т. 5 стр. 433
Прежде всего, мы должны знать, что хипус[1] и тшува[2] - это два различных аспекта, определяемые отдельными критериями.
На первый взгляд, хипус и тшува - есть у них некоторое подобие, ибо ищущий свидетельствует о себе, что ему не хватает той вещи, которой он ищет, ибо, если не так, он бы не искал, и также тшува - что он оставляет свое первоначальное место, и на первый взгляд, они похожи, и это есть оставление первоначального места.
Но в действительности, это соотношение, кроме того, что оно очень легковесно, но это только представляется так на первый взгляд, ибо ищущий - также истинный - и особенно - цовуа[3] и шакран[4], и возвращающийся - они отличны в самой своей сути, ибо ищущий стоит на своем первоначальном месте, и оттуда он выходит искать, и вместе с тем, он не оставляет свое первоначальное место, и возвращающийся - не только, что он оставляет свое первоначальный маамад[5], но более того, что он презирает его, и раскаивается о нем, и выбирает для себя новый маамад.
И из мойцо довор[6] мы знаем, что мехапес не только, что он не презирает свое предыдущее положение, и не оставляет его, но еще - что он не желает найти новую базу, чтобы стоять на ней, и во всех его делах - в дейос[7] и в отсутствии исполнения заповедей - как понятно, скрытно - он также сейчас, как он был раньше, без всякого различия совершенно, а возвращающийся сознает свою предыдущую ошибку, презирает свое предыдущее положение, и оставляет его, и он уже стоит на новом базисе и положении, и в соответствии с его новым положением - он изменяется в его мыслях, речах и действиях, и движении его души и его стремлениях.
И это доказывает нам, или он ищет, или он возвращается, и это есть бхина[8] и каф мознаим[9], которой можно взвесить дух, который прошел в лагере евреев.
... они нуждаются в помощи извне, ибо болезнь и излечение души подобно болезни и излечению тела, как об этом говорит Рамбам.
И в болезни тела, хас ве-шолом, мы видим, что есть такая болезнь, рахамоно лицлан[10], что во время болезни человек забывает простые вещи, как держать ложку и вилку, и как резать хлеб, и подобные вещи из обычных вещей, и даже когда он немного выздоравливает, и он уже может делать эти работы, - нужно обращать его внимание на это, и тогда он делает это, как один из здоровых.
И также это в болезни души, что со стороны яда атеизма, и что много лет не одевали тфилин, нарушали субботу и праздники, кушали трейфос[11] и делали все тоавойс[12], то когда они выздоравливают от их болезни, в движении тшува, нужно положить сердце, чтобы пробудить их к исполнению заповедей.
И это работа раввинов - чтобы отдать себя на то, чтобы подготовить статьи и выступать с лекциями в духе тшувы, с которой есть действие, с раскаянием о прошлом и с принятием на будущее.
[1] Поиск
[3] притворный
[4] лжец
[5] положение
[6] источник такого положения вещей
[7] мировоззрение
[8] различение
[9] чаша весов
[10] не дай Б-г
[11] некошерная пища
[12] мерзости