Глава 9

 С Б-жьей помощью

И объясняется это согласно сказанному в книге "Зогар" и в "Тикуним" и еще в нескольких местах. Бина[1] - это верхнее покаяние, а "мать сидит на птенцах и т. д."[2]. Это значит, что когда человек размышляет о величии Всевышнего очень углубленно и порождает духом понимания своего глубоко укорененные в душе интеллектуальные любовь и страх, как написано: "И ты будешь любить Всевышнего, Б-га твоего", ибо "Он - твоя жизнь и т. д."[3], и не довольствуется лишь естественной, скрытой [в глубине души] любовью[4] и т. д., а также страхом, и трепетом, и стеснением и т. д., как известно, - тогда это [состояние] называется "мать сидит на своих птенцах и т. д.". А ведь суть любви в единении духа с духом, как написано: "Он целует меня поцелуями уст Своих и т. д."[5], как известно. И об этом сказано: "И всей душой твоей"[6], то есть всеми частями души - разумом, эмоциями и их одеяниями: мыслью, речью и действием - так, чтобы все они соединились с Ним, благословенным. Эмоции - с Его, благословенного, эмоциональными атрибутами: "Как Он милосерден и т. д."[7]; а разум - с Его, благословенного, разумом и мудростью, и это - познание Торы, ибо "Тора от мудрости исходит"[8]; а также и мысль - с Его, благословенного, мыслью; а речь - со словом Всевышнего, и это - Г алаха[9], как написано: "И Я вложу слова Мои в твои уста"[10], "И слова Мои, которые Я вложил в твои уста"[11]; а действие - помощь нуждающимся в ней, дабы оживить дух "находящихся низко"[12], как написано: "Ибо в шесть дней сделал Всевышний и т. д."[13]и как известно, в другом месте.

Это и есть приверженность духа к духу в совершенной близости и единении, когда оно порождается любовью и т. д. И так как нарушение союза испусканием семени впустую и, нет нужды добавлять, запрещенной физической близостью или другого рода физическим общением, запрещенным Торой или установлениями мудрецов (а установления мудрецов строже и т. д.[14]), наносится ущерб мозгу, потому и исправлением должно быть изучение Торы, ибо она проистекает от мудрости. И потому написано в "Тана дней Элиягу": "Человек совершил грех и заслужил смерть пред Всевышним. Что же он должен делать[15], чтобы жить? Если он имел обыкновение прочитывать одну страницу, пусть читает две; если он имел обыкновение изучать одну главу, пусть изучает две и т. д.". Наподобие разорванной веревки, которую снова завязывают так, чтобы на месте разрыва узел был дважды удвоен. Так и с "долей наследия Его и т. д.". И написано об этом: "Милосердием и истиной искупается грех и т. д."[16]. "Истина же - не что иное, как Тора, и т. д."[17]. Точно так же "грех дома Эли [не может быть искуплен] ни жертвой, ни приношением"[18]. Не может, но может быть искуплен изучением Торы и помощью нуждающимся, как сказано в конце первой главы трактата Рош-гаШана[19].

К главе девятой

[1]   См. Тания, часть 1, начало гл. 3, а также примечания, часть 1, гл. 13; часть 2, гл. 9.

[2]   Дварим, 22:6. Постижение, Бина, - мать, а эмоции, порождаемые познанием, - птенцы, на что намекает образ в приведенном стихе. Эмоции не заложены в человеке, а являются порождением его интеллектуальной деятельности.

[3]   Дварим, 30:20.

[4]   См. Тания, часть 1, гл. 44.

[5]   Шир гаширим, 1:2.

[6]   Дварим, 6:5: "И ты будешь любить Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем своим и всей душой своей".

[7]   Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1; Вавилонский Талмуд, Сота, 14а, Шабат, 1336; Рамбам, Миншэ Тора, Законы о верованиях, 1:5,6.

[8]   Зогар, часть 2, стр. 85а.

[9]   Ср. Шабат, 1386.

[10]   Йешаягу, 51:16.

[11]   Йешаягу, 59:12.

[12]   Йешаягу, 57:15.

[13]   Брейшит, 20:11.

[14]   Ср. Брахот, 46; Эйрувин, 226; Сангедрин, 886: "Установления мудрецов строже велений Торы". Подобно тому, как за ограбление банка не следует смертная казнь, но во время попытки проникнуть на его территорию стража имеет право застрелить нарушителя.

[15]   Вопрос странен: ясно, что нужно совершить покаяние. И почему спрашивается о заслуживающем смерти, разве в случае более легкого греха покаяние не необходимо? И что за покаяние прочесть на страницу больше? Кроме того, грешник, не совершающий покаяния и изучающий Тору, передает жизненную силу исполненной им заповеди стороне зла, "клипот". Из всего этого следует, что речь идет о уже совершившем покаяние, но так как нижнее покаяние в случае такого тяжкого греха не очищает полностью, необходимо изучение Торы с великой любовью к Творцу, а это - все-очищающее верхнее покаяние.

[16]   Мишлей, 16:6.

[17]   Ср. Брахот, 56.

[18]   Шмуэль 1,3:4.

[19]   Рош-гашана, 18а.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру