Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вот просыпается человек рано утром…

ВОТ ПРОСЫПАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК РАНО УТРОМ…

Вот просыпается человек рано утром и видит, что он в силах открыть новую страницу своей жизни. Перед ним – масса возможностей, словно новый, полный неизведанного мир раскрылся перед ним. Душа его возвращена ему после сна свежей, обновленной, полной сил для работы в наступающем дне. И человек чувствует необходимость выразить благодарность своему Творцу. Поэтому он начинает новый день словами молитвы «Модэ ани»: Модэ они лефанеха, мелех хай векаям, шегехезарта би нишмати бехемла, раба эмунатеха («Благодарю Тебя, Царь живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою – велика моя вера в Тебя!»).

Эта молитва предназначена для того, чтобы оставить свой отпечаток на весь последующий день. Чтобы в сознании осталось, что мы – каждую минуту, каждое мгновенье нашей жизни – находимся пред лицом «Царя живого и вечного», что мы – Его верноподданные, обязанные слушаться Его и исполнять Его повеления. Чтобы это оказало свое влияние на все, что мы делаем в течение дня. Сказал пророк Ирмеягу (Эйха, гл. 3): «Каждое утро, обновляется [милосердие Твое], велика моя вера в Тебя!» Иными словами, сам факт обновления человека каждое утро – это фактор укрепления нашей веры в Творца, Который берет вечером нашу душу в залог уплаты нашего долга Ему, а утром возвращает ее нам. С этой точки зрения в словах пророка просвечивает еще один смысловой оттенок: эмунатеха («вера в Тебя») можно перевести и как «Твоя верность». То есть «велика верность Твоя»: хотя все мы Твои должники, Ты забираешь каждый вечер наши души, лишь напоминая нам о числящемся за нами долге, но каждое утро словно открываешь нам новый кредит Своего доверия: «Давай посмотрим, сын человеческий, как ты используешь Мой кредит – сколько пищи духовной ты приобретешь за него!..»

ОМОВЕНИЕ РУК

Что делают сразу после того, как произносят «Модэ ани»? Омывают руки – самое естественное действие только что проснувшегося человека… Однако у омовения рук согласно Торе есть ряд особенностей. Прежде всего, омовение обязательно производить, поливая руки водой из кружки, причем вода должна быть чистой. Во-вторых, каждую из рук нужно омыть три раза в следующем порядке: правую – левую, правую – левую, правую – левую. Более подробно: кружку берут правой рукой и передают ее в левую; затем льют воду на правую руку, передают кружку из левой руки в правую и льют воду на левую руку; передают кружку в левую руку и омывают правую, передают в правую и омывают левую – и так еще раз, пока каждая из рук не будет омыта три раза. Уточним: омывать следует кисть руки – до сустава, скрепляющего ее с предплечьем. В чем смысл именно такого омовения рук? Прежде всего, как говорят наши мудрецы, «руки человека вечно заняты». Даже когда человек спит, руки его не отдыхают. Они касаются различных мест тела и загрязняются. Поэтому утром руки необходимо очистить.

Далее: согласно Торе, сон в известной мере равняется смерти. Как говорят наши мудрецы, «сон – это одна шестидесятая часть смерти». Мертвое тело – источник духовной нечистоты, и спящий человек оказывается в некоторой мере подвластен духовной нечистоте. Чтобы окончательно освободиться от нее после пробуждения, необходимо омыть руки. Кроме того, каждое утро человек как бы создается заново, чтобы предстать пред своим Творцом и снова начать служение Ему. И так же, как коген (священник), прежде чем начать работу в Храме, омывал руки – мы тоже, прежде чем начать наше дневное служение Вс-вышнему, обязаны омыть руки.

Лишь после омовения рук мы имеем право дотрагиваться до нашего тела, одежды и прочих предметов. Тут следует сказать несколько слов о том, какую одежду предписывает нам Тора носить: одежда должна быть скромной, простой, не слишком обнажать тело.

Она не должна кричать: «Смотрите все – вот я иду!» При этом важно следить за тем, чтобы одежда была целой и чистой. Мудрецы наши выразили это требование так: «Знаток Торы, на одежде которого пятно, заслуживает смерти». Это сказано именно о знатоках Торы, одежды которых должны быть, в частности, более длинными, чтобы беречь тело – вместилище души, данной человеку Вс-вышним.

В противоположность известной поговорке, что, мол, «по одежке встречают, по уму провожают» – то есть что одежда есть нечто внешнее, несущественное и даже зачастую противоречащее истинному облику человека, – Тора считает, что «одежда красит человека». Слова пророка Михи: «…и скромно ходить пред Б-гом твоим» относятся также и к одежде. Еврей обязан одеваться по-еврейски, чтобы и одежда его свидетельствовала о его принадлежности к народу Израиля.

И тут мы естественно переходим к двум принадлежностям одежды еврея, с которыми он не расстается в течение всего дня. Первая из них – «кипа», покрывающая голову еврея.

ЗАЧЕМ НУЖНА «КИПА»?

Покрывание головы – очень древний еврейский обычай. Он приучает человека ощущать, что мы постоянно находимся пред лицом Вс-вышнего, Царя Вселенной, пред Которым надлежит склоняться и Чью волю мы обязаны покорно принимать. Иными словами, ношение «кипы» пробуждает в еврее Б-гобоязненность. Поэтому мудрецы наши запретили проходить 4 локтя (2,4 м) с непокрытой головой. С течением времени этот обычай стал характерным признаком еврея, по которому окружающие узнают человека, верящего в Тору и соблюдающего ее заповеди.

Нередко приходится слышать: какое значение может иметь кусок материи, прикрывающий голову? Какой в этом смысл? Однако в действительности ношение «кипы» имеет очень глубокий смысл. «Кипа» указывает на принадлежность к определенной общности людей. Она подобна головному убору солдата: надевая его, он сознает, что на него ложатся обязанности, стандарты поведения, конкретные ограничения и требования, что он не свободен уклониться от выполнения возложенного на него поручения – иначе он станет дезертиром. Точно так же еврей, покрывший голову «кипой», сознает, что он – солдат армии Вс-вышнего, Б-га Израиля, и что его внешний вид обязывает к такому поведению, к такому образу жизни, который должен демонстрировать его принадлежность к воинству Царя Вселенной. Более того: не знавшая компромиссов приверженность прошедших поколений к этому «кусочку материи» наделила его новым качеством: святостью, в которой есть нечто от того пиетета, которым окружен национальный флаг, – флаг тоже не более чем кусок материи, однако значение его велико благодаря ценностям, которые он символизирует.

А вторая неотъемлемая принадлежность еврейской одежды – «цицит», или «талит»: четырехугольное покрывало, к углам которого привязаны кисти из шерстяных нитей. Но о смысле «цицит» мы поговорим позже (см. стр. 46)