Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Р. Ханина бен Доса

 

ГОРСТЬ РОЖКОВ

Каждый день раздавался Бат-Кол:

— Весь мир получает питание свое ради заслуг сына Моего Ханины, а сын Мой Ханина довольствуется горстью рожков от одной субботы до другой (Таанит, 24).

САМОПЕКУЩАЯ ПЕЧЬ

Каждый раз в канун субботы жена р. Ханины, стыдясь своей бедноты, клала в печь дымящуюся головню.

Была у нее злая соседка, и однажды в канун субботы она сказала себе:

— Знаю ведь я, что нет у них ничего. Пойду-ка погляжу, с чего это дым из трубы идет?

Пришла и начала стучать в дверь. От стыда за свою бедность жена р. Ханины скрылась в другую комнату. В это время произошло чудо: соседка, войдя, нашла печь полною хлебами, а квашню тестом.

— Послушай, послушай, — закричала она, — неси скорее лопату, — хлеб твой подгорает!

— Я за лопатой и пошла, — спокойно ответила жена р. Ханины.

(там же)

НОЖКА ЗОЛОТОГО СТОЛА

Говорит однажды р. Ханине жена его:

— Доколе будем жить в такой бедноте?

— Но что же делать?

— Помолись Богу и попроси дать нам что-нибудь из трех сокровищ, которые приуготованы для праведников в грядущей жизни.

Чтобы, по дыму из трубы, думали, что она субботние хлебы печет.

Помолился р. Ханина. Появилось подобие руки и бросила ему ножку от золотого стола. В ту ночь увидел р. Ханина во сне: сидят за райской трапезой праведники, каждый за золотым столом о трех ножках, а он с женою за столом о двух ножках.

Рассказал он жене о своем сне и спрашивает:

— Приятно ли тебе будет, когда все праведники будут сидеть каждый за столом о трех ножках, а у нашего стола одной ножки не будет доставать?

— Нет, нет! — заявила жена. — Помолись, чтоб взяли ее обратно.

Помолился р.Ханина — и ножка была взята обратно.

(Таанит, 25)

ЧУДО С КРОВЕЛЬНЫМИ БАЛКАМИ

Соседка р. Ханины строила себе домик, и потолочные балки оказались недостаточно длинными. Пришла она и рассказала о том р. Ханине.

— Как зовут тебя? — спросил р. Ханина.

— Эйху.

— Эйху, — сказал р. Ханина, — повелеваю, чтобы балки сделались достаточно длинными! Так и произошло. Пелеймо рассказывал:

— Я видел этот домик. Балки выступали на целую локоть с одного и с другого конца, и соседи мне говорили: «Это тот самый домик, балки которого удлинились по молитве р. Ханины бен Досы» (там же).

СКАЗКА О ЧУДЕСНЫХ КОЗАХ

Были у р. Ханины козы. Приходят соседи и говорят:

— Козы твои вред нам приносят.

— Если это правда, — отвечает р. Ханина, — то пусть медведи растерзают их, а если нет, пусть вечером каждая принесет медведя на своих рогах.

И вечером каждая коза принесла по медведю на своих рогах1‘.

Откуда у бедного р. Ханины взялись козы?

По словам рав Пинхоса, дело было так:

— Однажды какой-то прохожий оставил у дверей р. Ханины нескольких кур и ушел. Найдя кур, жена р. Ханины приютила их у себя в доме, но муж запретил ей пользоваться яйцами от этих кур. Пошли цыплята, и кур расплодилось столько, что не оставалось свободного места в доме. Тогда они продали кур и купили коз.

Вскоре после этого явился хозяин кур и говорит своему товарищу:

— Вот в этом месте я оставил своих кур. Услыхал это р. Ханина и говорит:

— А можешь ли ты указать их приметы?

— Могу.

Указал тот человек приметы кур — и р. Ханина отдал ему коз.

(Таанит, 25)

ЧУДО С ГОРЯЩИМ УКСУСОМ

Однажды в канун субботы, уже в сумерках, р. Ханина застал свою дочь чем-то огорченною.

— Чем, — спросил он, — огорчена ты, дочь моя?

— Вместо сосуда с маслом я, по ошибке, взяла сосуд с уксусом и налила из него в лампаду.

— Не беда, дочь моя, — сказал р. Ханина, — Тот, Кто маслу повелел гореть, прикажет гореть и уксусу.

И лампада с уксусом горела весь субботний день, до тех пор, пока от нее же взяли огонь для Авдалы[1] (там же).

ЧУДЕСНЫЕ НОСИЛЬЩИКИ

Был с р. Ханиной такой случай:

Видя, как сограждане его отправляются в Иерусалим с разными приношениями, он стал жаловаться на свою судьбу:

— Все несут дары свои в Иерусалим, а мне и понести нечего.

Что же он надумал? Отправился на пустырь за город и, высмотрев там гранитную плиту, выломал ее, обтесал, отполировал — и решил:

— Беру на себя доставить этот камень в дар Святому граду,

Стал он искать носильщиков, встретил пятерых и спрашивает:

— Возьметесь ли доставить этот камень в Иерусалим?

— За пятьдесят сэла[2] доставим, — отвечают носильщики.

Р. Ханина готов был бы заплатить, но такой суммы у него не было.

Носильщики ушли.

Послал Господь пять ангелов в образе людей.

— Доставите ли вы камень этот в Иерусалим? — спросил р. Ханина.

— За пять сэла, — ответили они, — доставим, но только и ты хотя бы одной рукой, хотя бы одним пальцем подсоби нам.

Сделал так р. Ханина — и они мгновенно очутились в Иерусалиме. Обратился р. Ханина к носильщикам, чтобы отдать им плату, но их не стало.

Пришел р. Ханина в Синедрион и рассказал о случившемся.

— Не иначе, — сказали там, — как Ангелами Служения доставлен твой камень сюда (Когелет Раба, 1).

ЗМЕЯ

Появилось в одном месте чудовище-змея, искусавшая множество людей. Сказали об этом р. Ханине.

— Укажите мне ее нору, — сказал р. Ханина. Привели его туда. Наступил он ногою на отверстие норы. Поднялась змея, ужалила его — и упала мертвой.

Взял ее р. Ханина на плечо и принес в школу.

— Видите, дети мои, — сказал он ученикам, — не змея убивает, а грех.

По этому поводу сложилась поговорка:

— «Горе человеку, который наткнется на змею, и горе змее, которая попадется р. Ханине бен Досе» (Брахот, 33).

И ТВАРЬ БЕССЛОВЕСНАЯ

Однажды воры увели у р. Ханины осла, поставили его у себя во дворе на привязи и дали ему сена, ячменя и воды. Но осел стоял, не дотрагиваясь ни до корма, ни до воды.

— Не стоит, — решили воры, — и держать его дальше: того гляди, еще околеет и весь двор заразит.

Отвязали осла и прогнали. Поплелся бедный осел домой. Услышал крик его сын р. Ханины.

— Отец! Отец! — позвал он. — Похоже на крик нашего животного.

— Открой поскорее ворота, — откликнулся р. Ханина, — бедное животное давно умирает от голода.

Впустили осла во двор, дали ему сена, ячменя и воды, и он принялся есть и пить.

Правду говорят: «В старину безупречны были не только сами праведники, но даже их животные»[3] (Авот д’Раби Натан, 8).

ПОЩАЖЕН ИЛИ ОБРЕЧЕН

Про р. Ханину рассказывали, что, молясь за больных, он предсказывал, кому выздороветь, кому умереть.

На вопрос: как он это узнает, он отвечал:

— Если плавно течет моя молитва, это служит мне указанием, что больной пощажен, если нет — что он обречен (Брахот, 34).

МИНУТА В МИНУТУ

Однажды, когда заболел сын у рабан Гамлиеля, он послал двух ученых мужей к р. Ханине просить его помолиться о милости Господней. Увидав их, р. Ханина взошел в верхнюю горницу и углубился в молитву. Сойдя вниз, он сказал посланным р. Гамлиеля:

— Вы можете идти: жар у больного прекратился.

Записали они, точно отметив время, когда сказал это р. Ханина. А когда они возвратились и передали слова р. Ханины, р. Гамлиель заявил:

— Клянусь, что это произошло ни раньше, ни позже: в ту именно минуту жар у больного прекратился, и он попросил пить (там же).

СЛУГА И ВЕЛЬМОЖА

Еще случай был с р. Ханиной бен Досой.

Пришел он к р. Иоханану бен Заккаю поучиться божественной мудрости, а в то время у р. Иоханана заболел сын, и стал патриарх просить р. Ханину, говоря:

— Ханина, сын мой! Помолись о милости Господней к моему больному.

Низко, до самых колен, склонил голову р. Ханина и углубился в молитву.

Больной выздоровел.

— Если бы я, — сказал р. Иоханан жене, — хотя целый день просидел, поникнув головой до колен, молитва моя не была бы услышана.

— Но на столько разве Ханина достойнее тебя?

— Не в достоинстве дело. Но Ханина кротостью своей подобен слуге перед царем, а я и перед Господом стою как вельможа перед царем.

(там же)

Со смертью р. Ханины бен Досы не стало более людей деятельного благочестия (Сота, 49).



[1] Восковая свеча, зажигаемая на исходе субботы, праздника и поста Йом-Кипур при чтении молитвы того же названия.

[2] Древняя монета.

[3] Примером чего может служить осел р Ханины бен Досы, не дотронувшийся до корма, данного ему ворами