Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Классический иудаизм — это иудаизм души. Тело имеет подчиненное значение. Задача души — воздействовать на тело, но при этом душа — цель, а тело — всего лишь инструмент и средство. Основной хидуш хасидизма Баал Шем Това — это признание самостоятельного значения тела, поворот к телу. В классическом хасидизме эта идея не получила развития. и Алтер Ребе возвращается в Тание к классической концепции «Б-жественной» и «Животной» душ. Алтер Ребе и последующие за ним снова объявили войну телу, правда, на более мягких условиях, чем их предшественники. Игерет А-тшува в Тании смягчает требования к постам, но не отменяет концепции. Все что интересует Алтер Ребе в Игерет аТшува — это как вернуть душу обратно к ее Создателю. Тело снова — лишь средство, лишь инструмент.
Что такое «личность»? Парадоксальным образом, и в отличие от того, что принято считать, «личность» это в большей степени тело, чем душа. «Личность» — это «шесть сфирот». Там находится центр личности. Развитие разума, развитие духа в широком смысле — отнюдь не означает автоматически развития личнсоти. Человек может обладать высоким духом. Но личностно оставатсья маленким ребенком (по мотивам уроков Йегуды Ифраха) **** Собственно, огромная голова и маленькое тело- это классическая картинка ребена в материнской утробе. Галут, как известно, сравнивается с «ибур» — беременностью. В галуте все внимание уделяется духу — отсюда огромная голова. Выход из изгнания — это акцент на развитие тела, развитии личности в широком смысле.
Тшува к «книжной» версии иудаизма (что, как правило, происходит с большинством баалей тшува) на практике означает возвращение к версии иудаизма, давно уже вышедше из употребления, достигшей, как это называется в программировании End of Life. А о том, что существуют более современные версии, даже в рамках харейдимного иудаизма (т.н. «пятый раздел Шулхан Аруха») большинство баалей тшува не догадываются, или сознательно игнорируют. И так пока на голову не начинают падать кирпичи — недостаточно тяжелые, чтобы убить, но достаточно весомые, чтобы заставить задуматься.
На последнем уроке (вс) Йегуда Ифрах говорил о Йом Кипур и о тшуве Йом Кипур: ========================= «Во время молитвы Йом Кипур мы все — Рахель. Что мы пытаемся делать в Йом Кипур? — Пробудить внутри себя точку жажды жизни! Это то, что происходит в Йом Кипур. Каждый, кто когда-либо учил Орот аТшува рава Кука — это самая глубина «Орот аТшува». Что говорит рав Кук? Что такое тшува? — «Тшува предшествовала миру». Это мир, который Вс-вышний страстно возжелал сотворить. Вернуться в тшуве, тшува Йом Кипура — это подключиться к этой точке стремления к жизни на самом глубоком ее уровне, в ее корне в Арих анпин, дикна Арих Анпин.»
Из этой формулировки из Орот аТшува — что тшува, в самой своей сути есть энергия жизни, подключение к высшей энергии жизни — почти очевидное следствие. На вопрос — насколько человеку следует быть религиозным? Что принять на себя а что нет? Ответ — пока твое продвижение в тшуве увеличивает твою жизненную энергию и активность — ты на правильном пути. Если же ты почувствовал, что добавление заповедей и устрожений начинает тебя подавлять — остановись. Или оставь на потом, или это вообще не твое. И очевидно, что здесь нет одинакового рецепта для всех. Кто то взял на себя все, и чувствует себя прекрасно. Наверное, такой образ жизни подходит его душе. А кто-то прекрасно чувствовал себя «лайт», и последовавшее после этого охмурение так и не стало его родным образом жизни. А кому то может, вообще, достаточно раз в год приходить в синагогу, чтобы чувствовать себя евреем.
Если исполнение заповеди подобно соитию (лешем йихуд…) то исполнение заповеди из любви — это מין בהסכמה, исполнение заповеди из страха — это, наверное אונס. А исполнение заповеди вообще без всякой эмоции — это уже, кажется, некрофилия. Я преувеличил? Кажется, по воздействию религиозности на личность — это в точности, как я написал. Исполнение из любви возвышает душу, наполняет ее светом и энергией. Соблюдение из страха сковывает душу, но также там есть энергия. Как известно, есть женщины, которые добровольно становятся «рабами любви»… А исполнение просто потому что так положено или написано в ШО или так делают все вокруг — это убивает душу совершенно…
Раскрытие каббалы и хасидизма означает, по сути, перенос центра тяжести взаимоотношений человека с Б-гом из области опосредованной и общественной в области личную и интимную. Образ национального Б-га царя и отца заменяется на образ личного Б-га-возлюбленного. Тогдашние руководители литаим — тот же гаон из Вильно, который был сам знатоком каббалы — по-видимому решили, что время личного Б-га еще не наступило. А потом… евреи проголосовали ногами, ибо идея национального Б-га перестала отвечать их душевным устремлениям.