Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Статьи

Прежде, чем обратимся к самой теории эволюции, упомянем, что рассказ о творении мира в течение шести дней имеет не только философско-информативное значение, но и служит основой практически применяемого закона (Суббота как день отдыха). Поэтому в рамках ортодоксальной веры нет места аллегорическому толкованию шести дней как шести эпох. Речь в Торе, стало быть, идет о привычных нам сутках из 24 часов, из дня и ночи.
Вопрос: что такое еврей? – это важный вопрос, интересующий каждого кто имеет хоть какое-нибудь от ношение к еврейству, а обсуждение этого вопроса и исчерпывающий ответ на него позволили бы евреям разрешить свои сомнения в том, евреи ли они. Вопрос этот затрагивает самые важные аспекты сущности и бытия еврейского народа. Исчерпывающее и содержательное определение даст возможность установить, существуют ли сегодня евреи и до каких пор они будут существовать, имеется ли у еврейства внутренняя сущность, не подпадающая под то определение, которое еврейство получает извне от разного рода антисемитов.
«И была земля хаотична и пуста, и тьма над бездною, и дух Вс-вышнего над водами». «…дух Вс-вышнего над водами – это дух Машиаха», – сказано в Мидраше. С начала сотворения мира, до сотворения человека, и тем более, до дарования Торы, – в мире присутствует дух Машиаха!
Рабби Шолом-Довбер в 1901 году, на празднике Симхат Тора выступает перед учениками своей ешивы. Глядя в юные лица, он в нескольких точных выражениях пророчествует об основных направлениях развития еврейства на протяжении всего двадцатого века. Предсказание ужасов большевизма на пороге века впечатляет. Однако еще больше поражает прогноз наших дней, духовного кризиса в еврействе, споров между сторонниками Мошиаха и теми, кто считает, что его приход можно отложить, и надолго.
Термин «хасид» («благочестивый», от корня «хесед» – «любовь, милость») относится в этой серии статей к течению, основанному в Восточной Европе р. Исраэлем Баал-Шем-Товом. (Важно сделать эту оговорку, так как группы с таким названием появлялись на сцене еврейской истории по крайней мере еще дважды в глубоком прошлом: хасиды эпохи Второго Храма и хасидей Ашкеназ (Германия, XI-XIII вв).
В Хабаде отношение к связи хасид – цадик было менее ориентировано на личное общение, нежели в других течениях хасидизма: учителя Хабада не раз говорили, что лучше перечесть книгу Ребе, чем бросать семью и ехать к нему.
Основатель движения Хабад был младшим и любимым учеником Великого Магида. Учитель велел юноше составить новую редакцию галахического кодекса «Шулхан Арух». Из этого огромного труда до нас дошла некоторая часть глав (несколько из них – в двух разных редакциях). Тот, кто не получил в детстве полноценного еврейского воспитания и восполняет пробелы в образовании в зрелые годы, с интересом прочтет главу об изучении Торы.
Ребе установил новый обычай: парады еврейских детей в праздник Лаг-Баомер. В 1980 году во время такого парада в Нью-Йорке, Ребе как обычно, обратился к десяткам тысяч собравшимся на парад детям и их родителям с речью. Неожиданно для всех, Ребе перешел на русский язык. Очень немногие из слушателей (только «старая гвардия») понимали по-русски, но и они в 1980 году не могли понять, о каких переменах в России говорил Ребе. Да и кто тогда мог поверить, что колосс рухнет.
Праздник называется Шавуот потому, что он наступает после того, как было отсчитано семь недель (шева шавуот). В Шавуот народу Израиля была вручена Тора. Вс-вышний, избирая нас для великой миссии, поклялся, что не заменит нас никаким другим народом, а мы поклялись, что никогда не откажемся от Торы и от служения Ему.
И послеполуденную молитву «Минха», и обед устраивают раньше обычного. Сразу после обеда молятся (не забудьте – в этот день не читают «Таха-нун»).
20 АВА -ЙОРЦАЙТ ОТЦА ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ
Если вы хотите составить представление о жителях какой-либо страны, познакомьтесь с ее евреями. Английский еврей – квинтэссенция англичанина, а французский еврей – более француз, чем сами французы.
Отсчет начинается не с первого, а с шестого дня, то есть с сотворения человека.
В Рош ha-шана начинается год, и мы по неискоренимой привычке нет-нет да и называем этот день Новым годом. А жаль – ведь этот «перевод» не только не отражает суть праздника, но и, в определенной степени, мешает ее понять.
«Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!»
В Рош ha-шана Вс-вышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Как говорит Мишна («Рош ha-шана», 1:2), в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.
Из законов о раскаянии по Рамбаму.
Что такое полное раскаяние? Если тому, кто раскаялся в каком-либо грехе, предоставилась возможность снова совершить его, но удержало его от греха раскаяние, а не страх или иная причина – это и есть полное раскаяние
«В шалашах живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской»
«В шалашах живите семь дней», – в течение всего праздника Сукот следует жить в шалаше, то есть превратить суку в свой дом: есть, пить, изучать Тору, отдыхать, принимать гостей.
Мы приводим этот рассказ из книги «За железным занавесом» без изменений.
…Когда я пел и танцевал, то совершенно забыл, что я по сути дела раб и нахожусь в трудовом лагере в Сибири. Дух мой пел и танцевал на акафот в Любавичах».
Нужны ли Торе подпорки научного и псевдонаучного толка? Вряд ли
«Множество людей в разное время исследовало гору Арарат в поисках Ноева ковчега. Библия однако, говорит что Ноев ковчег остановился не на горе Арарат, а на горах Араратских, то есть на горах Урарту (обширный регион в восточной Турции).
От Ноаха до Авраама — десять поколений, и за все эти долгие годы Г-сподь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама
У царя во время путешествия выпала из короны жемчужина. Велел он принести сито и просеять песок на том месте. Просеяли раз — не нашли, другой — не нашли, на третий раз нашлась жемчужина. Все со вздохом облегчения возгласили: «Царь отыскал свою жемчужину!»
«И дам тебе и твоему потомству страну, где ты сейчас живешь, всю Страну Кнаан, в вечное владение».
Велика заповедь обрезания. Вс-вышний обещал Аврааму, что обрезанные не будут пребывать в аду вечно. Однако те обрезанные из евреев, которые, отрицая всемогущество Г-спода, предпочитают жить по нееврейским законам, выходят из союза с Богом.
Может быть, стоило бы и в Россию перенести опыт ширящегося в мире движения «Сынов Ноя».
Каждый, кто побывал в последние годы в России, в том числе и в относительно патриархальной глубинке, встречал незнакомый нам по прошлым годам типаж: нееврей, который посвятил жизнь иудаизму. Это даже не интерес, не хобби — это смысл жизни для многих из них.
В царствование Рехавама, сына и наследника царя Шломо, десять колен Израиля отделились от царства, созданного Шаулем и Давидом и создали свое государство: Израиль.
В царствование Рехавама, сына и наследника царя Шломо, десять колен Израиля отделились от царства, созданного Шаулем и Давидом и создали свое государство: Израиль. «В три изгнания увели их: одно по ту сторону реки Самбатьон, второе – в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний».
В агадической литературе встречается идея, согласно которой имя порой определяет судьбу человека
В Танахе мы находим около 2800 личных имен. Не все они, разумеется, принадлежали евреям, тем не менее именно Танах был и остается самым важным источником еврейских имен.
В последнее время отрицание Исхода как исторического факта стало модной темой в израильских академических кругах. Но моды приходят и уходят, а Тора остается неизменной.
Один из наиболее убедительных доводов (научного ряда) заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, – если только на самом деле он не пережил подобной травмы.
О даровании Торы («Шабат», 71-89)
«И вывел Моше народ к Г-споду из стана, и встали они под горой». Сказал р. Авдими, сын Хамы бен Хасы: — Слова «встали под горой» означают, что поднял Всевышний над сынами Израиля гору, словно купол, и произнес: «Принимаете Тору – хорошо, а нет – здесь будет могила ваша!»
Тора не проповедует аскетизм и отказ от материальных благ, но подчеркивает их подчиненный характер.
Скиния – это разборное передвижное сооружение, подобное шатру, служившее сынам Израиля Святилищем в пустыне и в Эрец-Исраэль до построения Храма Соломоном.
Зачем и как продают хамец?
Еврей, во владении которого в Песаха находится хамец, нарушает два запрета Торы (причем, каждое мгновение в таком состоянии является для него отдельным нарушением закона)