בס"ד
Маамар 15 ава 5735
…
И следует сказать объяснение в этом, в соответствии с тем, что известно, что служение праведников (включая также привлечение Б-жественности в мир, производимое посредством их служения) – происходит в аспекте "ойр йошор[1]", сверху вниз, т.е., что раскрытие Б-жественности, которое светит в мире посредством служения праведников - (в основном) приходит со стороны Высшего, и для того, чтобы было очищение и подъем также в самом нижнем мире - это достигается (в основном) посредством служения тшуво[2]. И в соответствии с этим будет понятно, что притяжение кесер[3] (мелех илоо) которое было перед опусканием в изгнание, относительно притяжения, которое после опускания, остается в рамках порядка мироздания, ибо истинная идея "выше порядка мироздания" - это когда нет ограничения и различия "выше" и "ниже", и поскольку служение во времена Храма было (в основном) служением праведников, а притяжение посредством такого служения (в основном) приходит Свыше, т.е., что также после привлечения Б-жественности в мир остается различие между верхом и низом, следовательно, такое притяжение включается в понятие hишталшелус[4]. [Отличие состоит в том, что в самом hишталшелус, притяжение посредством служения Торы и заповедей – это из света бли гвул[5], который всюду одинаков, и поэтому, свет, притягиваемый в Храм посредством служения, существует также во время изгнания (как говорилось выше п. 5). Но тем не менее, поскольку то, что этот свет находится всюду – это потому, что свет бесконечен, поэтому, чтобы в мире ощущался этот свет – это возможно лишь тогда, когда мир имеет отношение к этому свету. И поскольку во время изгнания произошло опускание в мире, поэтому, во время изгнания не ощущается раскрытие в мире]. И посредством служения во время изгнания, которое (в общем) - служение тшуво, притяжение Б-жественности приходит из такого места, где нет различия между верхом и низом, что выражает истинный смысл идеи "выше, чем порядок мироздания", и посредством притяжения этой ступени Б-жественности, происходит очищение и подъем также собственно нижнего мира.
Заин
И следует объяснить это более глубоко в соответствии с тем, что объясняется в другом месте, что раскрытие Б-жественности, которое притягивается в мир посредством служения праведников, поскольку намерение Творения изначально было ради того, чтобы праведники ("и народ твой – все праведники") посредством своего служения добавляли бы раскрытие Б-жественности в мире, "с кем советовался – с душами праведников", - поэтому раскрытие, притягиваемое в мир посредством служения праведников, также такое раскрытие, которое выше, чем hишталшелус, включая также то, что посредством служения Торы и мицвойс притягивается новый свет, который не светил даже перед цимцум – это не есть истинное обновление мироздания. Но посредством служения тшуво, когда человек "согрешил и повредил и перешел путь" (противоположность намерению творения человека, которое было таким образом, как сказано "осо hоЭлойким эс hоодом йошор[6]"), и после этого исправляет это посредством тшуво, посредством этого достигается хидуш[7] также относительно творения, как оно было на ступени "с кем посоветовался…" И то, что человек способен произвести такой хидуш, это потому, что корень душ – в ацмус[8], который выше, чем их корень в идее "с кем посоветовался…". И хотя этот "совет" – выше всех гилуим, также чем гилуй[9] "хофейц хесед[10]", ибо "совет" был на то, быть ли "хофейц хесед" или нет, тем не менее, "совет" был в отношении гилуим (будут ли гилуим или нет), а корень душ – в ацмус.
И поэтому совершенство мира, которое будет достигнуто в будущем, эйлэ тойлдойс Перец[11], тойлдойс – молэй[12], будет более возвышенным, чем совершенство, которое было в начале творения, эйлэ тойлдойс hашомаим веhоорец беhибором[13]", тойлдойс молэй, ойлом ал милуой нивро[14], ибо совершенство мира, как это со стороны творения, включая также совершенство, которое со стороны намерения творения (идея "с кем посоветовался") – измерено и ограниченно, а совершенство мира, которое будет достигнуто в будущем посредством служения тшуво [ибо раскрытие Б-жественности в будущем будет в основном посредством служения тшуво], будет выше измерения и ограничения, эйлэ тойлдойс Перец, ибо идея Перец [который называется так на имя "порацто олехо порец"] – это то, что он разламывает все измерения и ограничения, включая также измерение и ограничение, которое со стороны намерения Творения, как это в аспекте "совета", т.е., "шомаим хадошим веэрец хадошо[15]".
…
Тес
И следует сказать, что то, что праздник пятнадцатого ава он более возвышен даже чем Йом Кипур, хотя также в Йом Кипур – это служение тшуво, ибо из самого того, что Тора установила день прощения и искупления в каждый и каждый год, понятно, что опускание к не желательным вещам, после которых происходит подъем Йом Кипура, это таким образом, что есть у него место со стороны творения, ибо то, что в Торе был установлен ("смотрел в Тору и творил мир") день для прощения и искупления на не-желательные вещи, это потому, что со стороны великого достоинства тшувы, что "там, где стоят баалей тшуво – совершенные праведники не могут стоять", есть место для этого (также) со стороны намерения Творения, как оно притягивается в раскрытии, на ступени "беми нимлох", хотя основное намерение на этой ступени – это служение праведников, "с кем посоветовался – с душами праведников". Но опускание девятого ава, разрушение Храма и изгнание – это такое опускание, которое не имеет места [как понятно также из Мегилат Эйха, что говорит "эйхо", язык удивления, поскольку даже со стороны подъема, достигаемого посредством тшувы, нет места для такого опускания]. И то, что в действительности было такое опускание, для того, чтобы после этого был самый возвышенный подъем, "оло арье… ал мнас шейовой арье…", это только со стороны истинного намерения (как это в ацмус), что посредством служения Израиля будет обновление в творении, новые небеса и новая земля. И поэтому, праздник пятнадцатого ава выше также чем Йом Кипур.
И это есть также то, что окончание и завершение трактата Таанит это "не было праздничных дней в Израиле как пятнадцатое ава…", ибо это есть объяснение на все посты. Ибо то, что есть не-желательные вещи, за которые нужно поститься, и вплоть до тех событий, которые произошли семнадцатого тамуза и девятого ава, это ради подъема, который будет достигнут после падения – праздник пятнадцатого ава, ибо это "праздник радости сердца Его" (Вс-вышнего), постройка Храма, да будет он отстроен в скором времени в наши дни.
И да будет воля Вс-вышнего, чтобы посредством наших дел и нашего служения, чтобы не бояться никаких испытаний, включая также такие испытания, которые со стороны всех хешбойнос (также со стороны особого достоинства в служении нисьойнос[16]) нет объяснения на них, приблизят и ускорят еще более будущее избавление посредством Мошиаха цидкейну, который будет "воевать войны Вс-вышнего и победит" [ибо большая часть этих войн не имеет никакого объяснения в разуме, включая также – в разуме самих воюющих, и поэтому, эти войны ведутся с большой силой, и тем не менее – победит], и отстроит Храм на его месте, и соберет отверженных Израиля, включая то, что соберет все искры Святости, и также отверженных Израиля по простому смыслу – собирание изгнанников, в скором времени действительно, во время истинного и полного избавления посредством нашего праведного Мошиаха.
[1] "Прямой свет"
[2] Тшуво - Раскаяние; возвращение
[3] Кесер - Корона; сфира "кесер"
[4] Гишталшелус - Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)
[5] Бли гвул - Бесконечность; безграничность
[6] "Сотворил Б-г человека честным," (Когелет 7, 29)
[7] Новость, обновление. Открытие
[8] Сущность
[9] Раскрытие
[10] желающий милости
[11] "И вот родословная Пэрэца" (Рут 4, 18)
[12] полное написание
[13] "Вот порождения небесные и земные при сотворении их" (Берейшис 2, 4)
[14] "Мир в своей полноте был сотворен" (Берейшит Рабо 14, 7)
[15] "Небеса новые и земля новая" (Йешайа 66, 22)
[16] испытания