Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

Еще из рава Фрумана («Хасидим смеются над этим»): (2) Люди не способны «переварить», что религия может призывать к свободе. Хотя всем известны слова Хазал, «свободен лишь тот, кто занимается Торой», тем не менее, большинство религиозных воспитаны так, что готовы отказаться от свободы личности ради религии. Это проявляется во многих сферах. Например, в политической: большинство поселенцев считают, что поселения препятствуют миру с арабами, но они предпочитают поселения миру с арабами. Они не способны поверить, что поселения – это ключ к миру.
Рав Фруман, «Хасидим смеются над этим» (15) В последние месяцы жизни рабби Нахмана он проводил много времени с «маскилим», жившими в Умани. И даже жил определенное время в доме одного из них. Что он там делал? На что он отдавал свою душу, и пробудил на себя тяжелые обвинения со стороны многих ортодоксальных раввинов, лишь для того, чтобы общаться с «отступниками»? Его хасиды говорят, что он пошел делать «афаца», пытался вернуть их к еврейству. Вернуть их в тшуве. Я не уверен, что это на самом деле так. Я не думаю, что это была его цель, когда он сидел и играл с ними в шахматы, или слушал с ними песни Шиллера.
Рав Фруман. «Хасидим смеются над этим» 21 Что такое религия? – Религия – это глубоко! Быть религиозным – это быть глубоким. И тот, кто глубок – по сути своей религиозен. Писатель Амос Оз сказал мне много лет назад: тебе, Менахем, я могу сказать, что моя литература – религиозна». Это еще вопрос, конечно, насколько он был прав в отношении собственных книг… Но в этом вся суть: глубина – это суть Б-жественности. Поэтому я нахожу в Кафке куда больше религиозного вкуса чем во многих раввинистических книгах.
Рав Фруман. «Хасидим смеются над этим» 28 У рабби Нахмана есть несколько мест, где изложение обрывается на середине. Но в одном месте он остановился прямо посредине предложения: «В начале все начиналось с Песах. И поэтому все заповеди – память об Исходе из Египта. И сейчас…» (Ликутей Моаран, второе издание, 74). Это означает, что в классическом иудаизме все заповеди – память об исходе. А сейчас наступила новая эпоха – время смеха и свободы. Раньше соблюдение заповедей – это было нечто серьезное. Песах –это пафос. Тора – патетична. Полна серьезности. А сейчас наступила новая эпоха – новая Тора. Тора Эрец Исраэль, Тора Мошиаха. Все заповеди сейчас – память смеха в Пурим, а не пафос Песаха.
(по мотивам субботы в Ткоа) Если попытаться сформулировать одной фразой, что осталось в «сухом остатке» из субботы в Ткоа, то наверное так (банально конечно): Настроение человека вообще не зависит от того, что у него есть (или нет). Зачастую встречаешь человека, у которого дом — полная чаша. И жена, и дети, и семья, и дом, и зарплата. Но блин же, почему же на тебя смотрит такая постная морда? Почему же он начинает искать, где ты еще несчастнее чем он? Йегуда как то сказал на одном из уроков: «посмотрите на ребенка. У него ничего своего нет — ни машины, ни дома, ни жены… И он — счастлив». Счастье, ощущение счастья — это свойство цельной личности. Независящее от привходящих обстоятельств. Безусловно, сильно зависящее от нашего окружения. Поэтому, если в окружении определенных людей мы чувствуем себя несчастными — стоит просто отдалиться от этих людей, источающих негативные энергии и паразитирующих на наших позитивных энергиях.