Контрес "И источник из дома Б-га"

קונטרס

ומעיין מבית ד'

מאת כ"ק אדמו"ר

אור עולם נזר ישראל ותפארתו כקש"ת

מוהר"ר שלום דובער

זצוקללה"ה נבג"מ זי"ע מליובאוויטש

Контрес "И источник из дома Б-га"

Сборниик маамаров (публичных выступлений)

пятого Ребе движения ХАБАД

Шалома Дубера

Часть первая. Маамары 1-6

В переводе на русский язык

Автор перевода Зеев Шпунт

Перевод отпечатан впервые в Бейт ХАБАД Кфар-Саба

20 Mархешвана 5766 года в день 145-летия

со дня рождения Ребе Шалома Дубера (РАШАБ)

ב"ה

Контрес "И источник из дома Б-га"

Сборниик маамаров (публичных выступлений) пятого Ребе движения ХАБАД

Шалома Дубера

Часть первая. Маамары 1-6

В переводе на русский язык

תרגם: זאב שפונט

כל הזכויות על התרגום שמורות

Автор перевода Зеев Шпунт (все права на перевод сохраняются за переводчиком)

Тел. 09-9576555, 0523-259126

Электронная почта: reb.zeev@gmail.com

И источник из дома Б-га

МААМАР 1

Состоит из 4 частей:

-Увиливание с путей Торы-глупость

-Несколько аспектов удовольствий

-Человек, высший из созданий, должен получать удовольствия от того, что выше его.

-Обесценивание человека, увлекающегося за материальными целями.

1-1

"И источник из дома Б-га забьёт и напоит долину Шитим"/Йоэль.4-18/

В книге"Мидраш Раба" ("Балак",20) объясняется значение слова "Шитим" как "глупость". В книге "Корни" корень "שטה" объяснён как "увильнуть с пути". Например: "Ки тистэ ишто"/Если увильнёт его жена/ объясняет РАШИ:"если увильнёт с пути приличия". И таков же перевод выражения:"Вает элея" ("...уста лвата..." в арамейском переводе) - "И увильнул к ней..." /Брейшит 38-16/. Поэтому называется "йецер ара"/"плохое желание/ - ибо уводит человека изподтишка с верного пути, а потом доносит наверх и свидетельствует обвинению. И это соответствует объяснению в "Мидраше" слова "Шитим" как "Глупость",ибо глупость - увиливание с пути истины. Находим также у благословенной памяти наших мудрецов, что они объединили оба эти значения,как сказано в гмаре /Сота 3-1/ о том, как "увильнёт жена": "Не грешит человек иначе,чем если вселился в него дух глупости." Ведь "увиливание /с верного пути/ " и "глупость"- одно и то же,ибо это – совращение с пути верного, пути истины. /см. также сказанное Маарша в "Хидушей агадот" об изложенном выше/.

Дело в том, что если человек преступает пути Торы увлекается за вожделениями своего сердца плучать удовольствия человеческие /даже в дозволенном/, если услаждает душу негой и наслаждениями человеческими больше, чем необходимо для существования его тела, это также нарушение путей Торы, согласно которым обязан каждый человек освящать себя в дозволенном ему.

Как сказано в книге "Хинух", это - повелительная заповедь из Торы. И так же сказано в "Книге средних" /Тания,1-30/, что дозволенным является лишь необходимое для существования тела и даже это нежелательно путём телесных наслаждений, как, например, в еде, а каждый раз лишь чтобы служить Создателю силами, полученными от этой еды.

И так в каждом деле должно быть преднамерение во имя Небес. Но если преднамерение - получить удовольствие и усладить душу свою даже разрешённым, но только для гурманных удовольствий – влечение за этим является преступлением путей Торы и абсолютным "плохо" в данный момент и т.д., как сказано в " Книге средних" /Тания,1-7/, что причина влечения за вожделениями и наслаждениями материальными – "увиливание" за "йецер ара"-"плохим желанием, говорящим ему: "ибо хорошо, что перед тобой и услада для глаз", как сказано о грехе "дерева познания добра и зла" /Брейшит 3-6/ "... И увидела жена,что хорошо дерево в пищу и вожделение для глаз."и т.д." и взяла из плодов его и ела и дала мужу и он ел с ней."

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В слове "Шитим"- корень слова "שטה" имеет 2 значения: 1 -увиливание /с пути/, 2 - глупость. Телесное наслаждение даже вещами разрешенными – преступление путей Торы, вызываемое "йецер ара "/"дурным желанием"/, побуждающим человека "увильнуть" с пути истинного. И он же поднимается затем на "небесный суд", чтобы обвинять, ибо он – сатана-обвинитель.

1-2

И действительно это – ужасная глупость: разве то хорошее, за которым должен увлекаться человек – важнейший из сотворённых –несколько видов удовольствий, как еда, вкусная, сладкая и приятная? Ведь это – удовольствия второстепенные и малозначительные, как и другие материальные и телесные удовольствия, ибо обычно они – удовольствия чисто животные. Так животное тянется к вещам хорошим и приятным ему по природе своей и не знает другого хорошего и лишь этим влекомо. Но выше этого есть и другие удовольствия, как наслаждение приятным голосом, что более духовно. А выше этого – удовольствия в области душевных качеств человека. Например, доброта и милосердие по отношению к другому человеку, проявление которых доставляет чудесное удовольствие добродетелю. Также в этом есть несколько ступеней. Если проявления эти только со стороны природных качеств человека, без осмысления, и если он проявляет доброту и милосердие по отношению к каждому, без различия между хорошим и плохим и без осмысленного внутреннего преднамерения при проявлении доброты и милосердия, удовольствие от такого проявления также животное, так как в нём примущественна естественная любовь. Ибо,как известно,в животном основное – его природные свойства и вовсе отсутствует разум. Также и человек, действующий и получающий удовольствие лишь в результате проявления его природных свойств,без осмысления – в этом он как животное.

Поэтому каждое проявление человеком его качеств должно быть осмысленным, как и в проявлении милосердия нужно различать между хорошим и плохим: иногда нужно проявлять милосердие и к тому, кто не заслужил его, но с преднамерением получить необходимый результат. Так наш праотец Авраам, мир ему, кормил и поил также неевреев с замыслом сообщать всему миру о Б-жественности Всевышнего Бл-гословенного и приближать к божественности все создания. Как сказано в Гмаре /Сота,10-71/ об отрывке: "И воззвал там по имени Госп-да Б-га мира". Со слов Рейш Лакиш:"Не читай "и воззвал", а "призвал взывать", т.е. учил все создания Б-жьи взывать там к имени Гспода Б-га мира, как объяснил Раши. Т.е праотец наш Авраам призывал взывать там к имени Святого Б-га, благославен он, каждого проходящего.Каким образом? После того, что ели и пили у Авраама и благодарили его, говорил им: "Разве моё вы ели? Принадлежащее Б-гу Мира вы ели! Благодарите,восхвалейте и благословляйте Того, по чьему слову возник Мир!" И это было не проявление естественной доброты,а действие со стороны "добра"/"хэсэд"/ по приближению творений Б-га к Б-жественности. В"Мидраша раба" /"Ваера",49/ сказано, что Авраам приглашал путников, и после того,что ели и пили его угощение, говорил им: "Благословляйте!" Те спрашивали:"Что говорить?" Отвечал им:"Благословен Б-г Мира, чьё мы ели!". Если соглашались и благославляли, то ели и пили и уходили. Если кто-то не соглашался и спрашивал, что он должен дать в оплату, говорил ему Авараам:"Кувшин вина-10 монет,"литр" мяса-10 монет, каравай хлеба-10 монет. Ибо кто давал тебе когда-нибудь в пустыне мясо, хлеб и вино?" И видя значимость данного ему, попавший в сложную ситуацию гость предпочитал не платить солидную сумму и благославлял: "Благославен Б-г мира, чьё мы ели!" И так все проявления души должны быть управляемы именно умом.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В удовольствиях есть градация. Удовольствия от вкусной пищи и т.п. телесные наслаждения более низки и являются животными. Более высоки удовольствия от приятного голоса, от зримого образа, которые на умственном уровне иногда желательны, а иногда нежелательны, в зависимости от вызываемого ими результата.

1-3

Превосходят все перечисленные удовольствия те, что в разуме и понимании, как, например, постижение нового знания, в чём есть чудесное удовольствие. Таково же удовольствие от постижения и разумения какой-то темы, когда понял её превосходно. В этом есть душевное удовольствие по настоящему высокое и истинное /при условии, что знание само хорошо и истинно в отличие от знания плохого в сущности, например, в запрещённом, чем вообще нельзя заниматься/.

Человек, избранный из творений, должен быть и лучшим из них и удовольствия его должны быть именно духовные, в частности в вопросах мудрости. Именно в этом должно быть его душевное удовольствие, ибо душа его - душа разумная. В частности, со стороны Б-жественной души, являющейся, как известно,частью Высшей мудрости. И должны быть у человека все влечения души, все цели и устремления в занятиях мудростью Торы и в этом его душевные удовольствия и таким путём поднимается его душа на уровень и ступень, для которых человек создан.

Вообще, любое творение в мире создано для определённого назначения, и назначение каждого творения - подняться выше собственной ступени. Так, назначение растения - быть поглощённым животным, назначение животного - быть поглощённым человеком, назначение человека – чтобы духовность его поднялась на более высокую ступень, к чему приводят его занятия Торой, являющейся мудростью и желанием Б-га Благословенного, а Б-г и Тора его едины.И когда человек занимается Торой и вникает хорошенько, чтобы понять вещи в их истинности, тем самым он объединяется с Мудростью и Желанием Б-га Бл-гословенного сильнейшим единством, как сказано в "Книге средних"/Тания,1-5/. И это – назначение души человека: связаться и быть причастным к мудрости Б-га благословенного, занимаясь открытой Торой, являющейся сущностью Мудрости и Желания Б-га благословенного.Ибо так приказала Мудрость Его Бл-гословенного, что это - "кошерное", а это – "некошерное" и т.п. Всё, что опытный исследователь Торы "откроет" нового в ней, сказано Моше с горы Синай и все законы устной Торы, их смысл и объяснения к ним являются аспектами Мудрости Б-га Бл-гословенного в полной мере. И когда человек занимается ими, он объединяется с ними и становится сопричастным в этом, как сказано выше. Так же в занятиях "скрытой" Торой, являющейся знанием и постижением Б-жественности,раскрытыми нам благословенной памяти учителями нашими. "Скрытая Тора" является аспектом внутренней мудрости Б-га Бл-гословенного и когда занимаемся ею, связываемся с внутренним аспектом Его мудрости, который много выше аспектов внешних. Есть ещё дополнительные преимущества в этом знании внутренних аспектов Торы – в их влиянии на душу человека. Если это лишь постижение реальности, во всяком случае оно – знание и постижение реальности духовной, которую человек чувствует в своей душе и связывается с ней и прилепляется к ней и таким путём он отделяется от материальности и приходит к подъёму на ступень более тонкую и духовную как в самой душе,так и во всех вопросах и частностях его деятельности. Тогда его усилия как в изучении Торы, так и выполнении её заповедей более утончённые, не ощущаемые и ненавязчивые, без ощущения себя в этом. И конечно же не будет он делать это с целью, чтобы другие видели его в его деяниях, а видели, что всё делает для других. А в материальном, понятно, освобождает его от материальности так,что не будут привлекать его материальные интересы совершенно, не будут они его целью и желанием – целью и желанием его будет лишь Б-жественность.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Человек, обладатель разумной и божественной души должен получать удовольствия в мудрости Торы, ибо назначение каждого, созданного Б-гом, подниматься выше. А путём изучения явной Торы человек объединяется с мудростью Б-га благословенного.Занятия же хасидутом неуловимо связывают его с внутренним желанием Б-га во всём.

1-4

Вот ещё преимущество в знании и постижении внутренней сущности Торы – благодаря им человек приходит к любви к Б-гу и боязни Его. Как сказано /Дварим 4-39/: "И узнай сегодня и прими в сердце своё..." и т.д., что приводит к цельности сердца и т.д., как сказано об этом в "Священном послании" /Тания, ч.5/в конце отрывка, начинающегося словами:" Легавин ма ше котув" (Как написано в книге "При эц хаим" и в "Ликутей Тора"). И за этим "хорошо" должен увлекаться человек и в этом будут все его устремления и цель и в этом будет удовольствие его души. Ибо это "хорошо" согласно превосходства его сущности и в этом осуществятся замысел и назначение его создания. В противном случае, если он увлекается за вещами материальными и телесными, то не только не осуществляет замысла и назначения своего создания, более того, он опускает свою душу с её высокого положения на ступень животного и даже ниже и ничтожнее, чем животное – до абсолютного ничтожества. И это проявляется в двух вещах. Во первых, как известно, человек становится "как вещь,с которой он связывается" в сущности своей. Если душа его и желание его связываются с "неподвижным" или "растением" или "животным", чтобы получить от них удовольствие, он становится "как они"/и ещё ниже их, ибо он получает от них, наслаждается удовольствием от них/. При этом человек опускается со ступени "говорящий" на ступень "неподвижный", "растение" или "живое", что является огромным опусканием. Во вторых, со стороны превосходства ступени "говорящий" над ними, это огромное измельчание в его опускании и влечении его души за вещами ничтожными и второстепенными – и в них он обретает удовольствие своей души. При этом он хуже животного,ибо у животного вообще отсутсвуют понимание и знание интересов более возвышенных. Но человек, обладающий умом и знанием, если поступает подобно животному, становится хуже его. /И в частности, как выяснилось ранее/1-1/ "...освящать себя в дозволенном - повелительная заповедь Торы". И тот, кто занят материальными интересами для удовольствия собственной души, опускается в "совершенное плохо" в данный момент до того, как раскается и вернётся к служению Б-гу и Его Торе, как написано в"Книге средних"/Тания,7-1/. Ибо из-за вожделений своей души человек хуже даже нечистых животных, как выяснилось. И если так,то "увиливание за "йецер ара"/плохим желанием/,которое увлекает человека за этими вещами – ужасная глупость, сбивающая его с пути истины и правды. И только глупость ослепляет его глаза. И когда увещевает его, что это – "хорошо" перед ним, нужно задуматься в сердце своём: " Разве это – моё "хорошо", соответствущее превосходству ступени данной мне души? И разве это – цель создания меня в этом мире? Более того,потому, что сказано ему, что "вожделение оно для глаз" - именно поэтому он должен отдалиться от этого в принципе,чтобы не уронить его душу, избави Б-г, как сказано выше. А "хорошо" его должно быть в духовном, возвышенном, являющемся истинным "хорошо",в частности в занятиях Торой. И это истинное "хорошо" и истинное удовольствие. И в этом осуществится замысел создания его и т.д.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Человек в соответствии с превосходством его уровня, предназначен для служения Б-гу в любви и страхе. Когда человек увлекается за телесными удовольствиями, опускает свою душу,связывая ее с вещами, ничтожными по отношению к ней. "Получая" от них, человек становится хуже животных, лишённых разума. Удовольствия эти превращают в "плохо" в данный момент даже разрешённое. И всё это вызывается "йецер ара"/плохим желанием/, оглупляющим человека.

Запись опубликована в рубрике: .