Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Обращение к нашему современнику

 
ЭЛИЯГУ КИ-ТОВ[1]

Вниманию читателя предлагается статья, в которой наш современник излагает свои взгляды по ряду актуальных для нашей страны вопросов. Многие его мысли и выводы не нашли окончательного завершения в процессе изучения и изложения темы. Многие явления, происходящие в нашем обществе, чужды его мировоззрению, сложившемуся в течение многолетней сознательной жизни.

Решение задачи, поставленной автором перед самим собой, не является исчерпывающим как вследствие громадной необъятности поднимаемых в ней вопросов и их многогранности, так и вследствие ряда других причин.

Учитывая это, автор считает своим долгом пригласить читателей принять участие в решении проблем, разъедающих наше общество, и прежде всего в поисках выхода из создавшегося положения.

Читатели приглашаются также высказать свои замечания и коррективы по поводу первых четырех глав: «Развеянные иллюзии», «Вопросы к руководителям», «Незыблемость и вечность еврейского народа» и «Сила веры».

Выводы, которые предлагаются в главах «Исповедь» и «Возвращение», подразумевают духовную революцию и радикальное изменение всего образа жизни. Выводы эти написаны в тезисном варианте и ожидают коллективного труда умов и сердец читателей для их завершения.

После этого можно будет надеяться, что поднятые проблемы найдут отклик у ищущего разума и чуткого сердца.

РАЗВЕЯННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

После Войны Судного дня, после провала во всех сферах – политической, социальной, военной и экономической, – кто еще верит в наивные теории о спасении человечества и счастье отдельного индивидуума? Не верят более ни в социализм, ни в коммунизм как радикальные средства преобразования человеческого общества.

Принимала ли еще когда-нибудь ненависть к евреям такой тотальный и угрожающий характер, в том виде, в каком она выплескивается в настоящее время во всеобщий бойкот и злобное поношение государства евреев?

Не верят более в идею еврейского национализма и в превращение нас в обычный народ во «всемирной семье народов».

Демонстрировали ли когда-нибудь народы планеты такую единодушную неприязнь к Израилю, желающему стать равноправным членом в их семье?! И когда? В эпоху, когда доктрина еврейских националистов «быть, как все народы» обрела кровь и плоть в большей степени, чем когда-либо на протяжении многовекового изгнания.

Даже если армия вернет себе свою былую силу и даже станет еще сильнее, то все равно не будет уже былой веры в ее силу и могущество, в ее способность единолично противостоять в десятки раз превосходящим ее численностью силам врага.

Разве не было у нашего народа сильной армии в его древней истории и разве, несмотря на это, не постигли его опустошительные войны и катастрофы?

Не верят более и в войну как средство решения проблемы безопасности. И не верят ни в какие мирные соглашения, не стоящие ломаного гроша.

После поколений модернистского воспитания и кристаллизации лидернистических идей мы стоим сегодня у разбитого корыта, не зная, кто мы, что мы, кто есть еврей и что есть Израиль.

ВОПРОСЫ К РУКОВОДИТЕЛЯМ

Как и чем вы собираетесь врачевать язву коррупции, поразившую наше общество? Какой вы можете предложить рецепт против охвативших всех разочарования и неуверенности?

Какие ответы вы можете дать молодому поколению, вопрошающему: какой вообще смысл в существовании государства? к чему национальная индивидуальность? для чего быть евреем? и почему, для чего эти вечные, непрекращающиеся войны?

Каким образом вы думаете вернуть народу его культуру и самобытность, после того как вы лишили его связи с богатейшим культурно-историческим наследием?

Что вы собираетесь предпринять, чтобы сдержать поток чужаков, хлынувших на нашу землю, и параллельно с этим приостановить массовое бегство нашей молодежи из страны? А ведь это стало возможным лишь благодаря тому, что вы разрушили духовные барьеры между евреями и неевреями.

Какую отповедь вы можете дать Дану Бен-Амоцу, выражающему мнение многих и провоцирующему дезертирство из страны, окончательное забвение сионистской идеи и совершенную ассимиляцию среди народов, окончательно разрешив таким образом еврейский вопрос?

Вы, взрастившие и выпестовавшие эти раковые опухоли, какую отповедь вы можете дать им, после того как идеалы светского сионизма не выдержали испытания временем?

Сознаете ли вы угрозу со стороны объединенного фронта арабов, поставивших на колени весь мир?

Сомневаетесь ли вы еще в серьезности публичных деклараций всех арабских народов о том, что их конечной целью является уничтожение Израиля? И какой план спасения перед лицом этой опасности вы можете предложить?!

До каких пор можно полагаться на Соединенные Штаты Америки? А что если национальные интересы США изменятся и станут противоречить нашим жизненным интересам?

И даже если будет создано «правительство национального единства», каким будет ответ на эти беспощадные в своей обнаженности вопросы?

Может ли быть мир – подлинный мир – с арабами, цель которых уничтожить нас любым путем, военным или мирным?! Хаби Бургиба как-то сказал: «Дайте им двадцать лет мира, не будет более государства евреев…» Конгломератом наций, коктейлем религий – таким будет государство спустя двадцать лет мира. Куда же вы ведете израильский корабль?

НЕЗЫБЛЕМОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Сбившиеся с пути напрасно будут биться в поисках выхода из тупика, в котором оказались по собственной же вине, тщетны будут их усилия найти модернистский путь решения катастрофических катаклизмов. Есть, правда, путь истинный и вечный, но блуждающие в потемках не замечают его.

Единственный выход – в той непреходящей системе духовных ценностей, в Торе, драгоценном даре Небес, что стояла у истоков нашего становления как народа. Только в ней ключ к решению проблем нашего поколения. Тора еврейского народа дает нам ответы на все сверлящие мозг и сердце вопросы: «Кто мы, что мы, для чего мы здесь, почему множатся напасти, где мы найдем себе союзника в трудную пору невзгод и испытаний, когда придет им конец и что требуется от нас, чтобы прийти к счастливому финалу?»

Кто мы? Мы не семья во всемирной семье народов, мы потомки Авраама-еврея: весь мир на одном полюсе, мы – на другом. «Народ, живущий обособленно». Такова закономерность, не поддающаяся изменению. «Известно, стократ доказано и испытано, что Исав – враг Яакова». И эта истина справедлива, когда они обособлены друг от друга. Но эта звериная ненависть удесятеряется, когда еврей меняет свое лицо, стремясь уподобиться Исаву и добиваясь его близости.

Что мы? Наша сущность выражена в нашей миссии – исправление мира, превращение его в Б-жье царство, – которую мы приняли под присягой, ратифицирующей вечный союз между Б-гом и еврейским народом в момент Синайского Откровения. Союз этот вечен, и факт этот определяет судьбу нашего народа на протяжении всей его истории вне зависимости от нашей воли.

Для чего мы здесь? Для того чтобы мы смогли в полной мере осуществить выполнение нашей миссии, мы стали народом Торы, которому дарована также Земля Обетованная. Народ еврейский – народ избранный, избранный к священной миссии – воцарению имени Б-жьего над всеми народами. Место обитания еврейского народа также было предопределено Б-гом, им стала Земля Обетованная–Эрец-Исраэль, являющаяся необходимым условием для выполнения миссии нашего народа. Эрец-Исраэль был отведен Б-гом Ше-му, сыну Ноя, и впоследствии его потомку Аврааму, от него Ицхаку и далее Яакову и его сыновьям, двенадцати коленам Израилевым. С тех пор и во веки веков Эрец-Исраэль – неотъемлемый надел еврейского народа. Наше право на эту землю, несмотря на наше изгнание, не было поколеблено ни на йоту. Земля Обетованная не принесла счастья и процветания ни одному из многочисленных ее покорителей – ни мамелюкам, ни полчищам султана Салахад-Дина, ни крестоносцам, ни Оттоманской империи и ни Британской империи. Наше нынешнее возвращение на нашу землю окончательное, следствием которого должно быть исполнение нами нашей миссии.

Почему множатся напасти?

Не раз мы уже напоминали, что счастье человечества зависит только от исправления и очищения. Исправление же мира зависит от нас вследствие принятого нами под присягой предназначения, так что с момента Синайского Откровения весь ход, все течение мировой истории и в особенности истории евреев определяется именно тем событием. То, что евреи не выполняют своей миссии, еще не означает того, что Б-г отступился от нас.Такой ход событийбыл предвиден еще в древнюю эпоху, подтверждение чему мы находим в книге пророка Иехезкиеля: «Если же нет – то рукой мощной и десницей протертою и гневом хлещущим воцарюсь Я над вами». Только нашим неповиновением предписаниям Торы объясняются все постигшие нас несчастья.

Где мы найдем себе союзника в трудную пору невзгод и испытаний? У еврейского народа есть лишь один верный и испытанный союзник – его Б-г и никто другой, кроме Него.

Храня свой завет с Б-гом, еврейский народ избавляет себя от нужды в союзе с иными народами. В противном случае все договоры о дружбе, взаимопомощи и т. п. с иными народами ничего не стоят.

Такова природа еврейского народа – быть неповторимым и изолированным. Неповторимым – тогда, когда его безмятежный покой никем не нарушается и все народы ищут путей приближения к нему. И изолированным, когда народ этот стремится нивелировать свой неповторимый облик в среде всех народов. Но доступ к еврейству открыт каждому человеку любой расы и любого народа, проникшемуся духом еврейства и готовому свято соблюдать его образ жизни и вечный Закон.

СИЛА ВЕРЫ

Достаточно было бы, если бы в результате последних событий мы избавились от иллюзий, даже не придя еще к истинной вере. И во сто крат лучше будет для нас, если мы придем к искренней вере в наше предназначение, осознаем это и изменим наш образ действий. Что может воспрепятствовать сыну или дочери еврейского народа, избавившимся от веры в иллюзорные ценности современной цивилизации, прийти к истинной вере? К вере в Б-га евреев и в великую миссию нашего народа. К вере, которая была нашей твердыней в течение трех с половиной тысяч лет.

Народ, тысячелетия гонимый и преследуемый за свою верность Б-гу, рассеянный и разбросанный среди множества ненавистников тайных и явных, не забыл имени Б-га своего и не признал богов чужих. Нет такой силы, которая способна заставить евреев забыть своего Б-га, изменить своей любви к нему, во имя которой сотни тысяч шли на смерть. Есть ли еще народ, который был бы так предан своему Б-гу?

Души «потерянные и заброшенные» в нашем обществе – явление не новое и не необычное. Не раз случалось, что человек или даже группа людей, казалось, навсегда порывали со своим народом, но обязательно наступал час, когда человеку являлся образ его отца, который говорил: ты – мой сын, а я – твои корни, источник силы твоей. Так вернись во имя жизни! И он возвращался. Где, у кого есть еще такая вера.

Наши враги не дают нам забыть о нашем месте и назначении. Мы знаем из истории, что многие евреи растворялись среди народов, и благодаря им эти народы достигали невиданного расцвета и благосостояния. Но разбогатев благодаря мудрости, таланту и упорному труду ассимилированных евреев, эти народы с яростью изгоняли их из своей среды, говоря: «Нет вам места под солнцем – или мы, или вы!»

Тора, то есть комплекс заповедей, исторических повествований, постановлений и запретов, переходила из поколения в поколение без изменений или исправлений в ее тексте. Так традиция прослеживается на протяжении всего обратного направления истории, до Синайского Откровения. Можно ли допустить, что люди из поколения пустыни были фальсификаторами и что во всем мире не нашлось человека, восставшего против фальсификации? Известен ли хотя бы один факт из той эпохи или позднейшей истории, который опровергал бы содержание Торы? Нет, не известен. Многие вероотступники, лжепророки из среды нашего народа обрушивались на своих современников или вещали о беспросветности будущего и отсутствии надежды, но никто не оспаривал фактов традиции прошлого, никто не обвинил в фальсификации поколение пустыни – свидетеля Синайского Откровения, поколение, которое ответило: «Сделаем и слушать будем».

На глазах миллионов евреев и десятков миллионов иноверцев творил Б-г чудеса и знамения. И никто не усомнился в них ни в те мгновения, ни позже. Однако самым великим чудом, которое явил Б-г евреям и всему миру, была манна небесная, которой трехмиллионный народ питался на протяжении сорока лет странствий в пустыне. Манна опускалась каждое утро, и каждый, будь то ребенок или закаленный воин, собирал свою порцию – неизменно один омер на душу. Не менее чудесным было и то, что по пятницам опускалось двойное количество манны, а по субботам манны не было вообще, как символ святости дня субботнего. И нет ни одного свидетельства ни той эпохи, ни последующих эпох, которые могли бы заронить тень сомнения в достоверности этих событий. Более того – у Моисея были противники, были также в народе недовольные, сожалевшие об исходе из Египта и помышлявшие о возвращении, и все же даже среди них не нашлось никого, кто бы отрицал факт дарования Торы и факты, изложенные в ней.

Народ гонимый и преследуемый, народ-скиталец, разбросанный по всем странам света, хранит верность одному и тому же Закону, одной и той же традиции. Что может быть более достоверным и абсолютным?! Книга Книг и вещие слова наших пророков предсказали на тысячелетия вперед историю еврейского народа и его возвращение в Сион, предсказали изгнание и избавление и что следует делать, чтобы ускорить наступление избавления. Так говорил Моше-рабейну своему народу: «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все предсказания эти в далеком будущем, ты и вернешься к Б-гу твоему, и голос Его слушать будешь… ибо Б-г милосердный не оставит тебя и не погубит тебя» («Деварим» 4, 30–31).

И мы обязаны ускорить наступление долгожданного избавления, вернувшись к своим истокам, к своим корням и к своему Б-гу.

ИСПОВЕДЬ

Исповедь предшествует раскаянию и возвращению на путь истины. Человек, преступивший какую-либо заповедь Торы, заслуживает прощения только тогда, когда раскаянию предшествует исповедь перед Творцом в совершенном поступке и зарок не повторять подобного впредь. Это касается также тех, кто сознательно нарушал многие законы Торы и подстрекал к этому других.

Искупление и искоренение зла невозможны без исповеди и раскаяния.

Итак, вот она, исповедь: мы грешили, изменяли, грабили, злословили. Мы грешили, когда из народа Торы стали толпой прожигателей жизни, толпой любителей наживы.

Мы грешили – коллективно и индивидуально, друг перед другом и каждый в отдельности перед Б-гом.

Изменяли – сыновьям нашим, от которых сокрыли источник их жизненной силы. Им неведомо, кто они и для чего они.

Изменяли – всему миру. Забыли, что мы народ священный, носитель не оружия и доспехов, а слова Б-жьего, которое надо донести до народов всей земли, как вещали пророки. И вместо этого превратились во второразрядное государство и униженно обратились к народам с просьбой о кредитах, займах и оружии, одновременно перенимая чуждые эрзацкультуру и обычаи.

Грабили – то добро, что могло стать достоянием всей земли. Не для себя мы явились в мир, но для того, чтобы все народы благословляли себя нашим именем.

Злословили – потакали отступникам и говорили: мир, мир, а мира все нет. И какая яростная борьба, какая страшная междоусобица раздирает страну, все общество, начиная с парламента, правительства, министерств, межпартийных и внутрипартийных блоков и группировок и кончая соседями по лестничной площадке, коллегами по работе и т. п. Забыв заповедь «и люби ближнего своего, как самого себя», мы прониклись ненавистью без причины и повода.

Каждый, кому дорого спокойствие и счастье народа, пусть дополнит эту исповедь тем, что ему известно, пусть не молчит…

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Говоря о возвращении, мы имеем в виду возвращение к Б-гу. Весь народ должен вступить на путь истины, но когда наступит пробуждение, мы сказать не можем. Это скрыто от нас.

Наши мудрецы называли еврейский народ народом, близким к раскаянию. Мы же наблюдаем, казалось бы, нечто обратное – что евреи далеки от раскаяния.

Не может быть возвращения к Б-гу, если этому не предшествует вера в Него. Сбившемуся с пути, но сознающему, что он отдаляется от Б-га, можно крикнуть: «Не отдаляйся, вернись к Б-гу!» Но что сказать человеку, у которого нет веры, у которого еще дед и отец отдалились от Б-га. Как сказать человеку, убежденному в своем неверии: «Вернись, Израиль, к Б-гу твоему…:»

Мы свидетели того, что дух неверия, отрицания Б-га воцарился на земле. Между тем, даже в эпоху эллинистов и саддукеев, совращавших народ с пути истинного, все же большинство евреев не изменяли вере своих отцов. И достаточно было счистить тонкий слой накипи, чтобы тот, кто забывал свою веру, восклицал: Т-сподь есть Б-г».

Не так обстоит дело в нашу эпоху. Кому сказать сегодня: «Вернись, Израиль»? Предшествовавшие нам поколения ниспровергателей всего святого сумели подорвать веру в народе. Большая часть нации считает себя атеистами.

Возвращение невозможно, пока руководители государства не заключат новый союз с Б-гом, Б-гом евреев, пока не исповедаются и не признаются: мы грешны тем, что покинули Б-га и нарушили завет, теперь же мы возвращаемся с искренним намерением освятить Израиль, который мы осквернили, освятить субботу согласно традиции, вернуть отдых земле в год седьмой, вернуть детям их Б-га, их веру, их Тору, которая по нашей вине забыта ими, творить справедливость на земле и навсегда покончить с иными культурами и религиями на Обетованной Земле.

Существуют ли предпосылки, объективные и субъективные, к возвращению? Поворот, о котором идет речь, невозможен, если мы не осознаем в действии нашей миссии в ее известной формулировке – быть «народом священнослужителей» среди всех народов земли и ради них, словом, быть государством священнослужителей, которые служат Б-гу, исполняют Его волю и являются светочем для всех народов. Миссия нашего народа и каждого его отдельного индивида только в этом и заключается. Чтобы вернуться к Б-гу и нашей миссии, мы в первую очередь должны распустить все партии, политические группировки, профессиональные союзы, промышленные картели и синдикаты, все организации и объединения. Все они пекутся о выгоде личной или своей партии, своего объединения и т. д. Чего можно ждать от их последователей? Могут ли такие быть народом священнослужителей? Поэтому так важно уничтожение системы перегородок и заборов, расчленяющих весь народ, и превращение, таким образом, всей нации в единый организм с одной душой и единой целью, определенной Б-гом нашим и нашими отцами.

БАРЬЕР МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ И ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ

Иудаизм проводит грань между евреями и неевреями. Любая попытка стереть эти различия приводит лишь к несчастьям и кончается провалом. Синтез двух полярных форм, еврейского и нееврейского, невозможен, и впоследствии каждый возвращается к своим истокам, ибо таков закон, установленный Творцом: «И отделю Я вас изо всех народов быть для Меня».

Еврей, даже согрешивший, никогда не перестанет быть евреем. Корни его души уходят в глубь общности, называемой еврейством, и разрыв с ним невозможен. Отчуждение еврея лишь временное. Даже если пройдет много лет и поколения сменят одно другое, все же из начального зернышка его внутренней сущности, из Б-жественной искры возродится истинно еврейская душа.

Нееврей, которому не чужды добрые дела и который соблюдает заповеди в соответствии с предписаниями Торы, никогда не станет частью еврейского народа, если он предварительно не примет на себя всю совокупность законов еврейства. Иными словами, он может стать членом еврейской общины, только если он действует во имя Б-га. Если же этот акт совершается по иным мотивам, то раньше или позже неизбежен его отход от еврейства.

Так же как грань между евреями и неевреями есть первооснова иудаизма, так и отдаление тех, кто оказался среди еврейского народа случайно, есть первое условие в процессе возвращения к Б-гу, возвращения истинного и окончательного, которое приведет к исправлению народа еврейского и всего мира.

СВЯЩЕННЫЙ НАРОД

Предназначение, о котором говорилось выше, было выражено в следующих словах у горы Синай: «…И вы будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо вся земля – Моя. Но вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым»(«Шемот» 19,5–6). Иными словами, от нас зависит, будут ли все народы исповедовать веру в единого Б-га, однако для достижения этой цели нам надлежит быть примером – царством священнослужителей, народом святым.

«Царство священнослужителей» – это обособленная, исключительная в своем роде общность, которую объединяет служение Б-гу, Творцу всей Вселенной. Так разве допустимо наличие конкурирующих группировок, раздираемых ожесточенной борьбой за лучший кусок пирога?

Что значит быть святым народом и каков путь к достижению этой высочайшей ступени?

Святой народ – это народ, состоящий из обычных людей из плоти и крови, но душа которых не подчинена низменным требованиям тела, а стоит выше их.

В тот день, когда мы решим стать святым народом, мы перестанем обожествлять и абсолютизировать творения наших рук. Мы откажемся от необузданной, лихорадочной погони за излишествами и соблазнами нашей эпохи. Это необходимое условие для страны в целом и для каждого ее гражданина в отдельности.

Никто не оспаривает важную роль промышленности и науки в жизни современного общества, но они не должны быть самоцелью, а лишь средством для достижения неизмеримо более высокой цели. Нам надлежит продемонстрировать миру, как в различных сферах деятельности человека воплощаются Тора и ее заповеди, как Б-жественное присутствие осеняет наши достижения в медицине, технологии, земледелии, промышленности, управлении народом и страной. И во всем этом должен проявляться неповторимый стиль жизни святого народа.

Итак, нам предстоит возвращение к Б-гу, чтобы исполнить предназначенное нам на земле.

И хотя возвращение и исправление кажутся столь несбыточно отдаленными, мы знаем – это будет, так как Всевышний не оставит нас. Но чтобы приблизить приход Мессии, нам надо уже сегодня осознать, где мы находимся, чего желаем, в чем наши задачи и каковы пути их решения.

И не бояться признаться, что мы во многом заблуждались. Признания в своих ошибках мы ждем и от руководителей государства, которые зашли так далеко, что не видят выхода из создавшегося тупика. Они добивались дружбы народов Африки, не пожалели на это бешеных денег, но многолетние надежды лопнули, как мыльный пузырь. Они твердили о слабости арабских народов, которые останутся навсегда неудачниками на поле брани. И в течение одного дня вдруг обнаружилась горькая правда. Они пели дифирамбы прогрессивным, просвещенным народам Европы, которые будут солидарны с «единственной демократической страной на Ближнем Востоке», но пришло время, и европейские народы предали нас. Разве уроки истории не доказывают, что лишь Б-г Израиля – его твердыня и избавитель? Лишь Его мы должны избирать в союзники в грозный час.

Настало время уверовать, наконец, в вечную Истину.



[1] Элиягу Ки-Тов (1912–1976) – известный еврейский писатель, автор многих фундаментальных трудов по иудаизму, ставших буквально настольными книгами. Вопросы, поднятые в настоящей работе, с большой силой и резкостью встали перед израильским обществом после Войны Судного дня. Статья относится к тому же периоду, чем и вызвана ее острота. Вопросы, поднятые в данной статье, актуальны и в наши дни.