Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Не уверен стоит ли об этом писать

Не уверен, стоит ли об этом писать. Тем более по русски. Тем не менее. В эту субботу пришла в голову мысль. На иврите мы говорим «Шоа». На русском — в основном — «Катастрофа». Однако, на языке всех народов Катастрофа называется Холокост. «Холокост» не означает «катастрофа». Холокост означает «жертва всесожжения». Подумалось — возможно, народы мира лучше поняли смысл Катастрофы? Что она не была «наказанием» за тот или иной грех (отход от Торы — по одной версии. Отказа подняться в Эрец — по другой). Катастрофа была Холокостом. Жертвой всесожжения. В заслугу этой жертвы — у нас есть эта страна, которую мы так любим ругать… Такая неправильная страна. Недостаточно светская — по мнению одних. Недостаточно религиозная — по мнению других. Недостаточно мирная — по мнению третьих. Понятно, такое объяснение поднимает много вопросов. Вс-вышний принимает человеческие жертвы? Ответ, по-видимому, как ни странно, да. То, что Тора запрещает человеческие жертвоприношения — еще не означает, что Вс-вышний не принимает их. Означает лишь то, что человеку это запрещено. Возможно, это проливает какой то свет на историю Акейдат Ицхак. Если человеческие жертвы запрещены — то какой смысл у всей этой истории? По видимому, человеческие жертвы запрещены человеку. «Никдаш бихводи» — заповедь Кидуш аШем — никто не отменял. И в каждом поколении есть люди, которые удостаиваются стать «Корбан цибур». Впервые я услышал эту фразу от рава Ицхака Гинзбурга несколько лет назад, на уроке, посвященном памяти одного из его учеников, погибшего от рук террористов. Рав Ицхак сказал тогда «корбан цибур» (общественная жертва). Я не могу сказать,что я тогда это понял. Осталась эта фраза.