Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Послание четырнадцатое

 С Б-жьей помощью

[Я пишу эти строки, чтобы] пробудить [в вас] любовь к сокровищу, которым мы обладаем,  –  к Святой Земле. Тоска по Стране Израиля издавна заложена в наших сердцах. Пусть эта извечная любовь горит [еще ярче], подобно пылающим углям, в самых глубинах ваших душ и сердец, как будто именно сегодня Всевышний вложил ее в них и пробудил в вас добрую волю [для оказания помощи жителям нашей страны][1]. Когда евреи щедрой рукой, от всего сердца помогают беднякам, они становятся достойными благ Всевышнего. Из года в год следует увеличивать поддержку жителей Страны Израиля, да возрастет в ваших сердцах любовь к этим [людям]  –  только такое отношение к ним будет соответствовать отношению к Святой Земле Того, Кто проявляется по отношению к ней в Своем качестве кодеш гаэльон [- "высшая святость",  –  которое присуще сфире Хохма][2]. Свет этой высшей святости постоянно озаряет нашу святую страну, и яркость его все время возрастает за счет притока все новой и новой энергии, как написано: "…Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на нее  –  с начала года и до конца года"[3]. Смысл слов Торы "до конца года" непонятен на первый взгляд[4]. Ведь по окончании очередного года наступает следующий год, и здесь, казалось бы, больше подходит слово "вечно".

Он станет ясен, если мы обратимся к написанному [в книге Мишлей]: "Свет мудрости Е-спода  –  основа существования мира…"[5]. Основным фактором в образовании сфиры Малхут, аналогом которой в физическом • мире является земной шар[6], является сфира Хохма[7]. Сфира Малхут питает жизненной энергией все мироздание, [и пророки называют ее "Страна Жизни"]. Основой существования [Страны Израиля], "земли желанной"[8], напрямую связанной со сфирой Малхут и называемой так же, как и она, "земля, на которой оживут [мертвые]"[9], являются эманация и свет сфиры Хохма  –  ибо в ней сконцентрирована энергия, несущая жизнь всем творениям. Как написано: "…[Сфира] Хохма оживит тех, кто [станет] обладателем ее [жизненной энергии]"[10]. Сияние и эманация сфиры Хохма ежегодно открывают мирам ее аспекты и наделяют создания новой жизненной энергией, ибо Всевышний, благословен Он, и Его Хохма составляют абсолютное единство, при котором Хохма  –  это и есть Его сияние, а Творец, благословен Он,  –  носитель бесконечного света  –  Эйн Соф. Качественные характеристики и количественные параметры света и жизненной энергии, потенциал которых  –  в сфире Хохма, могут изменяться бесконечно  –  по мере раскрытия в этом свете и в этой энергии величия и могущества Творца; и нет границы, нет предела Его абсолютному совершенству, [воплощенному в свете Его]. Каждый год [из бесконечного света Всевышнего изливается дополнительная энергия, обновляющая источник жизненной силы миров]  –  сфиру Хохма, [из которой, в свою очередь], нисходит поток нового, не известного до тех пор мирам света, предназначенного духовной субстанции, являющейся в высших мирах аналогом земного шара. Ежегодно в канун Рош-Гашана[11], когда Луна скрыта от жителей Земли[12], тот свет, что год назад был дарован им, возвращается в свой источник; а во время праздника Рош-f ашана [евреи] трубят в шофар[13]и читают особые молитвы, в результате чего в мир привлекается новый горний свет из более глубоких аспектов сфиры Хохма. Он озаряет [сфиру Малхут  –  ] высший аналог земного шара  –  и "обитателей его"  –  заложенные в этой субстанции созидательные силы, обеспечивающие существование высших и низших миров. Силы же эти сфира Малхут получает от Эйн Соф  –  бесконечного света Всевышнего, благословен Он; а облачением этому свету может служить [лишь] сфира Хохма [вследствие ее способности воспринять его сущность], как написано: "Источник жизни [миров  –  сфира Хохма  –  ] неотделим от сути Твоей; [благодаря этой сфире] Твой свет становится доступным для нас"[14]. (И как известно тем, кто постиг тайны мудрости, в каждый праздник Рош-f ашана происходит несира [- букв, "удаление": существование сфирот, управляющих мирами, и самих этих миров поначалу как бы теряет смысл для Творца], но с течением дня вновь обретает его  –  и на более глубоком уровне,  –  после чего сфира Малхут получает новый "мозг": [энергию, позволяющую ей управлять всеми процессами, происходящими в мирах].) Процесс обновления жизненной энергии происходит ежедневно и в микромире  –  человеческой душе. Во время утренней молитвы  –  "Шахарит"  –  человек тоже как бы получает новый "мозг": новую духовную энергию, проявляющуюся, главным образом, в его интеллекте. В макромире этот процесс происходил и будет происходить на протяжении всех шести тысяч лет существования мира физического.

Теперь становится понятным смысл приведенных выше слов Торы: "…Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на нее…". "Взор" Всевышнего  –  антропоморфизм, обозначающий здесь эманацию и сияние света сфиры Хохма; поэтому мудрецы называются "глазами общины"[15], и по той же причине [сказано в Талмуде, что] воздух Эрец-Исраэль способствует интеллектуальным прозрениям[16]. Несмотря на то, что эманация и сияние сфиры Хохма проявляются перманентно, .их качественные характеристики и количественные параметры постоянно изменяются со времен создания Вселенной: каждый год в миры изливается новый горний свет, а тот свет% который стал достоянием мира в предыдущий Рош-f ашана, возвращается в свой источник в канун очередного праздника. Поэтому и написано: "Взор Г-спода, Б-ra твоего, постоянно направлен на нее  –  с начала года и до конца года"; [именно "с начала года и до конца года", а не "вечно"]. В слове мерейшит ["с начала года"] отсутствует буква "алеф"; в неполном написании его содержится намек на отсутствие света, который в ночь праздника Рош-f ашана возвращается в свой источник. А наутро, после того, как протрубят в шофар, в миры опускается новый свет, исходящий из более глубоких аспектов сфиры Хохма, которые до тех пор никогда еще не раскрывались. Свет этот изначально вбирают в себя "страны жизни": верхняя [- сфира Малхут  –  ] и нижняя [- Эрец-Исраэль]; он присутствует в них в скрытой форме, но в течение года передается всем мирам в виде жизненной энергии. Однако выявление в них этого света зависит от поступков людей, их заслуг, а также от того, насколько искренне они возвращаются ко Всевышнему в "Десять дней раскаяния"[17]. Разумный да поймет сказанное.

К посланию четырнадцатому

[1]   За новое дело люди берутся обычно с большим воодушевлением, чем за дело привычное, рутинное. В книгу Тания это послание вошло с купюрами. В книге писем автора, изданной в 1985 году изд-вом "Кегот" в Нью-Йорке, приводится еще один отрывок из него. В нем Алтер Ребе приводит комментарий наших учителей к словам "…и будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня…" (Дварим, 6:6),  –  гласящий, что слова Торы должны ежедневно восприниматься человеком с таким воодушевлением, будто только сегодня он услышал их из уст Всевышнего на Синае, Алтер Ребе поясняет, что эти слова справедливы и в отношении заповеди оказывать помощь жителям Эрец-Исраэль.

[2]   См. прим. 11 к посл. 13 в четвертой части этой книги. Хохма определяется как кодеш гаэльон, ибо слово кодеш означает "трансцендентный". Причем существует различие между словом кодеш ("святость") и кадош ("святой"); последнее в грамматической форме прилагательного указывает на те аспекты Б-жественного, которые трансцендентны лишь относительно каких-либо миров, а не всего мироздания. Кодеш в форме существительного  –  главного члена предложения или, по выражению книги Зогар, "самостоятельного" слова  –  указывает на тот аспект Всевышнего, который трансцендентен всему мирозданию. Всеведение Творца, Его абсолютное знание, которое и есть высший аспект сфиры Хохма, было присуще Ему и до сотворения миров. Его знание охватывало все мироздание и все процессы в нем и до его появления. Даже если бы не были Им сотворены миры, Хохма была бы все равно присуща Ему, в отличие от других Его свойств, таких, как рахум ("милосердный") или ханун ("милост-ливый")  –  их существование связано с мирозданием, ибо без творения эти Его свойства не могут найти выражения. Слова рахум и ханун по своей грамматической форме являются особыми страдательными причастиями, т. к. эти свойства вызваны существованием творений. Автор пишет об этом в своей книге Ликутей Тора, гл. Бемидбар, стр. 93а.

[3]   ПоДварим, 11:12.

[4]   В связи с этой цитатой возникают два вопроса: тот, который приводится в послании, и другой  –  ведь сказано, что "Взор Г-спода, Б-ra твоего, постоянно направлен на нее…", почему же нужно еще добавлять "с начала года… и до конца года"? Ответ на второй вопрос автор не дает прямым текстом; очевидно, он полагает, что это станет ясным из ответа на первый.

[5]   По Мишлей, 3:19.

[6]   См. прим. 19 к посл. 8 в четвертой части этой книги.

[7]   См. посл. 5 в этой части книги. Сфира Хохма  –  замысел Творца, а сфира Малхут реализует этот замысел. Согласно учению Хабада, критерием глубины и величия замысла является возможность его реализации. И в нашем мире ценность научной теории или открытия состоит именно в этом.

[8]   По Малахи, 3:12.

[9]   По словам наших мудрецов, мертвые вернутся к жизни в будущем лишь в Эрец-Исраэль, а кости похороненных за ее пределами вынуждены будут переместиться по подземным переходам в пределы Святой земли (см. Мидраш Раба к Брейшит, 96:5, Ктубот, Ilia и комм. Раши там же).

[10]   По Когелет, 7:12. См. Тания, часть 1, гл. 18.

[11]   Новый год, букв. "Главный [день] года".

[12]   См. Рош-Гашана, 8а. Согласно Кабале и учению Хабада, Луна в определенном аспекте  –  физический аналог сфиры Малхут. Сокрытие Луны указывает на то, что внутренние аспекты сфиры Малхут не проявляются в мирах и Б-жественный свет  –  содержание этой сфиры  –  удаляется в свой высший источник, возвращается к Творцу. Иными словами, Всевышний как бы пересматривает Свое решение о сотворении мироздания. Он оценивает, насколько поступки людей соответствуют Его замыслу и цели, которую Он поставил, создав универсум.

[13]   Бараний рог. Трубить в шофар  –  главная заповедь, которую предписано

исполнять в Рош-Гашана (см. Ваикра, 23:23,24). В Кабале и учении Хаба-да подробно объясняется духовное и мистическое значение этой заповеди.

[14]   По Тегилим, 36:10.

[15]   См. Бемидбар, 15.24. Интеллектуальное созерцание  –  одна из высших форм проявления аналога сферы Хохма в душе человека.

[16]   См. Бава батра, 1586

[17]   Эти десять дней начинаются с Рош-Гашана и кончаются в Йом-Кипур  –  день, когда Всевышний прощает грехи и очищает от них людей. Чтобы удостоиться прощения, необходимо покаяние. Число 10 указывает, согласно Кабале, на некую целостность, завершенность, поэтому на это и отводится десять дней