поэтому Дарование Торы произошло лишь на 26 поколении. Лишь после того, как мир узнал о собственном существовании, получил уже собственную историю — он готов познать Б-га. Не раньше. ****************** На пути тшувы мы тратим немало времени на доказательство существования Б-га. Понятно, что без этого вообще нет тшувы. Однако, если это доказательство бытия Б-га отрицает бытие мира — тем самым оно выбивает основу самой веры.