Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 17 Ав

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

17 Ав 5781 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний
Чтобы уяснить слова наших учителей, благословенна их память, которые сказали, что именно физический мир сотворен силой, заключенной во второй букве "гей", [ибо из предыдущего объяснения следует, что вторая буква "гей" указывает на сфиру Малхут, где Б-жественный замысел реализуется посредством слов, а ведь не только физический, но и духовные миры сотворены по слову Всевышнего], следует вспомнить то, что известно всем, в чьих сердцах – Б-жест-венная мудрость: существует бесчисленное множество [духовных] миров и "дворцов"[1], о которых написано: «Можно ли сосчитать воинства Его, [каждое из которых заполняет определенный "дворец"]?». И в каждом воинстве, [населяющем] "дворец", – тысячи тысяч и мириады мириад ангелов; подобно этому существует бесконечное множество душ, пребывающих в бесчисленных мирах и "дворцах" каждого из трех "сверхмиров" – Ацилут, Бриа и Йецира – и состоящих из пяти ступеней: нефеш, руах, нешама, хая, йехида[2]. Все это бесконечное, в буквальном смысле слова, разнообразие множества [духовных сущностей] берет свое начало в многовариантных сочетаниях звуков, которым соответствуют на письме двадцать две буквы алфавита и из которых складываются слова Всевышнего. И на самом деле – таких вариантов существует бесконечное множество, как об этом написано в книге "Йецира": "Семи камней достаточно, чтобы построить пять тысяч сорок домов; исходя из этого, попробуй сосчитать [количество вариантов сочетании двадцати двух букв алфавита, и ты получишь результат, которому не найти определения в нашем словаре..."[3]. И хотя духовные ступени и уровни, на которых находятся ангелы и души, [так же] многообразны[4], [как и сами они], и составляют бесконечную последовательность на пути восхождения духовных сущностей ко Всевышнему, образуются эти ступени и уровни не только простой перестановкой букв, но и заменой их одна на другую по принципу "алеф" – "тав", "бейт – "шин" и так далее[5](как об этом говорилось в двенадцатой главе второй части этой книги). Все [эти сущности] обладают способностью мыслить и постигать, и они постигают своего Творца, ибо происходят от внутренней сути звуков, скрытым источником которых является сфира Хохма, как о том говорилось выше.

[1] "Дворцы" – духовные пространства, образованные бесконечным числом сочетаний и взаимопроникновений высших свойств Творца, поэтому их невозможно сосчитать.

[2] Нефеш, руах, нешама – см. прим. к Тания, часть 4, посл. 3. Хая – букв, "живая" – трансцендентная сфера души, сообщающая жизнь уровням души, воплощающимся в тело. Иехида – букв, "единственная" – Б-жест-венная частица единого Б-га, присутствующая в душе; благодаря этой частице душа связана со Всевышним.

[3] Т. е. в лексике нет слова, обозначающего подобное множество.

[4] Простая перестановка букв алфавита приводит лишь к многообразию духовных сущностей, но не к снижению их духовного уровня и совершенства.

[5] Т. е. каждой букве в первой части алфавита соответствует определенная буква второй части алфавита. Такая замена приводит к снижению духовного уровня созданий.