История

1.

ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ В ИЗГНАНИИ

«... Я сказал Г-сподь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их четыреста лет: но я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом». (Бытие 15:13,14).

«... 400 лет изгнания и бедствий, начались с рождения Исаака. Когда Исааку было шестьдесят лет, у него родился сын Яков, и в возрасте 130 лет Яков пришел в Египет, что составляет вместе 190 лет. В Египте сыны Израилевы провели 210 лет, что делает всего 400 лет».

(Раши)

* * *

«... вэтот самый день вышло всё ополчение Г-сподне из земли Египетской». (Исход 12:41).

«Когда наступил конец, Г-сподь не отсрочил его ни на мгновение: В 15 день месяца Ниссана родился Исаак и в 15 день Ниссана (400 лет спустя) сыны Израиля были освобождены из Египта».

(Мидраш Танхума).

2.

ИСТОРИЯ ПАСХИ

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ Пасхи начинается со дней Авраама. Когда Г-сподь обещал Аврааму (тогда его еще называли Аврамом) наследника, семя которого будет столь же многочисленно, как звезды, Г-сподь сообщил ему одновременно, что дети его подвергнутся порабощению в течение 400 лет, пока они не будут освобождены «с большим имуществом».

Первым из потомков Авраама попавшим в Египет был Иосиф, чудесное превращение которого из раба в вице-короли является одной из самых вдохновенных историй Торы. В драматической истории Иосифа и его братьев мы ясно видим ведущую руку Божественного Провидения, которая смело привела Якова и его семью в Египет.

Прибытие Якова и его семьи в Египет превратилось в триумфальный марш. Таким же триумфальным маршем оказался 210 лет спустя уход его детей, детей Израиля из Египта. Разница состояла только в том, что маленькая семья из семидесяти душ превратилась в большую и сплоченную нацию из нескольких миллионов душ, из которых 600.000 взрослых (только мужчины) шли впереди «с поднятой рукою».

История Пасхи, кульминационным пунктом которой явился Шовуот (с даянием Торы на Горе Синай), является историей рождения «царства священников и священной нации», нашего Еврейского народа.

3.

ПОРАБОЩЕНИЕ ИЗРАИЛЯ

ИОСИФ и его братья умерли, и дети Израиля размножились в земле Египетской. Вскоре умер тоже Фараон царь Египетский и новый царь взошел на престол. У него не было ни любви, ни симпатии к детям Израилевым и он решил забыть все, что сделал Иосиф для Египта. Он решил принять меры против влияния и увеличения числа детей Израилевых. Он созвал свой совет, где было решено поработить этот народ и угнетать его, пока он еще не стал слишком могущественным.

Фараон принялся проводить политику ограничения личной свободы евреев, обложив их высокими податями и зачисляя их мужчин в батальоны принудительного труда под надзором жестоких начальников. Сыны Израиля были принуждены строить города, возводить памятники, проводить дороги, работать в каменоломнях, и ломать камни или обжигать кирпичи и черепицы. Но чем больше египтяне притесняли евреев и чем строже становились наложенные на них ограничения, тем скорее множились сыны Израиля. В конце концов когда фараон царь Египетский, убедился, что наложенная на Евреев тяжелая работа не препятствует увеличению их числа, он приказал всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола бросать в реку Нил. Только девочки могут остаться в живых. Этой мерой он надеялся положить конец росту еврейского населения и одновременно избавиться от опасности, которая, согласно предсказаниям его астрологов, угрожала его собственной жизни в лице вождя, который должен был родиться среди сынов Израиля.

Единственной группой евреев, избавившейся от порабощения, было колено Лейви. Лейви был последним скончавшимся сыном Якова и его влияние над родом было большим и длительным. Колено это стояло во главе Академии Торы, которая была создана Яковом в Гошене и они обучали детей Израиля познанию Г-спода и Его святого учения. Поэтому они были заняты духовными предметами и не смешивались с Египтянами, в то время, как многие из их братьев отказались от своих старых обычаев и образа жизни. За исключением языка, одежды и имен, много из сыновей Израиля полностью ассимилировались с социальным и культурным окружением своих египетских соседей, и они явились причиной появления гнева египтян. Однако, дети Лейви избегли порабощения и угнетения, которые были наложены египтянами на остальных сыновей Израиля.

Внук Лейви Амрам, сын Кехота, женился на Иохевед, и она родила ему трех детей. Их первым ребенком была девочка по имени Мириам, которая позднее превратилась в великую пророчицу Еврейского народа. Вторым ребенком был Аарон, высший священник у Г-спода, знаменитый своей исключительной миролюбивостью. После Моисея, он был величайшим вождем нашей нации в свое время. Младшему сыну Амрама Моисею предначертано было вывести сынов Израиля из Египта и получить для них Святую Тору на горе Синай.

4. БОЖЕСКИЙ ВЕСТНИК

СЫНЫ Израиля не были больше в состоянии переносить ужасные мучения и преследования из рук своих жестоких господ. Их крики о помощи, их мольбы и молитвы, исходившие из самой глубины их сердец, пронзили небеса. Г-сподь вспомнил о своем договоре с Авраамом, Исааком и Яковом и решил освободить своих потомков от рабства.

Моисею было 80 лет и его брату – восемьдесят три, когда они вошли во дворец царя Фараона. Фараон спросил у двух братьев, что они хотят. Ответ звучал подобно приказанию: «Вот что сказал Г-сподь Б-г Израиля, « Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Фараон высокомерно отказал, сказав, что он никогда не слышал о Б-ге Израилевом и что имя Его не занесено в список фараона богов всех наций. Затем он обвинил Моисея и Аарона в заговоре против правительства и в том, что они заступаются за еврейских рабов. Тогда по приказанию Г-спода Б-га Моисей сказал Аарону совершить чудеса, но это не произвело на Фараона большое впечатление, потому что его чародеи смогли сделать тоже самое.

В тот же день Фараон приказал своим приставникам увеличить требования к сынам Израиля и сделать их бремя еще тяжелее. Если они имеют время думать о свободе и поклонении Г-споду, т. е. иметь подобного рода идеи, совершенно не подходящие для рабов, размышлял Фараон, то это значит, что они имеют слишком много досуга. Так как до сих пор их снабжали сырыми материалами, то теперь они должны были добывать сами сырой материал для кирпичей, выполняя при этом полное количество кирпичей как раньше. Сыновья Израиля были физически не в состоянии справиться с возложенной на них задачей, и они страдали еще больше, чем прежде. В полном отчаянии сыновья Израиля горько укоряли Моисея и Аарона за ухудшения их судьбы, вместо того, чтобы помочь им.

Глубоко обиженный и расстроенный Моисей посылал мольбы Б-гу. Г-сподь утешил и заверил его, что миссия его в конце концов будет успешной, но до того Фараон и весь Египет подвергнется ужасным казням, в виде соответствующего наказания за притеснения сынов Израиля. После этого сыновья Израиля познают своего истинного и верного Г-спода.

5. ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ

КОГДА Фараон продолжал отказываться освободить сыновей Израиля, Моисей и Аарон предостерегли его, что Г-сподь накажет его и его народ. Сперва, воды земли Египетской будут превращены в кровь. Моисей с Аароном пошли к реке. Там Аарон поднял свой жезл, ударил им по воде и превратил воду в потоки крови. Весь народ Египетский и сам царь увидели это чудо; они увидели издыхавшую рыбу, когда кровь текла по земле; и они с отвращением отвернулись от чудовищного запаха, шедшего от святой реки. Им было невозможно пить воду из Нила, прославленную в дальних краях своим изумительным вкусом; и в поисках воды, они были вынуждены глубоко копать землю. К несчастью для египтян, не только воды Нила, но все воды Египта, где бы они не были, превратились в кровь. Рыба подохла в реках и озерах, и в течение целой недели человек и зверь страдали от неутолимой жажды. И всё же Фараон не уступил.

После нового предупреждения, вторая казнь обрушилась на Египет. Аарон простер свою руку над водами Египта и оттуда вышли жабы. Они покрыли каждый дюйм земли, и вошли в дома и спальни. Куда бы египтянин не поворачивался, чего бы он не трогал, повсюду он находил слизистые тела жаб, кваканье которых наполняло воздух. Теперь Фараон испугался и попросил Моисея и Аарона умолить Б-га убрать всех жаб, и обещал после этого освободить весь Еврейский народ. Но как только жабы исчезли, он нарушил свое обещание и отказался отпустить сыновей Израиля.

Тогда Г-сподь приказал Моисею сказать Аарону ударить своим жезлом то пыли земной и когда Аарон это сделал, вся земля Египетская покрылась мошками. Человек и зверь отчаянно страдали от этой ужасной казни. Несмотря на то, что советники указывали Фараону, что казнь эта несомненно являлась божеским наказанием, Фараон ожесточил сердце свое и не переменил решения, оставив сыновей Израиля в рабстве.

Четвертая казнь, постигшая египтян, состояла из стад диких зверей, мчавшихся через всю страну и уничтожавших всё на своем пути. Только провинция Гошен, где пребывали сыновья Израиля, не пострадала от этой казни, так же, как и от других. Фараон опять торжественно обещал отпустить Евреев в пустыню при условии, что они далеко не уйдут. Моисей помолился Богу и дикие звери исчезли. Но как только они исчезли, Фараон взял назад свое обещание и отказал в просьбе Моисею.

Тогда Г-сподь послал моровую язву, которая убила большинство домашних животных у египтян. Как должен был убиваться народ, видя подыхающими своих красавцев-коней, гордость Египта; и когда по слову Моисея были поражены моровой язвой все стада на полях, за которыми население ухаживало, как за богами. Кроме того египтянам было очень обидно видеть, что животные сынов Израиля оставались нетронутыми язвой. Тем не менее Фараон еще более ожесточил свое сердце и решил не отпускать сынов Израилевых.

Затем последовала шестая казнь, которая была такой болезненной и отвратительной, что весь Египет содрогнулся от ужаса и агонии. Г-сподь приказал Моисею взять пепел из печи и бросить его в направлении неба; и когда Моисей это сделал, сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте по всей земле Египетской.

Тогда Моисей сообщил царю, что невиданная до сего времени буря с градом обрушится на Египет; ничему живому, ни дереву, ни травинке не удастся избежать этой казни; спасение можно найти только под прикрытием жилищ; поэтому все те, кто верят словам Моисея и опасаются последствий града, должны сидеть в домах и загнать свой скот под навесы. Некоторые из египтян последовали этому совету; но безответственные и упрямые оставили свои стада со своими слугами на полях. Когда Моисей простер свой жезл, пошел страшной силы град; оглушавший гром раскатывался над землею, и молнии прорезали небо и подобно огню стелились по земле. Град причинил страшные разрушения; подвергшиеся граду люди и звери были убиты на месте; травы были уничтожены и сломанные деревья валялись на земле. Но земля Гошенская, нетронутая причиненными бурей разрушениями, напоминала цветущий сад среди всех этих разрушений. Тогда Фараон послал за Моисеем и признался в своих грехах. «Г-сподь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Г-споду; пусть перестанут громы Б-жии и град, и отпущу вас и не буду больше удерживать». Моисей ответил: «Как скоро я выйду из города, простру руки мои к Г-споду, громы перестанут, и града более не будет, дабы ты узнал, что Г-сподня земля». И случилось так, как сказал Моисей: буря прекратилась, но сердце фараона осталось ожесточенным.

Когда в следующий раз Моисей и Аарон предстали перед фараоном, он показался им более сговорчивым и спросил у них, кто должен принять участие в молении, которое Израили хотели устроить в пустыне. Когда они ответили, что все без исключения, молодые и старые, мужчины, женщины и звери, фараон выразил готовность отпустить только мужчин, с тем, чтобы женщины и дети и всё имущество сынов Израилевых оставалось в Египте. Моисей и Аарон не могли принять этого предложения и фараон разгневался и приказал им покинуть дворец. Перед тем как уйти, Моисей предупредил его о новых готовящихся ему испытаниях. Но фараон остался непреклонным, хотя его советники рекомендовали ему отказаться от сопротивления.

Как только Моисей покинул дворец, он простер свои руки к небу и восточный ветер принес тучи саранчи в Египет, закрывшей солнце и сожравшей всё зеленое, что уцелело после града и ранних казней. Никогда за всю историю человечества не было еще подобного количества саранчи. Бедствие это явилось окончательной катастрофой для Египта, пострадавшего уже от других казней. Снова фараон послал за Моисеем и Аароном, и умолил их умолить Г-спода положить конец этой казни. Моисей согласился, и Г-сподь послал сильный западный ветер, который унес всю саранчу в море. Когда наступило облегчение, к фараону вернулось упрямство, и он отказался освободить народ Израиля.

Тогда последовала девятая казнь. В течение нескольких дней весь Египет был погружен в глубокую и непроницаемую тьму, затушившую все зажженные огни. Египтяне были охвачены страхом и остались прикованными к местам, где бы они не стояли и не сидели. Только в Гошене, где жили сыновья Израиля, был свет. Но не все евреи были спасены от этой казни. Среди евреев были такие, которые хотели, чтобы их рассматривали скорей как египтян, а не людей еврейской расы и которые поэтому старались во всем подражать египтянам или, как мы это называем, полностью ассимилироваться. Эти люди не хотели покидать Египет. Они умерли в дни кромешной тьмы.

Фараон опять попытался торговаться с Моисеем и Аароном, предлагая отпустить их народ при условии если они оставят в Египте свой мелкий и крупный скот. Моисей и Аарон сказали фараону, однако, что они согласятся только на полную свободу для мужчин, женщин и детей и что они заберут с собою всё их имущество. Тогда фараон разгневался и велел Моисею и Аарону покинуть его и никогда больше не возвращаться. Он предупредил их, что если они посмеют показаться перед ним опять, – они умрут. Моисей ответил, что им вовсе не понадобится видеть фараона так как Б-r пошлет еще одну казнь Египту, после которой фараон даст без всяких условий разрешение сынам Израиля покинуть Египет. В полночь, продолжал Моисей, Г-сподь,

пройдет среди Египта и убьет всех первенцев, у людей и зверей. Из детей Израиля, однако, никто не умрет. И будет дикий вопль в Египте, и все египтяне будут охвачены ужасом, из боязни, что они все умрут. Тогда сам фараон придет к вождям Израилевым и будет просить их немедленно покинуть Египет.

С этими словами Моисей и Аарон покинули фараона, кипевшего от гнева.

6.

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА

В ПЕРВЫЙ день месяца Ниссана, за две недели до исхода из Египта, Г-сподь сказал Моисею и Аарону: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца; тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне, – с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... И не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. И ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: – это Пасха Г-сподня. И увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам сей день памятен, и празднуйте в оный праздник Г-споду во все роды ваши, как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это пасхальная жертва Г-споду, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил».

Моисей сказал всё это сыновьям Израилевым и они сделали так, как им приказал Г-сподь через Моисея и Аарона.

В полночь с четырнадцатого на пятнадцатое Ниссана, поразил Г-сподь всех первенцев в земле Ерипетской, от первенца фараона до первенца узника и всё первородное из скота, согласно предупреждению Моисея. И сделался великий вопль во всей земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Тогда в течение еще этой ночи фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Встаные, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Г-споду Б-гу вашему, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня». Наконец-то, гордость упрямого царя была сломлена.

Тем временем сыны Израиля готовились поспешно покинуть Египет. С бьющимися сердцами они собрались группами, чтобы есть пасхального агнца. Они встали в полночь для еды и точно выполняли всё предписанное. Женщины вынули из печей пресный хлеб и они его ели вместе с мясом жареного агнца.

Солнце взошло уже над горизонтом, когда по команде, вся нация Израиля вышла в прохладное Восточное утро. Но даже посреди своих треволнений и опасностей они не забыли выполнить обещание, данное их предками Иосифу и они несли его останки с собою, чтобы позднее похоронить их в Обетованной Земле.

Таким образом сыновья Израиля были освобождены от ига их угнетателей в пятнадцатый день Ниссана в 2448 году после сотворения мира. Там было 600.000 мужчин старше 20 лет, которые со своими женами и детьми и стадами,

перешли границу Египта в качестве свободной нации. Много египтян и других не-израелитов присоединилось к торжествующим сыновьям Израиля, надеясь разделить их славное будущее.

Сыновья Израиля не покинули Египет бедняками В дополнение к имевшемуся у них имуществу, перепуганные египтяне одарили их драгоценностями из золота и серебра, и одеждой, надеясь ускорить отъезд сынов Израилевых. Таким образом Г-сподь исполнил данное Им обещание Аврааму о том, что потомки его выйдут из изгнания с большими богатствами.

Во время исхода Еврейского народа, впереди сынов Израилевых шел столп облачный днем и столп огненный ночью, освещая им дорогу. Эти знаки Божеского провидения не только указывали дорогу сыновьям Израиля, но освобождали ее и делали ее легкой и не сопряженной с опасностями.

7. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ КРАСНОЕ МОРЕ

КРАТЧАЙШАЯ дорога для сынов Израилевых в Обетованную землю проходила через землю Филистимлян. Г-сподь, однако, предоставил новорожденной Еврейской нации возможность окончательно освободиться от остатков египетского влияния и воспитать себя на путях к святой жизни через Божественную Тору, которую они должны были получить на горе Синай. Кроме того, кратчайшая дорога в Землю Обетованную могла бы привести народ к войне с филистимлянами и представлялось очень сомнительным, что евреи, проведшие столетия в беспрерывном рабстве, были бы достаточно решительны, чтобы сражаться подобно свободным людям; была не исключена возможность, что они решили бы вернуться в Египет, нежели вести кровопролитную войну. Поэтому Г-сподь вел Еврейский народ кружной дорогой через пустыню к Красному морю.

Через три дня фараон получил известие о благополучном движении сынов Израилевых. Неожиданное направление, которое очи избрали, породило в нем сомнение, что евреи заблудились в пустыне. Теперь фараон жалел, что дал им разрешение покинуть Египет. Поэтому он мобилизовал свою армию и лично перенял командование над избранной кавалерией и военными колесницами, и начал преследование своих бывших рабов. Он настиг их около берегов Красного моря и оттеснил их к воде, чтобы отрезать все пути к бегству.

Некоторые группы Еврейского народа были готовы вступить в бой с египтянами; другие предпочитали утонуть в водах моря, нежели рисковать поражением и новым превращением в рабов. Третья группа была напугана и слабый народ стал обвинять Моисея в том, что он выманил их из Египта для гибели в пустыни. «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказавши: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Но Моисей, сохраняя полное спокойствие и твердость в один из самых критических моментов своей жизни, ответил: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Г-сподне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во-веки. Г-сподь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны».

Моисей повел евреев вперед, пока они не дошли до самых берегов Красного моря. Столп облачный переменил теперь свою позицию; спереди он перешел назад – в тыл еврейского войска и находился между двумя армиями.

И сказал Г-сподь Моисею: «А ты подними жезл твой, и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше». Моисей сделал так, как ему приказал Г-сподь. Он поднял свой жезл и простер свою руку над морем; поднялся сильный восточный ветер и дул целую ночь. Воды Красного моря расступились и посередине образовался сухой проход, по сторонам которого были стены из волн. Сыны Израилевы тотчас же прошли по этому сухому пространству, которое простиралось от одного берега до другого, и благополучно добрались до противоположной стороны.

Египтяне, не задумываясь, бросились по сухому пространству среди моря преследовать евреев. Но колеса их колесниц застряли в морском песке. Они не могли продолжать путь; и египтяне снова почувствовали, что они опять ведут безнадежную борьбу против Г-спода. Они решили повернуть обратно, но было слишком поздно; по команде Г-спода, Моисей простер свой жезл и вода возвратилась на свое место и поглотила колесницы и коней и бойцев, всю рать фараона. «Не осталось ни одного из них».

Так в этот день Г-сподь спас сынов Израиля от Египтян. Израиль увидел Его великую силу; они признали Г-спода и поверили Ему и рабу Его Моисею.

После этого Моисей и все сыны Израилевы запели эту песню славы Г-споду за свое чудесное спасение:

«Пою Г-споду, ибо он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

2. Г-сподь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Б-г май, и я прославлю Его; Б-г отца моего, и я превознесу Его.

В. Г-сподь муж брани, Г-сподь имя Ему.

4. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.

5. Пучины покрыли их: они потли в глубину, как камень.

6. Десница Твоя, Г-споди, прославилась силою; десница Твоя, Г-споди, сразила врага.

7. Величием славы Твоей Ты низложил восставших противу Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.

8. От дуновения Твоего нагромоздились воды, влага стала, как стена, oгycme-ли пучины в сердце моря.

9. Браг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.

10. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море; они погрузились, как свинец, в великих водах.

11. Кто, как Ты, Г-споди, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, грозен во славе, творец чудес?

12. Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.

13. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты освободил,–провождаешъ силою Твоею в жилище святыни Твоей.

14. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;

15. Тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.

16. Да нападет на них страх и ужас, от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Г-споди, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.

17. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Г-споди, во святилище, которое создали руки Твои, Владыко.

18. Г-сподь будет царствовать во-веки и в вечность»

Когда последние слова песни заглохли, Мириам взяла свой тимпан и в сопровождении множества еврейских девушек и женщин они пошли во главе процессии, танцуя и напевая: «Пойте Г-споду, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».

 

ВОПРОСНИК

1. Почему Суббота накануне Пасхи называется «ШАББОС ХАГАДОЛ»?

2. Что разрешается есть в канун Пасхи?

3. Что называется МАЦОЙ ШЕМУРА?

4. Почему некоторые евреи придерживаются обычая печь свою Мацу в канун Пасхи после полудня?

5. Кто был первым, как говорится в ХУМАШ (Пятикнижие), приготовившим Мацу?

6. В каком месте Талмуда упоминается ПАСХАЛЬНОЕ БЛЮДО?

7. Кто задает ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, если среди присутствующих на СЕДЕРЕ нет ни одного мальчика?

8. Когда еще существовал Храм, Бейс хамикдош, в «МАНИ-ШТА-НА» существовал ПЯТЫЙ вопрос; что это был за вопрос?

9. Перед какой едой дважды моются руки вместо обычного одного раза?

10. Почему люди сидят во время СЕДЕРА «наклоняясь»?

11. Сколько имеется на Се дере бокалов вина?

12. Откуда появился обычай выливать немного вина из бокала за каждую из "десяти казней", где он упоминается?

13. В какой вечер мы говорим «Хале»?

14. Почему АФИКОМЕН едят как раз перед молитвой после еды, когда все присутствующие насытились?

15. Кто составил Гагаду?

16. Когда первая Гага да была напечатана?

17. Какая, отпразднованная с особым торжеством Пасха, упоминается в Библии?

18. Что это за «сухие кости», упоминаемые в Хавторе в Шаббос Хол-Хамоэд Пасхи?

19. Вышеупоминаемая Хавтора читается из Книги Изекиила. К какому роду он принадлежал?

20. Сколько лет было Моисею, когда он пришел к Фараону в качестве посланца Г-спода?

21. Какой род был наиболее многочисленный и какой наименьший после выхода сынов Израиля из Египта?

22. В седьмой день Пасхи мы читаем «песню», которую Моисей и сыны Израилевы пели после чудесного перехода через Красное море. Какие другие «песни» упоминаются в ХУМАШ?

23. Какой другой произошел чудесный переход, подобный переходу через Красное море?

24. В каком месте ХУМАШ впервые упоминается Омер?

25. Что было запрещено есть пока не принесли ОМЕРА в Святой Храм?

26. Что приказано «считать» в Торе, кроме «счета Омера»?

27. Какая Пасха празднуется только один день?

28. Какая из произносимых на Пасху молитв произносится только один раз в год?

(Ответы на странице 70)


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .