А вторая душа, которая есть у еврея, является взятой сверху частью Творца - по-настоящему /без всяких преувеличений/. Как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу живую...»[1] И еще: «И Ты вдохнул в меня...»[2] И еще говорится в Зогаре: «Тот, кто выдыхает из себя воздух, выдыхает его из самого нутра». Имеется в виду, что /вдыхание Творцом души в первого человека/ произошло из самой Его сокровенной глубины, подобно тому, как человек, делая сильный выдох, выносит наружу самую суть своей жизненной силы.
Можно сказать, что еврейские души «пришли на ум» Всевышнему. Как сказано: «Сын мой, первенец, Израиль»,[3] «Сыны вы Всевышнему, Б-гу вашему».[4] /На что указывает сравнение с сыном?/ Подобно тому, как начаток мужского семени зарождается сначала в мозгу отца - так же, если воспользоваться этим сравнением, душа каждого еврея берет начало в мудрости Творца, благословен Он, а «Он мудр, но непостижимой мудростью; Он и мудрость Его едины...»[5] Как пишет Рамбам: «Он - Знание, и Он - Знающий»[6] и т.д.
Подобные вещи не в силах человек понять до конца и представить их с полной ясностью. Ведь написано: «Да разве найдешь ты того, кто сможет постичь Творца?[7] «И еще: «Мои мысли не похожи на ваши мысли...»[8]
ПРИМЕЧАНИЕ /комментарий автора Тании/
И согласились с ним /с Рамбамом/ мудрецы Кабалы, как сказано в книге «Пардес» рабби Моше Кордоверо. Это же утверждение можно встретить в школе Кабалы рабби Ицхака Лурии, благословенна его память. /"Он - Знание"/ верно в том случае, если рассматривать нисхождение и одевание Бесконечного Света Всевышнего, благословен Он, в сосуды Хохма, Бина и Даат мира Ацилут - что достигается посредством многих «цимцумим» - ограничений и уменьшений этого света.
Однако выше Ацилут /утверждение «Он - Знание»/ невозможно. Как сказано в другом месте, Бесконечный Свет Всевышнего, благословен Он, /до своего нисхождения в миры/ неизмеримо выше, чем сефирот Хохма, Бина и Даат. /Категория/ ХАБАД выглядит по сравнению с таким уровнем света как простое физическое действие. Как сказано в Псалме: «И всех их мудростью своей Ты сделал».[9]
Существует неисчислимое множество еврейских душ, одна выше другой. Например, высокие души наших праотцев, или душа Моше, учителя нашего, да пребудет она в мире. С ними нельзя сравнивать души последних поколений, относящихся к периоду «пятки Мошиаха». /Души наших предков/ превознесены над душами /нашего поколения/ так же высоко, как голова и мозг над пяткой.
/Есть также разница между душами одного поколения/. В каждом поколении имеются «главы тысяч израилевых», которые тоже являются головой и мозгом по отношению к душам ha-арец основной массы евреев и, /в частности/, к тем, кто несведущ в Торе.
/Есть также разница между уровнями одной еврейской души/. Каждая душа состоит из «нефеш», «руах», и «нешама».[10] И тем не менее, корень «нефеш», «руах» и «нешама», начиная с самого высокого уровня душ, и до самого низкого, - т.е. душ, одетых в тела «ам ha-арец» и в тела самых пустых и незначительных людей, рождается из Высшего Разума, т.е. из «Хохма Илаа», - «Высшей мудрости» Б-га.
/Как уже говорилось/, это подобно тому, как сын рождается из мозга отца, так что даже ногти ребенка тоже образовались из капли отцовского семени. Это происходит после того, как семя отца пребывает девять месяцев в утробе матери /где оно все больше материализуется/, спускаясь со ступени на ступень и изменяясь, пока не будет сформировано все, даже ногти.
И при всем этом /при том пути, который проделала капля семени, выйдя из мозга отца и, после всех превращений, одевшись в ногти сына/, она по-прежнему связана неразрывным, чудесным и мощным единством со своей первоначальной сущностью - отцовским мозгом.
Когда-то эта капля была частью мозга отца, но и сейчас,/став телом/ сына, питание /даже такой внешней его части как/ ногти и жизненная сила, поступающая в них, исходят из мозга.[11] Сказано в Гемаре («Нида», там же), что /от отца ребенок наследует/ «белую субстанцию», из которой образуются жилы, кости и ногти».
(Кстати, в книге «Эц хаим» - «Шаар ha-хашмаль», /подтверждая идею о связи мозга с ногтями/, говорится о тайне одежд Адама в Ган Эден, и в частности, о том, что они были из той же субстанции, что и ногти, и происходили из той части мозга, которая называется «Твуна»).
/Здесь заканчивается метафора с «каплей семени и ногтями». Ее цель -показать, что любая еврейская душа, даже находясь в теле человека простого и грубого, зародилась в Сущности Творца и неразрывно связана с Ним/.
И точно так же можно представить, как все аспекты еврейской души /одетой в тело/ - Нефеш, Руах и Нешама, у каждого еврея спустились, со ступени на ступень, по цепочке миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия, из мудрости Творца, благословен Он. Как сказано: «И всех их мудростью Своей Ты сделал».[12]
От Него произошли Нефеш, Руах и Нешама даже евреев, несведущих в Торе и незначительных. Однако, /несмотря на отдаленность, их души/ по-прежнему связаны чудесным и мощным единством со своим первоначальным корнем, т.е. с Высшей мудростью Творца.
/Но ведь эти люди почти ничего не делают для поддержания этой связи! Каким образом она сохраняет свою силу?../ Дело в том, что все аспекты души «ам ha-арец», людей, не сведущих в Торе, получают питание и жизненную силу через души праведников и мудрецов, возглавляющих еврейский народ в каждом поколении.
Теперь нам понятны слова наших мудрецов, объясняющих призыв Торы «прилепиться к Нему»[13] /ко Всевышнему/. Они говорят: «Тот, кто постоянно связан с «талмидей хахамим», мудрецами Торы, как будто прилепился к самой Ш-хине, Б-жественному присутствию...»[14] /Дело в том, что/, прилепляясь к мудрецам, люди неученые соединяют /все уровни своей души/[15] - Нефеш, Руах и Нешама, - с их первоначальной сущностью, коренящейся в /сефире Хохма, которую называют/ Высшей Мудростью. /А ведь известно/, что Он, Всевышний и Его мудрость едины. /И, как сказано/,[16] «Он - знание» и т.д.
(А грешники, и те, кто восстают против мудрецов Торы,/все равно/ получают питание для Нефеш, Руах и Нешама от «ахораим»[17] - от тех же уровней души «талмидей хахамим»).
/Все еврейские души имеют один источник - Мудрость Творца. Что же получает в наследство от своих земных родителей наша душа, приходя в этот мир?/ Сказано в книгах «Зогар»[18] и «Зогар хадаш», как важно, чтобы еврей освятил себя во время близости с женой - чего не делают, к сожалению «ам ha-арец». Ведь все части нашей души - Нефеш, Руах и Нешама, - обязательно получают особую духовную одежду,[19] происходящую из сущности наших отца и матери. То, как еврей будет соблюдать все заповеди Торы,/во многом зависит/ от одежды, /которую его душа получила в момент их близости/. И даже влияние /духовное и материальное/, которое посылают еврею Сверху, приходит к нему через эту одежду.
Если еврей освятит себя /во время близости с женой/, то он приготовит святые и чистые одежды для души своего ребенка. И даже если это душа высокая /и праведная/, все равно она нуждается в святости, полученной от отца.
/Мы говорили об одеждах души, получаемых ею по наследству/. Что же касается самой души, то порой случается, что душа высочайшего уровня рождается в семье человека презренного и низкого. Об этом пишет рабби Ицхак Лурия, благословенна его память, в своих книгах «Ликутей Тора», гл.«Вайра», и в «Таамей мицвот», гл.«Берешит».
[1] Берешит, 2,7
[2] Гемара, «Брахот», 60б
[3] Шмот, 4,22
[4] Дварим, 14,1
[5] Тикуней 3ohap, 12б
[6] Мишнэ Тора, Есодот ha-Topa, 2,10
[7] Иов, 11,7
[8] Ешайяhу, 55,8
[9] Псалмы, 104,24
[10] Уровни души. Более подробно см. «Пояснения».
[11] Трактат «Нида», 31а
[12] Тегилим, 104,24
[13] Дварим, 30,20
[14] Ктубот, 111б
[15] Здесь указаны только те части еврейской души, которые «одеваются» в тело
[16] Рамбам, см. выше
[17] Букв, «со спины». Более подробно см. в разделе «Пояснения»
[18] 3ohap, ч.2, стр.204б
[19] Одежду, но не саму еврейскую душу