Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Письмо Й.Й. Офену

בס»ד

Письмо рава Йегошуа Мондшайна

15 ава 5757

Моему уважаемому другу, раввину и хасиду р. Йосеф Ицхоку Офену, да продлятся годы его,

Мир и благословение!

Я прочитал в Бейс Мошиах интервью, проведенное с тобой, и сжалось сердце мое, увидев, что также тот, кто удостоился видеть свет, попал в их сети, и я сказал себе – запишу я несколько мыслей, которые пришли мне в голову, когда я читал интервью.

И хотя нет у меня даже мысли о том, что я смогу изменить твое мнение, ибо еще не сотворен человек, который бы смог когда либо сдвинуть тебя хотя бы немного от твоего мнения, тем не менее, мне кажется важным довести до твоего сведения несколько вещей, которые, по-видимому, ускользнули от тебя, и может быть в какой то частности ты увидишь, что это не так уж «несомненно без тени сомнения», как ты относишься ко всем твоим словам и взглядам.

Я начну с цитаты из беседы Адмур Райаца (сефер hасихойс 5687, 121-122). «Уже очистились все вещи, время бирур и авойдо было в течение шести лет, от 5681 до 5687. Время бирурим уже закончилось, начинается новый этап в нашей жизни. Мы не относимся к пространству этого мира. Наш путь – прямой путь – служение сердца и мозга, и подготовить себя к встрече Мошиаха цидкейну. И я не имею в виду гилуим в духовности, но встретить Мошиаха действительно. И я не даю на это много времени, и в мои дни будет это. Ибо я не старик, и мне около 47 лет… в мои дни спасется Иудея и Израиль… (Квойд Кдушас Адмур продолжал говорить об этом всю ночь, что наша работа – только исправить сердце и мозг, ибо «раглей шхинто» уже есть у нас, и в наши дни спасется Йегудо и Израиль). Мы и тмимим будем из первых, кто встретит Мошиаха. Беито уже есть. А ахишено – это в духовности. До сих пор его слова.

И добавь к этому его беседу в 19 кислев 5699 (в Сефер гаСихойс стр. 316, здесь я цитирую по письму р. Йехезкеля Фейгина, что он, как понятно, более доверенный источник) и вот его слова: «сказал, что мы видим воочию, что это последние времена перед Мошиахом, и сказал, «Мошиах уже здесь, он за стеной, и тот, у кого хороший слух – слышит его голос, и тот, у кого хорошее зрение – видит его«. До сих пор его слова.

Таким образом, все те слова, которые говорились Ребе в его последние годы, в них не было, по сути, хидуш относительно слов, которые были сказаны Ребе Райацем, и он имел в виду только эти слова пророчества, а не новое пророчество. И когда он говорил в (в беседе в субботу гл. Шофтим, из которой ты цитируешь) про «носи дойрейну, шойфет дойрейну вейойец дойрейну венови дойрейну», легко понять, что имел в виду своего тестя, и не нам изобретать и говорить, что изменил вдруг свой стиль в течение всех лет своего лидерства, и начал говорить открыто о себе, и даже если повторят эту ложь десятки и сотни раз, это не станет истиной.

И если у кого-то есть сомнение в этом, придет следующий факт (сознательно скрываемый от общественности) и докажет – когда напечатали в Сихат hаШавуа о распространении пророчества Ребе о геуло и т.д., Ребе приказал р. Лейбелу Гронеру спросить у них, где и когда сказал, что это его пророчество, и ведь это пророчество Ребе Райаца, и так я слышал из уст редактора Сихат hаШавуа).

Но – хасиды – «очень умны», и еще умнее Ребе, и решили действовать против его мнения, и как сделали еще в некоторых вещах в ту темную эпоху.

[Все вышесказанное я написал в соответствии с тем, что говорится в первой части твоего интервью, но во второй части я увидел, что ты тоже относишь это пророчество к Ребе Райацу. Но ты снова возвращаешься и говоришь, что Ребе принял эти слова и сказал их в качестве пророчества, и я не знаю, как судить тебя].

А сейчас давай вернемся к твоим словам в «интервью». Ты говоришь, что Ребе открыл, что наше поколение – седьмое поколение – это поколение геуло, и это должно произойти в нашем поколении, седьмом поколении. Но ведь также Ребе Райац сказал, что в его дни придет Мошиах, т.е., в шестом поколении, и это не исполнилось, разве он ошибся, хас ве-шолом? И если ты скажешь по объяснению, которое приводит Ребе, что мы все еще находимся под его властью и управлением (Ликутей Сихойс ч. 2 стр. 502, ч. 15, стр. 505) – то почему не сказать так и в восьмом поколении, и в девятом поколении?

И вообще, даже по твоему мнению, есть все еще многие вещи, на которые у нас нет «тируц», и чем отличается данный вопрос, что именно он должен решиться в соответствии с твоим пониманием, без допущения возможности других вопросов и ответов, или даже отсутствия каких бы то ни было ответов?

И каков ответ на то, что Адмур Рашаб сказал в пятом поколении, в 5667 году (Тойрас Шолом стр. 73-74) «мы сейчас – последнее поколение, нужно исполнить намерение творения мира… как я стою сегодня здесь, я говорю это, что сейчас это – поколение Мошиаха, сейчас – последний бирур, нынешнее поколение – это поколение Мошиаха без всякого сомнения.

И ведь нет у нас более ясного срока избавления, чем тот, в 5666 году, о котором говорит Ребе Рашаб (сефер мааморим 5663, стр. 253), и кейц в 5608 г., о котором говорил Алтер Ребе, и кейц, о котором говорится в Зогар, в 5408 году – и обо всех этих сроках сказано ясными словами и установлено конкретное время, и любое объяснение, какое бы ты ни объяснил на них, оно будет относиться тем более и тем более, на сроки, которые ты придумал сам, большинство которых – это пилпулим, и связывание не связанных друг с другом вещей, и как «кидуш на Пурим».

И невозможно объяснить и разделить между сроком избавления, о котором говорит мудрец, и сроками избавления, о которых говорит пророк (как ответил Алтер Ребе на этот вопрос), ибо по твоему мнению (в этом интервью) с точки зрения хасидизма слова Рабейим это аспект пророчества, также когда они не сказаны явно языком «кой омар Гашем» (и я надеюсь, что ты не относишься к мамрим, которые унижают до земли почет наших святых учителей, «не удостоившихся» жить в «седьмом поколении»).

***

И теперь – по поводу того, что ты взялся защищать – что совершенно непонятно — «обязательность» лозунга, который они сами придумали, «йехи Адмур Мелех hамошиах леойлом воэд». Вопросов – бессчетно: в беседе бейс нисан 5748 (о которой ты говоришь), Ребе говорил об объявлении «йехи hамелех», а ты делаешь вид «простачка» и говоришь, что имеется в виду, конечно, «Мелех hамошиах», и тогда нет никакого различия между словами «йехи hамелех» и словами «йехи Адмур мелех hамошиах леойлом воэд». Таков ли путь Торы, таков ли путь хасидизма, что Ребе говорить сказать определенный текст, а хасидим нарушают его слова, и произносят по-другому, и еще имеют наглость сказать, что тем самым они исполняют его слова?!

Оправдаешь ли ты тем же надуманным оправданием того, кто встанет и скажет «האזן ישראל» вместо «שמע ישראל» и скажет в свое оправдание, что это «одно и то же», и может, даже более понятно и более точно и больше пробуждает намерение сердца…

Представь себе, что кто-нибудь захочет изменить текст сидура – не в тексте благословений, которые установили мудрецы, но только в порядке псуким «ма тойву» например, или добавить (как это есть в других нусахах) посук «Гашем оhавти меойн бейсехо». Разве ты бы оправдывал это, утверждая, что «нет большой разницы»? Или даже если кто-то захочет изменить самую малость в «объявлении» «hарейни мекабейл олай мицвас Асей шел веоhавто лереахо комойхо»?? И даже если бы мы нашли, что Ребе утвердил этот нусах для одного из листков ЦАХ, ты бы говорил, что не приводят доказательства из листовки ЦаХ относительно изменения нусаха сидура!

И чем отличается здесь, что если Ребе «поддержал» песню в обществе, то это доказывает, что можно изменить «буквы учителя» в тексте «лозунга»?

И еще – если, действительно, нет различия между этими вариантами, почему же тогда такой мсирус нефеш, чтобы объявлять именно такой текст, который они сами придумали, и объявить «священную войну» тексту, о котором говорил Ребе? Ведь, по твоим словам, нет различия между ними? Это похоже на слова Ребе Рашаба – «да калоши, нет калоши – пусть уже будут да калоши». «Йехи Адмур Мелех hамошиах», это в точности то же самое, как «йехи hамелех», но… «йехи Адмур Мелех hамошиах леойлом воэд».

И вообще, те, кто произносят это лозунг так или иначе, разве нам было приказано когда либо произносить это? Все, что было – это что Ребе приказал дважды или трижды произнести какие-то слова, и присутствующие сделали, как было сказано, и никому не приходило в голову произносить это без приказания Ребе, и если бы кто-либо произнес бы эти слова после молитвы, его бы считали идиотом, а если бы он сделал это во время hисваадус в дни Ребе, — ведь его забили бы камнями?

И поскольку знали стиль Ребе, то никто не относился к этому как к указанию на время или на поколения, и не писали об этом в рамках «hамаасэ hу hоикор». И никто никогда не спрашивал у Ребе, правильно ли сделать из этого объявления постоянный обычай, или объявлять это в определенные времена.

И все – поскольку речь идет о людях, которые знают Ребе, все знали стиль Ребе и его подход.

И вообще, какая связь между «поддержанием песни» и между «объявлением»? Несколько и несколько лет Ребе поддерживал в Пурим (двумя руками, всем телом, и когда он был здоров во всех его органах) песню «Вайhи бимей Ахашверош», разве мы учили из этого, что нужно объявлять несколько и несколько раз каждый день три раза «Вайhи бимей Ахашверош»?

И еще – были еще фразы, которые нам приказывалось в свое время произносить, как «цемах цемах цемах», и Ребе тогда ясно сказал (и ясным языком) что когда произнесут три раза «цемах», это приведет (или приблизит) геуло, и почему же не установилось с тех пор и до сего дня произносить эти слова десятки раз в день?

И в один из первых годов после «сейдер» Ребе сказал, чтобы пели и танцевали «Эй-ли ато», что это сгуло для раскрытия Элияhу и приближения геуло. Разве кому-то пришло в голову, сделать из этого постоянный обычай, и «ясный и проверенный патент» для приведения Мошиаха?

И я уверен, что если бы тебя спросили в 5748-5750 о том, следует ли делать постоянный обычай из однократного объявления, ты бы объяснил доступно и понятно (и как это в действительности), что не само действие приближает геуло, а только то, что Ребе говорит это, и делать по его слову в тот момент![1]

И ведь каждый, кто когда-либо изучал хасидут, и в особенности тот, кто воспитывался у хасидим ойвдей-Гашем, знает, что это не путь Хабада – делать основным вещи, подобные «объявлениям» (как это сегодня, что «объявления» это основа, за которую следует жертвовать жизнью, и вырвать с корнем ради этого и во имя этого всю Тору целиком). И также Ребе, когда он говорил о постоянных и необходимых способах и путях приближения геуло, не упоминал ничего об объявлениях какого-либо рода. И только в качестве гойроас шоо приказал об каком-либо «объявлении» или каком-либо другом действии. Но ты не найдешь, чтобы постоянные указания были бы что то кроме Торы, молитвы и цдоки. И нет в нашем поколении никого, кто бы мог бы устанавливать новые обычаи в качестве сгуло, и устанавливать их для многих людей. И то, что относят это к Ребе, и повторяют это сотни раз – это – как говорилось выше – никогда ложь не станет истиной.

И также твои диюким, что «объявление» это громко и в речи, это может быть самое большое – попыткой объяснить, почему Ребе приказал несколько раз те произносить те объявления, которые он желал. Но эти объяснения не имеют силы, чтобы установить указание для многих людей, что следует произносить какую-либо фразу[2].

Текст тринадцати основ освящен и принят не меньше, чем текст «йехи Адмур Мелех hамошиах леойлом воэд», который они сами выдумали. И по твоему подходу – следует также произносить громко вслух «13 основ» (по крайней мере «ани маамин бевиас гамошиах», что не только, что Ребе «поддерживал» его пение, но также приказал несколько и несколько раз, чтобы пели перед ним!), и тем не менее, мы не только не произносим их громко, но вообще не говорим их постоянно, и в особенности – после молитвы!

Ясный подход Ребе в этом вопросе хорошо объясняется в Игройс Койдеш (ч. 12 стр. 19) «Всякое добавление на то, что установили Аншей кнесес а-гдойло, и приводится в ришойним, нужно привести доказательство, чтобы принять его… каждый, кто устанавливает молитву, которую должны произносить многие люди, он должен привести ясное доказательство и основу для этого… а не тот, кто отказывается это принять… и хотя даже те, кто произносят тринадцать основ, делают это после молитвы, также это нуждается в доказательстве… (см. там еще).

Посмотри, как боялся Ребе Райац, когда установил, чтобы говорить Теhилим после молитвы, и приказал, чтобы хазан не говорил Теhилим перед омудом, но только рядом с бимой (и так делали даже в синагоге 770, и только после hисталкус в 1950 Ребе установил, чтобы говорили перед омудом). И если так он остерегался и боялся, даже когда речь шла о Теhилим, тем более и тем более, что следует людям нашего уровня опасаться вводить обычаи объявлений после молитвы, и тем более и тем более – во время молитвы (по обычаю меhадрин в глупостях), и тем более – в вещах, которые не псуким Торы и не «слова учителя», но бессмысленный лозунг, который они сами придумали, а не «святое объявление» как ты это называешь. Также «поддержка» не придает песне силу и святость псуким, и также как остальные песни про танки и т.д. не освятились (и как говорилось выше, даже псуким и святые слова мы не имеем права добавлять по своему мнению).

Кроме всего вышесказанного, ты совершенно устраняешься от вопроса о содержании объявления «йехи Адмур Мелех гамошиах леойлом воэд» после гимел тамуз 5754 (и ведь в этом вопросе – мы же не с глупцами имеем дело, и ты ведь считаешься с теми, кто признает письменную Тору и устную Тору и считает, что человек, который по законам hалахи ушел из этого мира, не считается «живым» по законам Торы, которые даны нам в этом материальном мире).

И что же тогда означает это «объявление»? «Пусть восстанет Адмур царь Мошиах во время оживления мертвых во веки веков»?! Есть ли смысл у этих пустых слов? (и в особенности, по мнению тех, кто держатся за свои глупости в вопросе вечной жизни в материальности, что это значит, что желают вечно живому, чтобы он жил во веки веков? Разве на него вообще распространяется понятие смерти? И как желают ему в «Сихас геуло» и т.д. «да будет он отделен для доброй и долгой жизни», разве вечно живой нуждается в этих пожеланиях? Разве также Вс-вышнему мы желаем, чтобы он жил вовеки?).

И если, может быть, нужно внести какое-то изменение в этот текст, будет ли у тебя достаточно мужества, чтобы изменить текст этого «святого объявления»?

И почему можно изменить, и также изменили со спокойной совестью, «йехи гамелех», но запрещено изменять «йехи Адмур Мелех hамошиах леойлом воэд»?

И как можно привести доказательство из «поддержки» песни, пение которой Ребе поддерживал при своей жизни, на то, что нужно продолжать использовать этот нусах также после hисталкус (ведь ты тоже признаешь hисталкус)? И ведь сейчас этот текст совершенно лишен смысла, и по крайней мере, вынуждены объяснять его другим способом, и это объяснение не получало никакой «поддержки» Ребе, но – как все остальные вещи – они сами это придумали.

***

По поводу распространения личности мошиаха, напротив всех сихойс, в которых, по твоим словам, написано открытым текстом, что Ребе – это царь Мошиах (это, как понятно, грубая ложь, в которой легко убедиться, ибо это не говорится в них открытым текстом, но, по твоему мнению, нужно таким образом их трактовать), и также нет в этих сихойс указания распространять личность Мошиаха (и легко понять различие между распространением сихо, и между распространением плакатов, все содержание которых – знать, кто Мошиах) – напротив всех этих есть ясные указания, чтобы не распространять, кто Мошиах! Но – хорошо смазанная пропагандистская машина и промышленность по изготовлению лжи – они скрывали указания Ребе при его жизни, и продолжают скрывать их также сейчас!

Известно ли тебе, что Ребе отреагировал очень резко (вплоть до угрозы закрытия газеты), когда Кфар Хабад хотел напечатать статью р. Йоэла Канна, все содержание которой было – что хасидам можно верить, что их Ребе – Мошиах? И объяснение этого запрета было ясно сказано, поскольку это отдаляет евреев от учения хасидизма.

Известно ли тебе, что Ребе сказал ясно представителю Хабада, не давать интервью по вопросу Мошиаха, ибо могут «тянуть его за язык», и вытащат от него заявление, что Ребе – Мошиах?

Известно ли тебе, что в месяце Адар 5752 Ребе приказал р. ШБ Вольпо, чтобы он не печатал свою книгу «встреча Мошиаха»? (Эта книга была напечатана немедленно после 27 адара…)

Известно ли тебе, что Ребе приказал Довиду Нахшону (через рава Ярославского), чтобы он не занимался мивца геуло ни в настоящем, ни в будущем?

И еще и главное – когда записали беседу гл. Хайей Соро 5752, и принесли Ребе для редактирования, там было написано так: «каждый шлиах должен подготовиться сам, и подготовить всех евреев в своем месте и в своем городе и т.д., чтобы встретить Мошиаха, посредством того, что он объясняет идею Мошиаха и кто – Мошиах, так, чтобы это было воспринято у каждого в соответствии с его разумом и пониманием, включая в особенности – через изучение вопросов Мошиаха и геуло, и в особенности – способом хохмо бино даас, что через это укладывается в разуме человека встретить шалиаха и мошиаха нашего поколения, «шлах но бейад тишлох». И Ребе стер эти два подчеркнутых предложения, и исправил, чтобы говорилось «что он объясняет идею Мошиаха, как объясняется в Письменной Торе и в устной Торе, так, чтобы это воспринималось… способом хохмо бино и даас». До сих пор его слова.

И из самой этой сихи, и из той же строки, ты учишь, что следует распространять, «кто – Мошиах», и что это «ойфен hамискабель»! шойму шомаим! – Из него самого ты делаешь топор, чтобы срубить дерево жизни!?

(и немного – на личной ноте – между нами, разве ты уже забыл свою природу издавна – что ты никогда не отрицал этого – что ты всегда вел себя способом «тогу», и с большим тщанием? И с каких пор изменилась природа твоих мидойс, или твои природные мидойс, и ты стал «мейвин» и мойрэ-гойроо для многих в вопросах «ойфен гамискабель»?)

И как ты можешь сказать, что твои диюким из сихойс это гораа и маасэ-рав, в то время как это только «собственные пшетлех» твои и других, а указания, которые были даны от Ребе открыто и в отношении практического действия – они совершенно противоположны? Ведь ты, конечно, знаешь, что там, где говорится в Геморо «маасэ-рав», объясняют, что не делают ни по Галахе ни по маасэ, но только когда учитель говорит ему открыто – «делай» или «не делай»!

И какое нужно более ясное указание и «маасэ рав» одновременно, больше чем открытый протест Ребе в субботу гл. Ноах 5752, когда пели «хайалей гамелех», и Ребе сказал, что нужно было бы подняться и выйти… И все этот протест был после того, как была сказана сиха «бейс рабейну шебебовел», и после множества позитивных ответов на отчеты о сборе подписей о принятии Мошиаха, и собраний и женских танцев и барабанов и остальных маръин-бишин (и сегодня мы уже стали мудрее, и знаем что р. Лейбл Гронер никогда не читал перед Ребе все духот и даже не их содержание – ибо это выше сил человека в то время, которое было у него в распоряжении – и ему было сказано отвечать на все духот одним постоянным ответом, который время от времени изменялся).

И в связи с этим мы должны объяснить еще один вопрос, почему однажды Ребе выступил против песни, которую уже не в первый раз пели перед ним на hисваадус? И те, кто в курсе дела, знают, что в этот раз прыгнул один из молодых людей и стал напротив Ребе и стал петь громко, так что точные слова песни достигли ушей Ребе, и Ребе немедленно резко отреагировал, как говорилось выше.

И на первый взгляд, на что он разгневался? Ведь у «мешихистов» были десятки «убедительных» доказательств из ответов и «ясных» сихойс, и в чем же их вина? Но это учит тебя, что все эти доказательства – это собственные «пшетлех», которые унесет ветер, а позиция Ребе была неизменна – запрещено приводить к тому, что станет на одного еврея меньше изучать хасидут! Никакой «пшетл» не сможет убедить «знающих его и друзей его», что хас ве-шолом пришло время, когда у Ребе будет удовольствие от какого-либо действия, которое приводит к самому малому уменьшению в числе изучающих хасидут.

И известен ли тебе ответ, написанный рукой Ребе, в месяц адар 5752, в котором говорится: «нет никакой необходимости искать кто Мошиах. – и это после беседы субботы гл. Мишпотим и остальных сихойс, из которых ты доказываешь «без тени сомнения», что можно и должно распространять личность мошиаха! Разве твои диюким могут перевесить хас ве-шолом, ясное мнение Ребе?

Понятно, что я не сомневаюсь в твоей схоластической способности разделять между периодом перед 27 адаром и после него, превращать тьму в свет и говорить на время когда «нитло Тойро», что это «нитно Тойро» и обновился закон, обновление Торы, что можно хас ве-шолом отдалять евреев от изучения хасидизма.

Но, по твоим словам, распространение личности Мошиаха – это не «гзейрас а-косув», а логика: «когда ты приходишь к человеку на улице и рассказываешь ему, что Мошиах вот-вот придет, и говоришь ему, кто – Мошиах – это воспринимается им как нечто реальное, не как что-то «парящее в воздухе» – разве после 27 адара изменилась природа людей, и то, что Ребе определял снова и снова как способы отталкивания евреев, то, о чем Ребе написал «нет никакой необходимости искать, кто Мошиах», превратилось вдруг в проверенный способ для «укрепления самой вести об избавлении»?

И еще ты добавляешь аргумент, который по сути – глупость (и эти слова недостойны говорящего их): «подобно тому, как когда хотят дать детям наглядное представление, кто такой пророк Элияhу, рисуют им еврея с белой бородой…» Во первых, речь не идет о детях, которые ничего не понимают, а о взрослых людях. И в особенности, когда мы хотим подействовать на евреев, соблюдающих Тору и заповеди, и знающих книгу и держащихся за Тору Вс-вышнего, и желающих приблизиться к Нему (ведь в конце концов также они – евреи, и также их обязаны приблизить к учению хасидизма и к вере в избавление).

Во-вторых, если бы мешихисты рисовали Мошиаха как еврея с белой бородой, никто бы не предъявил бы им претензии, и может быть даже Ребе разрешил издать книгу для детей, в которой был бы такой рисунок (в отличие, если бы давали его портрет – то, что никто даже не осмеливался думать перед 27 адаром – тем более, что он был против того, чтобы печатали его фото на страницах 12 псуким).

Но разве можно выучить из твоего примера, что вместо того, чтобы рисовать Элияhу как еврея с белой бородой, лучше дать фотографию рава Мордехая Элияhу? И ведь это «делает наглядным» и «укрепляет» и все остальные лживые пустые лозунги!

Пытался ли ты проводить опрос среди людей на улице, и выяснить у них, что им кажется «укреплением веры» больше – рисунок еврея с белой бородой, или фото «мошиаха», пребывающего в прахе? И откуда у тебя есть уверенность «без малейшей тени сомнения», что фотография «укрепляет саму весть об избавлении»? И с своей выходящей за пределы разумного уверенностью, и на основании примера, годного только для детей, ты убиваешь души?

Я переворачиваю страницу газеты, и вот, твое мнение также переворачивается как печатка! Вдруг слышны из твоих уст также «разумные» вещи, не дай Б-г, и ты говоришь: «я всегда стараюсь не резать слух аудитории»… ведь страницу назад ты решил, что «можно и нужно распространять личность Мошиаха», и «как понятно», что это – мнение Ребе, и вдруг ты ставишь ограничения в исполнении это заповеди: то, что нужно распространять личность мошиаха, это когда есть тупые и нечувствительные уши, но если есть опасение, что это будет «резать слух», или если «баалей симхо не являются хасидами Хабад и они не заинтересованы» слышать кто – Мошиах – тогда нет «необходимости» распространять кто Мошиах, и отменяется «маасэ рав» Ребе, который «указал нам идти по этому пути», тем, что «поддержал пение и объявление «йехи», несмотря на широкое распространение, которое было дано этому в электронной и в печатной прессе во всем мире» — распространение, которое, как известно, не различало между ухом и ухом, между тем, кто заинтересован слышать, и тем, кто нет…

Но, вероятно, тебе дали понять, что твои слова недостаточно «мешихистские», и в продолжение ты говоришь, что «резать слух» не повредит… это «только» уменьшает шансы на то, что эти слова будут восприняты слушающим.

Т.е., неприятие вести об избавлении – это «мелочь», ущерб, который незаметен, нечего с ним считаться, и следует продолжать и озвучивать в открытую вещи, от которых кривятся уши… и это – о других, но ты сам продолжаешь передавать только «половину»…

***

В продолжение твоих слов ты высказываешься относительно вопроса мошиаха и пророчества с точки зрения hалахи, и тут видно воочию, что осталось в тебе заметная доля здравого смысла. Я уверен, что твое упорство не позволит тебе отказаться от этих твоих слов, также после того, как будут опубликованы в той же газете острые схоластические дискуссии, которые придут, чтобы опровергнуть твое мнение (что, по их мнению, это «кфира» даже с т.зр. ниглэ, а не только с т.зр. хасидут). «Городской сумасшедший» конечно же, найдет (или придумает) какую-нибудь историю хасида баал-мсирус-нефеш, чтобы научить, что здесь нет различия между галахической плоскостью и хасидской плоскостью, и каждый, кто разделяет между ними – это наргон мафрид алуф рахамоно лицлан.

Этот вопрос напоминает другой вопрос, ты, конечно же, помнишь беседу Ребе после войны Йом Кипура (или после шестидневной войны): «я не пророк и не сын пророка». И когда Слоним напечатал тогда в газетах о пророчестве Ребе, Ребе снова сказал об этом еще в одной сихе: «ведь я ясно сказал, что я не пророк и не сын пророка…» И следует исследовать, когда пророк говорит что-то, и не только, что он не говорит «кой омар Гашем», но говорит ясно, что «это не слова пророчества», с т.зр. хасидизма это пророчество или нет?

А что в отношении того, что было сказано в свое время Гутнику, что в течение пяти лет найдет драгоценные камни, и эти пять лет закончились в 5753. Это было пророчество или нет?

И вот, ты снова утверждаешь странные вещи: «когда ты приходишь к еврею, и особенно – сегодня, и ты говоришь ему, что Любавичский Ребе сказал как пророчество, что «вот-вот приходит Мошиах» – он склоняется верить в это быстрее, чем если бы ты пришел к нему и сказал, что Ребе, как праведник или обладатель руах-а-койдеш сказал, что геуло уже на пороге». До сих пор твои слова. И все твои слова – это слова «пророчества», которые ни на что не опираются. Понятно, что ты не проводил никакого «опроса», перед тем, как ты решил, что это так, и это только мираж, плод твоего буйного воображения, оторванного от мира действия.

И как понятно, что добавление «и особенно сегодня» – лишено всякой логики: каждый день, который проходит, делает еще труднее верить в то, что говорилось пять лет назад и все еще не осуществилось перед нашими материальными глазами, и ни один нормальный человек не поверит, что это слова пророчества именно потому, что прошли дни и годы.

В ответ на вопрос, как относиться к тому, кто пошел произносить дрошо в синагогу, и не упомянул встречу мошиаха, ты отвечаешь, что он исполнил свою миссию, но не полностью, поскольку он вынул «душу» своей миссии. Я сомневаюсь, выражался ли бы ты так, если бы ты видел редактуру Ребе на беседу Хайей Соро 5752 (фото есть в «hискашрус»), где говорилось: «все детали служения шлихус по распространению Торы и еврейства и распространения источников наружу должны быть открыто проникнуты центральной идеей – как это ведет к встрече Мошиаха цидкейну». До сих пор цитата. Ребе «только» зачеркнул слово «открыто»! Т.е., дрошо в синагоге сама по себе – это цельная вещь, и идти на мивца тфилин – это цельная вещь, даже если не упомянули слово и полслова про «встречу Мошиаха цидкейну». Только намерение толкующего и намерение одевающего тфилин должно быть во имя приближения геуло.

И это – еще один пример искажения самой сути слов Ребе – сделать основу основ из того, что Ребе зачеркнул совершенно!

И отсюда можно выучить, что слова, исходящие из твоих уст, с полной очевидностью, как будто бы они исходят из уст самого Вс-вышнего («и как понятно, что если бы он действовал так, как написано в сихо Хайей Соро упомянутой выше, и он бы связывал все со встречей Мошиаха, это бы добавило силу его миссии») – не исключено, что будут совершенно противоположны словам Ребе.

И еще ты учишь, силу твоих комментариев на сихойс Ребе, что ты полагаешься на твое понимание в сихо, как будто бы это говорилось там открытым текстом («как написано» в беседе Хайей Соро»), в то время как это не говорится там совершенно, и наоборот и т.д.

***

По поводу «квуцо» – ты считаешь, что нужно, необходимо и обязательно ехать на целый год, и как обычно, ты говоришь «несомненно», что все должны вести себя так, как ты считаешь.

Ты утверждаешь, что для того, чтобы впитать святость, которая находится в 770, и «атмосферу», которая там – нужно находиться там «по крайней мере один год». Это количество времени открылось тебе, как понятно, из «тайны Вс-вышнего боящимся Его», ибо логика говорит, что святость пятидесяти лет, которую можно впитать в течение одного года, можно впитать ее также в течение одного дня или одной секунды. И достаточно понимающему.

Но вернемся к сути вопроса. Если есть необходимость во впитывании святости стен, почему Ребе написал так много писем, в которых он высказывался против того, чтобы ехать учиться в Нью-Йорк? И также после того, как уже согласился, всегда устанавливал условия и ограничения и т.д.

И еще – в течение многих лет Ребе относился к тому, что Анаш едут в Нью-Йорк и делают лотерею и т.д. – как к поездке для того, чтобы молиться на ционе Ребе Райаца. И почему же не упомянул совершенно о поездке ради того, чтобы впитать святость стен (по крайней мере, мог бы сказать, что это стены, в которых находился Ребе Райац в течение десяти лет!)

И почему мы не находим, чтобы Ребе говорил о достоинстве учебы в зданиях, где Ребе Райац говорил ДАХ, когда он находился в Святой Земле? Или также в Чикаго и Лейквуде? И также если сказать, что невозможно сравнить между святостью десяти лет и «малой» святостью нескольких дней или недель, но по крайней мере – с твоей точки зрения – конечно же, лучше учиться в старом здании Тойрас Эмес, в котором Ребе Райац говорил беседы и мааморим, чем учиться в Кфар Хабаде, где никогда не находился никакой Ребе!

И почему бы не учиться около Котель Маарови именно, ведь Шхина не удаляется оттуда вовеки?

И легко понять, что учиться нужно в таком месте, где учат лучше, и про поездку, чтобы учиться около Ребе сам Ребе сказал, что это подобно тому, что сказано «не от каждого человека человек учится», т.е, только со стороны качества учебы. И мы не находим, что из-за святости стен было бы разрешено отстраняться от учебы даже на одну секунду, и тем более и тем более, что не уменьшать от нее в течение целого года! И никто не имеет права делать «хидушим», что из-за его фантазий и миражей, витающих в воздухе, «должны, обязаны и необходимо» десяткам бохрим устранять сотни дней от их учебы, количественно или качественно (и как обычно в таких случаях – и в том и в другом одновременно). Но только если речь идет о бохере, который не может учить Тору от другого человека, но только от Кути Ропа и Иче Шпрингера…

И тот, чья душа желает святости макифим стен, и не достаточно ему святости Котел Маарови, он может насытить свои НаРаН нахождением в течение нескольких дней в 770 (и еще несколько часов для восприятия макифим на ционе, как далее будет говориться).

***

Завершу вопросом, которого ты не коснулся впрямую в «интервью», но оно связано с общим смыслом того, о чем шла речь выше. У тебя есть, несомненно, уроки по хасидизму с «бней тора», и также у р. Залмана Нотика есть связи подобные этим. Ты никогда не задумывался, почему тридцать лет назад бохрим из «литовских» ешив стремились в «Тоймхей Тмимим», а сегодня это почти невозможно?

Можно перечислить несколько причин для этого явления (и литовская «пропаганда» не входит в их число!), я укажу только на одну из них; если придет один из слушателей твоего урока в ешиву Торат Эмет, и увидит напротив своих глаз портрет Ребе, и под ним подпись «йехи Адмур Мелех гамошиах леойлом воэд», подействует ли это на него в сторону приближения, или отдаления? И даже если ты объяснишь ему все свои объяснения, как ты умеешь это делать, и даже если предположить, что он примет твои объяснения, разве это приведет его к тому, чтобы желать находиться также под сенью этого портрета, или может, максимум, ты сможешь убедить его, что это не авойдо зоро, хас ве-шолом, как это представляется на первый взгляд, и также можно с трудом понять лозунг «йехи» и т.д. (т.е., что не имеют в виду то, что сказано в этом лозунге, но имеются в виду другие вещи, указываемые в нем и известные знающим тайную мудрость). Но какое ему дело до всех этих проблем? Зачем ему жить в «можно с трудом объяснить», когда он может продолжить учиться в том месте, где он учится, по проторенной дороге иудаизма?

Однажды Ребе приказал р. Меиру Фридману, чтобы он занимался воспитанием, и когда он обратился в ешиву в Кфар Хабаде, его назначили на должность ответственного за чистоту и т.д. Он спросил у рав Ходакова, исполняет ли он этим миссию, возложенную на него Ребе, и Ходаков ответил ему, что если мать приводит своего сына в ешиву, и видит, что здание не убрано как положено, она не хочет оставлять там ребенка, и ответственность за это ложится на ешиву! И поэтому соблюдение чистоты – это часть работы воспитателей. До сих пор его слова.

И нимшол понятен. Если ешиве-бохур не хочет присоединиться и быть как один из тмимим из-за того, что он видит на стене странные вещи, и из-за того, что он слышит «лозунги», которые «режут ему слух», и еще и еще вещи, которые не предполагали наши отцы – полная ответственность за это ложится на руководстве ешивы, его кровь и кровь его детей на них! Один единственные, кто виновен в этом, а не Ребе!

И они должны сделать хешбон-цедек в своей душе, представить себе, как будто бы они входят на йехидус к Ребе, и спрашивают его: Ребе, можно ли приводить к тому, чтобы не увеличивалось число скамеек в ешивах Хабада и среди изучающих ДАХ, или может, нет в этом ничего плохого, главное, чтобы мы продолжали мивцоим, которые мы сами придумали.

И тот, кто удостоился быть хотя бы однажды на йехидус, и тот, кто слышал Ребе и учил его Тору в течение сорока лет, не будет у него никакого сомнения, каков будет ответ на этот «вопрос».

Обязанность машпиим – вести за собой бохрим, а не бояться их и не позволять им вести за собой машпиим за нос, всюду, куда ведет их дух собственной глупости.

И то же самое – с разного рода надписями на «двар малхус» и т.д., о которых рекламные агенты мешихизма продолжают рапортовать, что общество продолжает изучать их в десятках тысяч экземпляров, раздаваемых каждую неделю и т.д, даже если написано на них Шлита, или йехи и т.д. Однако каждый разумный человек знает, что никто из тех, кто находится вне Хабада, не откажется изучать сиху, на которой написано «זצוקללה»ה»,, в отличие от этого многие (и даже если это один единственный человек!) это скромные, которые отдаляются от того, чтобы изучать сихойс, из-за надписей, которые предназначены только для того, чтобы «резать слух» и «колоть глаз».

С дружеским приветом и благословением

Йегошуа Мондшайн.


[1] Помнится, один молодой человек просил однажды от Ребе исправления на определенный пгам, и Ребе написал ему, чтобы он учил Ликутей Тойро. Р. Шлоймо Хаим Кесельман объяснил тогда, что не изучение Ликутей Тойро само по себе – это тикун, но то, что бохур исполняет указание Ребе к нему. А другой бохур, который будет учить Ликутей Тойро без того, что ему это приказано, для него Ликутей Тойро не приведет ни к какому исправлению.

И подобно этому – в одной из своих речей Шолом Бер Вольпо объясняет, что не угрожает нам никакая опасность от Ирана, поскольку Ребе уже сказал несколько раз в прошлом, что это «земля, глаза Вс-вышнего Б-га твоего на ней…» Но мы объясняем по нашему пути, что не посук защищает жителей земли Израиля (ибо этот посук существовал также во время разрушения первого Храма, и Второго Храма, и остальных гзейройс ло олейну), но слова Ребе действуют на высших чтобы защитить нижних, и он как будто бы обращается к Вс-вышнему и приводит Ему доказательство из ясно говорящего об этом посука. Но там, где это не сказано из уст Ребе, мы не можем постановить закон на том основании, что это было сказано как «милсо бетаамо». И см. также далее на последней странице.

[2] Еще один вопрос есть здесь, если нам приказано объявлять громко и произносить это именно, то где основание для такого «объявления» письменно, как в приглашениях на свадьбу и т.д. (как ты это делаешь), и также на плакатах и наклейках на каждом высоком холме и на каждом цветущем дереве? И также на ермолках детей, которые не различают сегодня между добром и злом (и в этом – вопрос внутри вопроса – если написание на кипах приближает геуло, то почему же взрослые не ведут себя так, чтобы не задерживать Мошиаха даже на одну лишнюю секунду?). И также по поводу приглашений – есть сильный вопрос, если текст приглашения освятился до такой степени, что следует его копировать во всех деталях, и говорят, что Ребе приказал это делать, то кто же и какой же это, который осмелился внести изменения в этот нусах?

И возвратимся к вопросу написания. Когда Ребе сказал, что произнесение «йехи hамелех» – понятно, что это действие производится только посредством речи. И тому, кто изучал хасидут, не требуется приводить много доказательств.