По просьбе читателей мы возвращаем (после перерыва в почти два года) на эту страницу рубрику «Хасидские истории и афоризмы».
Когда Дов-Беру было пять лет, пожар уничтожил за считанные минуты его дом и все, что было в нем. Мать осталась сидеть на пожарище, вытирая слезы.
– Ты плачешь о доме, мама? – спросил Дов-Бер.
– Нет, я плачу о том, что безвозвратно потеряно: в огне погибла наша родословная грамота, история нашего рода. Ты ведь знаешь, сынок, как глубоки и славны корни нашей семьи!
– Не плачь, – ответил мальчик, – у нашей семьи будет новая славная родословная. Она начнется с моего имени.
*
Спросили у раби Аарона из Карлина:
– Что ты узнал от своего учителя, великого Магида?
– Гурништ (ничего), – ответил тот.
Ученики подумали, что раби Аарон имеет в виду, что ничему не научился в Межирече, но тот объяснил:
– От Магида я узнал, что все, кроме Вс-вышнего, есть ничто – гур ништ.
*
Спросили у раби Леви-Ицхака из Бердичева:
– Что ты узнал от своего учителя, великого Магида?
– Я узнал, что Вс-вышний правит миром, – ответил тот.
– Для этого нужно было ехать в Межиреч?! – удивились ученики. – Это знают во всем мире.
– Нет, – ответил раби, – во всем мире говорят так, но только в Межирече это знают по-настоящему.
*
Спросили у раби Шмельке из Никольсбурга:
– Что ты узнал от своего учителя, великого Магида?
– Все годы молодости я посвятил войне духа против тела, – ответил тот. – В Межирече я понял, что душа и тело могут и должны жить в мире.
*
Ученики Магида, братья Элимэлэх из Лиженска и Зушэ из Аниполя спорили однажды о том, с какой точки должен человек начинать свое служение Вс-вышнему.
– Пусть человек осознает, как он мал и ничтожен, это понимание приведет его к ощущению величия Вс-вышнего. – сказал раби Элимэлэх.
– Как, по-твоему человек должен начать с себя?! Где же скромность? Пусть начнет с осознания величия Творца. Это и приведет его к пониманию собсвенной малозначительности, – возразил раби Зушэ.
Магид разрешил спор братьев:
– По существу, каждый из вас по-своему прав. Но я предпочитаю слова раби Зушэ. Поиск пути надо начинать с самого себя, со своей души. Лежащему на земле некуда падать. Путь, начинающийся с раздумья о самом себе может вести только вверх.
*
Великий Магид, как и свидетельствует его титул (ha-магид агадоль – великий проповедник) был большим мастером ораторского искусства. Может быть, именно потому, что для него проповедь была не искусством и не ремеслом, а формой служения Творцу.
Он учил молодых проповедников:
– Каждый раз, когда вам хочется продолжать говорить, знайте, что пришло время остановиться и замолчать. Проповедник должен пребывать в гармонии не с аудиторией, а со словами, которые он произносит. В ту минуту, когда тебе удается увидеть и услышать себя «со стороны», знай, что слова твои отдалились от внутренней истины.