Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Для каждого уровня общественного развития и развития личности существуют определенные способы очищения

Для каждого уровня общественного развития и развития личности существуют определенные способы очищения и исправления. примитивное общество и примитивная личность исправляются лишь грубыми и внешними методами. Тот примитивный, грубый страх, которым пронизаны все религиозные книги и методики — всего лишь отражение уровня развития общества и личности на определенном этапе развития. Проблема в том, что общество и человек продолжили развиваться, а методики исправления остались прежними. Обратное тоже верно. Попытки исправить примитивное общество (например, отношение к Хамасу и мусульманам вообще) как к современным людям приводит к обратному результату. Тора приводит нам несколько примеров такого «опережения времени». В первый раз — это Шауль. Он настолько «утончен», что не способен уничтожить скот Амалека. Не способен поднять меч на Агага. Требуется Шмуэль, чтобы завершить работу. Не то что бы Шмуэль менее утончен, чем Шауль. Он просто понимает, что учитель должен разговаривать с учеником на языке, который тот понимает. Второй, не менее классический пример — это Авшалом. Сказано «И царь никогда не наказывал его». В результате тот поднял против него восстание. Собственно приказ Торы поколению, входящему в Эрец «не оставляй никого в живых» — из той же серии. Для еврейского народа, получившего Тору и поднявшегося на более высокую ступень развития — трудно и непонятно, для чего требуется «не оставлять никого в живых». И Тора подробно объясняет, «И будет, если оставите от них…» и т.д. Известный стих «берегущий палку свою ненавидит сына своего» можно повернуть и наоборот. Ребенок, которого баловали и не наказывали — вырастает и ненавидит своих родителей. Вопрос, как это все трансформируется сегодня, как это транслируется в то, как мы должны вести себя по отношению к своим детям, по отношению к самим себе и т.д. По-видимому, пункт первый — понять где ты (или тот, с кем ты имеешь дело) находишься. Инструмент подбирается под объект воздействия. Иначе исправления не происходит. Яир Каспи пишет об этом в своей книге, что современная психология и педагогика, придерживающиеся принципа «неосуждения» зачастую пролетают по полной программе. Т.е., также для этой методики есть свое место и время и способ применения. Как говорится в Тании, все зависит от места, времени и человека (הכל לפי מה שהוא אדם)