Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Контрес "И источник из дома Б-га"

קונטרס

ומעיין מבית ד’

מאת כ»ק אדמו»ר

אור עולם נזר ישראל ותפארתו כקש»ת

מוהר»ר שלום דובער

זצוקללה»ה נבג»מ זי»ע מליובאוויטש

Контрес «И источник из дома Б-га»

Сборниик маамаров (публичных выступлений)

пятого Ребе движения ХАБАД

Шалома Дубера

Часть первая. Маамары 1-6

В переводе на русский язык

Автор перевода Зеев Шпунт

Перевод отпечатан впервые в Бейт ХАБАД Кфар-Саба

20 Mархешвана 5766 года в день 145-летия

со дня рождения Ребе Шалома Дубера (РАШАБ)

ב»ה

Контрес «И источник из дома Б-га»

Сборниик маамаров (публичных выступлений) пятого Ребе движения ХАБАД

Шалома Дубера

Часть первая. Маамары 1-6

В переводе на русский язык

תרגם: זאב שפונט

כל הזכויות על התרגום שמורות

Автор перевода Зеев Шпунт (все права на перевод сохраняются за переводчиком)

Тел. 09-9576555, 0523-259126

Электронная почта: reb.zeev@gmail.com

И источник из дома Б-га

МААМАР 1

Состоит из 4 частей:

-Увиливание с путей Торы-глупость

-Несколько аспектов удовольствий

-Человек, высший из созданий, должен получать удовольствия от того, что выше его.

-Обесценивание человека, увлекающегося за материальными целями.

1-1

«И источник из дома Б-га забьёт и напоит долину Шитим»/Йоэль.4-18/

В книге»Мидраш Раба» («Балак»,20) объясняется значение слова «Шитим» как «глупость». В книге «Корни» корень «שטה» объяснён как «увильнуть с пути». Например: «Ки тистэ ишто»/Если увильнёт его жена/ объясняет РАШИ:»если увильнёт с пути приличия». И таков же перевод выражения:»Вает элея» («…уста лвата…» в арамейском переводе) — «И увильнул к ней…» /Брейшит 38-16/. Поэтому называется «йецер ара»/»плохое желание/ — ибо уводит человека изподтишка с верного пути, а потом доносит наверх и свидетельствует обвинению. И это соответствует объяснению в «Мидраше» слова «Шитим» как «Глупость»,ибо глупость — увиливание с пути истины. Находим также у благословенной памяти наших мудрецов, что они объединили оба эти значения,как сказано в гмаре /Сота 3-1/ о том, как «увильнёт жена»: «Не грешит человек иначе,чем если вселился в него дух глупости.» Ведь «увиливание /с верного пути/ » и «глупость»- одно и то же,ибо это – совращение с пути верного, пути истины. /см. также сказанное Маарша в «Хидушей агадот» об изложенном выше/.

Дело в том, что если человек преступает пути Торы увлекается за вожделениями своего сердца плучать удовольствия человеческие /даже в дозволенном/, если услаждает душу негой и наслаждениями человеческими больше, чем необходимо для существования его тела, это также нарушение путей Торы, согласно которым обязан каждый человек освящать себя в дозволенном ему.

Как сказано в книге «Хинух», это — повелительная заповедь из Торы. И так же сказано в «Книге средних» /Тания,1-30/, что дозволенным является лишь необходимое для существования тела и даже это нежелательно путём телесных наслаждений, как, например, в еде, а каждый раз лишь чтобы служить Создателю силами, полученными от этой еды.

И так в каждом деле должно быть преднамерение во имя Небес. Но если преднамерение — получить удовольствие и усладить душу свою даже разрешённым, но только для гурманных удовольствий – влечение за этим является преступлением путей Торы и абсолютным «плохо» в данный момент и т.д., как сказано в » Книге средних» /Тания,1-7/, что причина влечения за вожделениями и наслаждениями материальными – «увиливание» за «йецер ара»-«плохим желанием, говорящим ему: «ибо хорошо, что перед тобой и услада для глаз», как сказано о грехе «дерева познания добра и зла» /Брейшит 3-6/ «… И увидела жена,что хорошо дерево в пищу и вожделение для глаз.»и т.д.» и взяла из плодов его и ела и дала мужу и он ел с ней.»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В слове «Шитим»- корень слова «שטה» имеет 2 значения: 1 -увиливание /с пути/, 2 — глупость. Телесное наслаждение даже вещами разрешенными – преступление путей Торы, вызываемое «йецер ара «/»дурным желанием»/, побуждающим человека «увильнуть» с пути истинного. И он же поднимается затем на «небесный суд», чтобы обвинять, ибо он – сатана-обвинитель.

1-2

И действительно это – ужасная глупость: разве то хорошее, за которым должен увлекаться человек – важнейший из сотворённых –несколько видов удовольствий, как еда, вкусная, сладкая и приятная? Ведь это – удовольствия второстепенные и малозначительные, как и другие материальные и телесные удовольствия, ибо обычно они – удовольствия чисто животные. Так животное тянется к вещам хорошим и приятным ему по природе своей и не знает другого хорошего и лишь этим влекомо. Но выше этого есть и другие удовольствия, как наслаждение приятным голосом, что более духовно. А выше этого – удовольствия в области душевных качеств человека. Например, доброта и милосердие по отношению к другому человеку, проявление которых доставляет чудесное удовольствие добродетелю. Также в этом есть несколько ступеней. Если проявления эти только со стороны природных качеств человека, без осмысления, и если он проявляет доброту и милосердие по отношению к каждому, без различия между хорошим и плохим и без осмысленного внутреннего преднамерения при проявлении доброты и милосердия, удовольствие от такого проявления также животное, так как в нём примущественна естественная любовь. Ибо,как известно,в животном основное – его природные свойства и вовсе отсутствует разум. Также и человек, действующий и получающий удовольствие лишь в результате проявления его природных свойств,без осмысления – в этом он как животное.

Поэтому каждое проявление человеком его качеств должно быть осмысленным, как и в проявлении милосердия нужно различать между хорошим и плохим: иногда нужно проявлять милосердие и к тому, кто не заслужил его, но с преднамерением получить необходимый результат. Так наш праотец Авраам, мир ему, кормил и поил также неевреев с замыслом сообщать всему миру о Б-жественности Всевышнего Бл-гословенного и приближать к божественности все создания. Как сказано в Гмаре /Сота,10-71/ об отрывке: «И воззвал там по имени Госп-да Б-га мира». Со слов Рейш Лакиш:»Не читай «и воззвал», а «призвал взывать», т.е. учил все создания Б-жьи взывать там к имени Гспода Б-га мира, как объяснил Раши. Т.е праотец наш Авраам призывал взывать там к имени Святого Б-га, благославен он, каждого проходящего.Каким образом? После того, что ели и пили у Авраама и благодарили его, говорил им: «Разве моё вы ели? Принадлежащее Б-гу Мира вы ели! Благодарите,восхвалейте и благословляйте Того, по чьему слову возник Мир!» И это было не проявление естественной доброты,а действие со стороны «добра»/»хэсэд»/ по приближению творений Б-га к Б-жественности. В»Мидраша раба» /»Ваера»,49/ сказано, что Авраам приглашал путников, и после того,что ели и пили его угощение, говорил им: «Благословляйте!» Те спрашивали:»Что говорить?» Отвечал им:»Благословен Б-г Мира, чьё мы ели!». Если соглашались и благославляли, то ели и пили и уходили. Если кто-то не соглашался и спрашивал, что он должен дать в оплату, говорил ему Авараам:»Кувшин вина-10 монет,»литр» мяса-10 монет, каравай хлеба-10 монет. Ибо кто давал тебе когда-нибудь в пустыне мясо, хлеб и вино?» И видя значимость данного ему, попавший в сложную ситуацию гость предпочитал не платить солидную сумму и благославлял: «Благославен Б-г мира, чьё мы ели!» И так все проявления души должны быть управляемы именно умом.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В удовольствиях есть градация. Удовольствия от вкусной пищи и т.п. телесные наслаждения более низки и являются животными. Более высоки удовольствия от приятного голоса, от зримого образа, которые на умственном уровне иногда желательны, а иногда нежелательны, в зависимости от вызываемого ими результата.

1-3

Превосходят все перечисленные удовольствия те, что в разуме и понимании, как, например, постижение нового знания, в чём есть чудесное удовольствие. Таково же удовольствие от постижения и разумения какой-то темы, когда понял её превосходно. В этом есть душевное удовольствие по настоящему высокое и истинное /при условии, что знание само хорошо и истинно в отличие от знания плохого в сущности, например, в запрещённом, чем вообще нельзя заниматься/.

Человек, избранный из творений, должен быть и лучшим из них и удовольствия его должны быть именно духовные, в частности в вопросах мудрости. Именно в этом должно быть его душевное удовольствие, ибо душа его — душа разумная. В частности, со стороны Б-жественной души, являющейся, как известно,частью Высшей мудрости. И должны быть у человека все влечения души, все цели и устремления в занятиях мудростью Торы и в этом его душевные удовольствия и таким путём поднимается его душа на уровень и ступень, для которых человек создан.

Вообще, любое творение в мире создано для определённого назначения, и назначение каждого творения — подняться выше собственной ступени. Так, назначение растения — быть поглощённым животным, назначение животного — быть поглощённым человеком, назначение человека – чтобы духовность его поднялась на более высокую ступень, к чему приводят его занятия Торой, являющейся мудростью и желанием Б-га Благословенного, а Б-г и Тора его едины.И когда человек занимается Торой и вникает хорошенько, чтобы понять вещи в их истинности, тем самым он объединяется с Мудростью и Желанием Б-га Бл-гословенного сильнейшим единством, как сказано в «Книге средних»/Тания,1-5/. И это – назначение души человека: связаться и быть причастным к мудрости Б-га благословенного, занимаясь открытой Торой, являющейся сущностью Мудрости и Желания Б-га благословенного.Ибо так приказала Мудрость Его Бл-гословенного, что это — «кошерное», а это – «некошерное» и т.п. Всё, что опытный исследователь Торы «откроет» нового в ней, сказано Моше с горы Синай и все законы устной Торы, их смысл и объяснения к ним являются аспектами Мудрости Б-га Бл-гословенного в полной мере. И когда человек занимается ими, он объединяется с ними и становится сопричастным в этом, как сказано выше. Так же в занятиях «скрытой» Торой, являющейся знанием и постижением Б-жественности,раскрытыми нам благословенной памяти учителями нашими. «Скрытая Тора» является аспектом внутренней мудрости Б-га Бл-гословенного и когда занимаемся ею, связываемся с внутренним аспектом Его мудрости, который много выше аспектов внешних. Есть ещё дополнительные преимущества в этом знании внутренних аспектов Торы – в их влиянии на душу человека. Если это лишь постижение реальности, во всяком случае оно – знание и постижение реальности духовной, которую человек чувствует в своей душе и связывается с ней и прилепляется к ней и таким путём он отделяется от материальности и приходит к подъёму на ступень более тонкую и духовную как в самой душе,так и во всех вопросах и частностях его деятельности. Тогда его усилия как в изучении Торы, так и выполнении её заповедей более утончённые, не ощущаемые и ненавязчивые, без ощущения себя в этом. И конечно же не будет он делать это с целью, чтобы другие видели его в его деяниях, а видели, что всё делает для других. А в материальном, понятно, освобождает его от материальности так,что не будут привлекать его материальные интересы совершенно, не будут они его целью и желанием – целью и желанием его будет лишь Б-жественность.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Человек, обладатель разумной и божественной души должен получать удовольствия в мудрости Торы, ибо назначение каждого, созданного Б-гом, подниматься выше. А путём изучения явной Торы человек объединяется с мудростью Б-га благословенного.Занятия же хасидутом неуловимо связывают его с внутренним желанием Б-га во всём.

1-4

Вот ещё преимущество в знании и постижении внутренней сущности Торы – благодаря им человек приходит к любви к Б-гу и боязни Его. Как сказано /Дварим 4-39/: «И узнай сегодня и прими в сердце своё…» и т.д., что приводит к цельности сердца и т.д., как сказано об этом в «Священном послании» /Тания, ч.5/в конце отрывка, начинающегося словами:» Легавин ма ше котув» (Как написано в книге «При эц хаим» и в «Ликутей Тора»). И за этим «хорошо» должен увлекаться человек и в этом будут все его устремления и цель и в этом будет удовольствие его души. Ибо это «хорошо» согласно превосходства его сущности и в этом осуществятся замысел и назначение его создания. В противном случае, если он увлекается за вещами материальными и телесными, то не только не осуществляет замысла и назначения своего создания, более того, он опускает свою душу с её высокого положения на ступень животного и даже ниже и ничтожнее, чем животное – до абсолютного ничтожества. И это проявляется в двух вещах. Во первых, как известно, человек становится «как вещь,с которой он связывается» в сущности своей. Если душа его и желание его связываются с «неподвижным» или «растением» или «животным», чтобы получить от них удовольствие, он становится «как они»/и ещё ниже их, ибо он получает от них, наслаждается удовольствием от них/. При этом человек опускается со ступени «говорящий» на ступень «неподвижный», «растение» или «живое», что является огромным опусканием. Во вторых, со стороны превосходства ступени «говорящий» над ними, это огромное измельчание в его опускании и влечении его души за вещами ничтожными и второстепенными – и в них он обретает удовольствие своей души. При этом он хуже животного,ибо у животного вообще отсутсвуют понимание и знание интересов более возвышенных. Но человек, обладающий умом и знанием, если поступает подобно животному, становится хуже его. /И в частности, как выяснилось ранее/1-1/ «…освящать себя в дозволенном — повелительная заповедь Торы». И тот, кто занят материальными интересами для удовольствия собственной души, опускается в «совершенное плохо» в данный момент до того, как раскается и вернётся к служению Б-гу и Его Торе, как написано в»Книге средних»/Тания,7-1/. Ибо из-за вожделений своей души человек хуже даже нечистых животных, как выяснилось. И если так,то «увиливание за «йецер ара»/плохим желанием/,которое увлекает человека за этими вещами – ужасная глупость, сбивающая его с пути истины и правды. И только глупость ослепляет его глаза. И когда увещевает его, что это – «хорошо» перед ним, нужно задуматься в сердце своём: » Разве это – моё «хорошо», соответствущее превосходству ступени данной мне души? И разве это – цель создания меня в этом мире? Более того,потому, что сказано ему, что «вожделение оно для глаз» — именно поэтому он должен отдалиться от этого в принципе,чтобы не уронить его душу, избави Б-г, как сказано выше. А «хорошо» его должно быть в духовном, возвышенном, являющемся истинным «хорошо»,в частности в занятиях Торой. И это истинное «хорошо» и истинное удовольствие. И в этом осуществится замысел создания его и т.д.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Человек в соответствии с превосходством его уровня, предназначен для служения Б-гу в любви и страхе. Когда человек увлекается за телесными удовольствиями, опускает свою душу,связывая ее с вещами, ничтожными по отношению к ней. «Получая» от них, человек становится хуже животных, лишённых разума. Удовольствия эти превращают в «плохо» в данный момент даже разрешённое. И всё это вызывается «йецер ара»/плохим желанием/, оглупляющим человека.