Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Четвертый день гл. Тисо, 17 адар алеф 5722

Тойрас Менахем

Сефер а-мааморим 5722

Четвертый день гл. Тисо, 17 адар алеф 5722

В своем кабинете, для учеников Тмимим, направляющихся в Святую Землю

Ал йипотейр одом мехавейрой эло митойх двар галохо, шемитойх ках зойхрейhу[1], и т.е., что вместе с тем, что йипотейр[2] — это идея разделения, и зойхрейhу[3] — это идея приближения, что это есть два противоположных движения, тем не менее, действует двар галохо[4], что через это он помнит его, несмотря на то, что отделился от него. И это будет понятно, если сначала объяснить то, что известно, что все идеи внизу происходят из их корней Свыше, и в особенности, вещи, связанные с бней Исроэл[5], которые есть пнимиюс ойломойс[6], и тем более и тем более, идея, связанная с указанием Торы (и, в нашем вопросе, указание Торы расставаться из слов галохо), и ведь все идеи Торы они в общем и в частности («гаТойро клолойс и протойс неэмро[7]«), и из этого понятно, что подобно тому, как есть аспект йипотейр одом мехавейро так, как это в частном внизу (что на это приходит приказание ал йипотейр… эло митойх двар галохо, шемитойх ках зойхрейhу), подобно этому есть идея йипотейр одом мехавейрой так, как это в общем Свыше. И вот, общая идея йипотейр одом мехавейрой указывает на опускание души в тело, что одом[8] и хавейрой[9] указывает на Одом Элйон[10] и человека внизу, души Израиля именно, которые боним лемокойм[11], боним атем леГавайе Элойкехем[12], как объясняется подробно в Тании[13], что также, как сын происходит из мозга отца, также кивйохол[14], душа каждого человека в Израиле происходит из мысли и мудрости Вс-вышнего, благословен Он, что Он и его мудрость – одно, и поэтому возможно называть их одом вехавейрой[15]. И опускание души вниз – это есть аспект йипотейр одом мехавейрой. И на это сказано, ал йипотейр… эло митойх двар галохо, шемитойх ках зойхрейhу. И из этой идеи, как это в пнимиюс ойломойс, в отношении нешомойс Исроэл[16] и Вс-вышнего, происходит также в отношении человека и его товарища внизу закон в Торе, пусть не расстается человек со своим товарищем иначе, как из слов галохо, что через это будет помнить его. И чтобы понять достоинство двар галохо, что из этого он будет помнить его, также, когда он расстался с ним, следует объяснить сначала общую идею Торы.

Бейс

И идея в этом, ибо в Торе сказано (в гл. Тисо) «Вайитен эл Мойше кехалойсой…[17]«, и приводится в Мидраш[18], «три вещи даны в дар миру, и вот они: Тора, и светила, и дожди, Тора откуда, что сказано, вайитен эл Мойше», вайитен[19] именно, язык матоно. И приводится в Ликутей Тойро Аризаля, гл. Пинхас[20], что матоно[21] указывает на аспект мойхин[22] З»О[23]. И объяснение в этом вкратце, ибо матоно – это аспект, приходящий в добавление на необходимое, ибо о том, что необходимо, невозможно сказать, что это приходит в качестве матоно, но только на добавление, более, чем это необходимо, вплоть до аспекта аширус[24]. И вот, аспект З»О это идея hехреах[25] в мире, ибо творение мира происходит посредством шести мидойс[26], аспект З»О, как сказано, «ки шешес йомим осо Гавайе эс гашомаим веэс гоорец[27]«, и приводится в Зогар[28], бешешес йомим[29] не сказано, но шешес, т.е., что творение происходило посредством шешес йомим, что это есть шесть мидойс, начиная от качества хесед[30], как сказано «ки омарти ойлом хесед йибоне[31]«, т.е., что творение миров начинается от качества хесед. И хотя известно, что творение происходит от сфиры малхус, но это только в отношение реализации творения, но корень и источник творения это из аспект а З»О именно, что это есть идея «шешес йомим осо…» И подобно тому как в именах Гавайе и Элойким[32], что мы находим в маасе берейшис[33], что имя Элойким упоминается тридцать два раза, несмотря не то, что истинное творение — это от имени Гавайе именно, Гавайе язык меhаве[34], ибо, для того, чтобы было творение практически, таким образом, как это поднялось в воле Его, благословен Он, это именно посредством гаорас шейм Гавайе[35], как это приходит в гислабшус[36] в имени Элойким. И так же это в аспекте З»О и малхус. И поскольку источник и корень творения — от аспекта З»О, следовательно, аспект З»О — это необходимость в мире. И аспект матоно указывает на аспект мойхин, ибо мойхин выше чем мир, что это есть смысл того, что сказано, что Тора предшествовала миру[37], и поэтому притяжение мойхин в мире (что это есть идея добавления более, чем это необходимо) — это есть идея матоно.

Но, на первый взгляд непонятно, ибо ведь также аспект мойхин необходим для творения миров, ибо, поскольку гисhавус[38] происходит посредством притяжения света от З»О в малхус [поскольку сфира малхус лейс ло мигармо клум[39], но получает свой свет от З»О, и также принимает от З»О аспект, посредством которого будет творение в реализации], но невозможно быть гашпоо[40] от З»О, но только, когда есть у него мойхин, как мы видим в человеке внизу, что создание мидойс происходит посредством гисбойненус[41] в мойхин, что поэтому мойхин называются имойс[42], поскольку они порождают мидойс. И поскольку также аспект мойхин — это необходимая вещь, то, на первый взгляд, это не есть аспект матоно. Но идея в этом, что аспект мойхин, который называется именем матоно, это более высокая ступень в идее мойхин. И это будет понятно, если сначала объяснить то, что мы находим подобно этому вопросу в отношении идеи молитвы, что приводится в При Эц Хаим[43], что идея молитвы — это притянуть мойхин в З»О, и спрашивают на это, ведь также без идеи молитвы есть притяжение из мойхин в З»О, ибо таков порядок системы мироздания, что притягивается из Арих Анпин[44] в мойхин (або веимо[45]), и от Або ве-имо в З»О, и от З»О в малхус. И объясняют в этом, что притяжение мойхин в З»О (включая также творение З»О из аспекта мойхин), которое со стороны сейдер гишталшелус[46], это только мойхин дэкатнус[47], и посредством молитвы притягиваются в З»О мойхин дэгадлус[48]. Однако, также молитва, посредством которой притягиваются мойхин дэгадлус, это все еще не аспект матоно, и из этого понятно, что аспект мойхин, которые называются именем матоно, это аспект еще более высокий, чем аспект мойхин дэгадлус, которые притягиваются посредством молитвы.

Гимел

И объяснение этого, ибо, общая идея различия между катнус мойхин и гадлус мойхин (и в особенности, в том, что касается нашего вопроса), это, что катнус мойхин — это аспект мойхин, без которых невозможно быть аспекту мидойс, и это есть аспект мидойс, которые в мойхин, что из них происходят мойхин, которые в мидойс, и в общем, это аспект хицойниюс[49] мойхин. И идея этого в служении человека своему Творцу, что когда он задумывается о Б-жественной идее, то после того, как он задумывается о сущности этой идеи, как она есть, он приходит к гиспаалус[50] сихлис[51], и это есть аспект мидойс в мойхин[52], и из этого притягивается аспект мойхин в мидойс[53], и вплоть до мидойс в сердце, чувство любви или страха и т.д. И этот аспект называется катнус мойхин[54], поскольку это приходит посредством притяжения и сокращения и т.д. И выше этого — это аспект сущности мойхин, который называется иногда пнимиюс[55] мойхин, что это есть гисбойненус[56] в сущности идеи еще прежде чем есть в нем притяжение и решение в отношении мидойс, аhаво[57] или йиро[58], и вплоть до того, что возможно, что из самого гисбойненус невозможно узнать, произойдет ли из него качество аhаво, или противоположность его, качество йиро. И это есть различие между притяжением мойхин в мидойс со стороны сейдер гишталшелус, и притяжением мойхин в мидойс посредством работы[59] тфило[60], что если нет работы тфило, то со стороны сейдер гишталшелус притягивается в мидойс только аспект катнус мойхин, и посредством авойдас тфило притягивается в мидойс гадлус мойхин, пнимиюс мойхин, и как объясняется подробно в другом месте, что когда пнимиюс мойхин притягивается в сердце, в пнимиюс мидойс, тогда мидойс становятся как мойхин и т.д.

Однако, также аспект гадлус мойхин, который притягивается посредством молитвы, это ниже, чем аспект мойхин, которые в аспекте матоно[61]. И идея в этом, как известно, что идея молитвы — это восполнение недостатка только, и это есть «ваани тфило[62]«, что указывает на сфирас малхус, что только в ней есть аспект хисорон[63], который возможен только когда изначально было больше, или со стороны сущности этой идеи возможно быть больше, и после этого происходит аспект хисорон, и это есть идея лехи умаати эс ацмех[64], что сначала были два великих светила, что светило в малхус раскрытие Ойр Эйн Соф[65], и после этого сделался миут[66], что это есть идея подъема[67] и сокрытия света от аспекта малхус. И более глубоко, корень идеи лехи умаати эс ацмех, это идея цимцум ришойн[68], который в аспекте силук совершенно[69]. И на это приходит аспект молитвы, что посредством молитвы малхус (что это есть аспект воэшпойх эс нафши[70]…, ибо нефеш[71] это аспект малхус) происходит восполнение недостатка, чтобы было раскрытие света в аспекте малхус. Однако, эта идея — это только восполнение недостатка, и это подобно идее цдоко[72], что должен дать ему дэй махсойрой[73], ашер йехсар лой[74], но есть ограничение, что ты не обязан сделать его богатым. И выше этого – это идея матоно, что указывает на гашпоо[75] в большем количестве, чем восполнение недостатка, и вплоть до аспекта аширус[76]. И идея в этом, ибо «эйн ошир эло бадаас[77]«, и известно, что есть две возможности в уровне нахождения сфиры даас, первая возможность, что даас находится под бино, и вторая возможность, что даас находится под кесер. И т.е., что общая идея даас -это соединение и объединение, и, следовательно, когда даас находится под бино, он соединяет и объединяет, чтобы притянуть в мир (творение которого от аспекта мидойс, как говорилось выше в объяснении «ки омарти ойлом хесед йибонэ[78]«) аспект света, который в рамках и на уровне сейдер гишталшелус, но, когда даас стоит под кесер, тогда он притягивает в аспект Ху»Б[79] свет кесер. И хотя также без этого получают Ху»Б от аспекта кесер, но это только из аспекта хицойниюс кесер, и посредством даас получают из аспекта пнимиюс кесер, который несравнимо выше чем весь сейдер гишталшелус. И из этого понятно, что истинный смысл аширус, эйн ошир эло бадаас, указывает на гамшохо из пнимиюс кесер, который бесконечно выше, чем вся система мироздания. И в соответствии с этим будет понятно достоинство аспекта мойхин, которые в аспекте матоно, также относительно гадлус мойхин, которые притягиваются посредством авойдас тфило, ибо ацмус и пнимиюс мойхин (которые притягиваются посредством авойдас тфило), вместе с тем, что они выше, чем мидойс, которые в мойхин, тем не менее, это тот же аспект мойхин, но только эти три первых сфиры в мойхин, а эти – семь нижних сфирот в мойхин, но мойхин, которые в аспекте матоно, они отделены по своему уровню, поскольку они из аспекта пнимиюс кесер, и вплоть до аспекта пнимиюс атик, как известно, что пнимиюс або пнимиюс атик.

Далет

И чтобы понять отношение аспекта матоно, что это есть идея богатства, к идее Торы, которая была дана как подарок миру, следует сначала объяснить, что в самой Торе мы находим различие между временем перед Дарованием Торы и после дарования Торы. Ибо, сказали РаЗа»Л, «исполнил Авроhом овину[80] всю Тору полностью, до того, как она была дана», что из этого ясно, что есть достоинство в аспекте Торы, как она была у овойс, начиная от Авроhом овину, и вплоть до того, что из диюк[81] языка кием[82] и т.д., следует, что служение отцов перед Дарованием Торы – это киюм[83] для Торы и заповедей, которые мы исполняем после Дарования Торы. Однако, в Мидраш Раба Берейшис[84] на посук «зэ сейфер толдойс одом[85]» приводится «достоин был одом ришойн[86], чтобы была дана Тора посредством него… вернулся Вс-вышний и сказал, не Адаму я даю, но его детям, как сказано, ‘зэ сейфер толдойс одом'». И более подробно объяснено в Мидраш Раба Шир а-Ширим на посук «‘лерейах шмонехо тойвим шемен турак шмехо[87]‘, все заповеди, которые исполняли перед Тобой отцы, рейхойс[88] были, но мы – ‘шемен турак шмехо’, как человек, переливающий из своего сосуда в сосуд своего товарища», т.е., что наши Тора и мицвойс — это основа и сущность Торы и заповедей.

И объяснение этого, ибо, общность различия между служением овойс[89] и нашей работой после Дарования Торы, понятно в соответствии с примером двух человек, один из которых находится наверху, а другой — внизу, что их соединение вместе может быть одним из двух способов, первый способ, что высший опускается вниз, и второй способ, что нижний поднимается наверх. И различие между ними, что подъем нижнего наверх зависит от нескольких условий, что он должен знать пути и тропинки, чтобы подняться наверх, как сказано «ми йаале беhар Гавайе[90]«, и в особенности, что есть скрытые тропинки, которые неизвестны всем, и есть в этом несколько икулей и пшурей и т.д. И еще, что также, когда он знает пути, он должен быть сильным, чтобы он мог подняться в гору. И кроме этого, у него должны быть соответствующие одежды, чтобы они не затрудняли ему подъем в гору, и тем более и тем более, чтобы они не мешали и не препятствовали подъему в гору через то, что он запутается в них и т.д.. Но когда высший опускается вниз, тогда нет никаких задержек и препятствий совершенно, поскольку он знает все пути и тропинки, и у него есть силы опуститься вниз и т.д. И общая идея различия в этом, что когда нижний поднимается снизу вверх, то в соответствии с мерой его подъема будет его соединение и присоединение к высшему, но когда высший опускается вниз, то он опускается во всей своей сущности, не считаясь с положением и состоянием нижнего. И пример этого в нимшол, что общая идея дарования Торы была способом опускания высшего вниз, как сказано, вайейред Гавайе ал hар Синай, и, т.е., что вся его сущность, кивйохол, опустилась и раскрылась внизу, и не имело значение положение и состояние нижнего, что поэтому было раскрытие матан Торйо для всего Израиля одинаково, хотя Мойше был мхицо леацмой, Агаройн мхицо леацмой, и зкейним мхицо леацмом и т.д., но это различие это только со стороны восприятия нижнего, каким образом будет у него восприятие, но опускание и раскрытие Свыше были у всего Израиля одинаково, но опускание и раскрытие Свыше были у всего Израиля одинаково, и поэтому это подействовало на них одинаково, как сказано «вехол гоом роим эс а-койлойс», видят слышимое и слышать видимое, что это стороны притяжения и раскрытия с уровня, который выше чем видение и слышание совершенно. Но служение отцов перед Матан Тойро была способом подъема нижнего снизу вверх.

Гей

И это будет понятно более ясно после объяснения достоинства служения отцов, что это было служение было самое сильное и великое, как сказано «вайиса` Авром голойх веносойа ганегбо», что голойх веносоа это аспект роцой вешойв, и у Авраама было служение роцой и шойв (голойх веносойа) без ограничений. И идея в этом, что общая идея служения, также служение, необходимое для существования сейдер гишталшелус, это способом роцой и шойв, ибо пjскольку хайус миров это способом роцой и шойв, как сказано, «вегахайхойс роцой вешойв», поэтому также служение, которое должно привести к стабильности существования хайойс роцой вешойв, должна быть способом роцой вешойв. И более детально и более подробно, основная идея роцой и шойв это в аспекте сойвев кол олмин. Ибо, аспект мемале кол олмин, поскольку он приходит в аспекте одевания, и приходит в гисйашвус, то понятно, что также роцой оно ограничено, чтобы не устранить общую идею гисйашвус, и тем более в отношении шойв. Но роцой и шойв в аспекте сойвев кол олмин, поскольку это в аспекте сойвев, это совершенно иным образом. И общая идея в этом, что роцой в аспекте сойвев кол олмин, это в аспекте выхода из рамок сосудов совершенно, способом колус а-нефеш, и также шойв это способом битуль кейлим, что кейлим самоустраняются от своего мциюс. Но роцой и шойвы со стороны мемале кол олмин, общая идея роцой она со стороны идеи агаво ал пи таам ведаас (что вместе с тем, что он находится в движении роцой и тшуко, но это ал пи таам ведаас), и само собой это не способом выхода из границ сосудов совершенно, и тем более и тем более в отношении шойв, что это не таким образом, что со стороны притяжения света устраняется сосуд от своего мциюс, но он остается мциюс, и при том, что это мциюс, есть в нем битуль перед Элойкус. И вот, у Авраама был аспект голойх веносоа (роцой и шойв) таким образом, что он выходил совершенно из мейцорим и гвулим, что это также то, что сказано «вайаал авром миМицраим», что идея роцйой была у него способом выхода полностью из сосудов, и подобным образом было также его служение в идее шойв (притяжение света вниз) таким образом, что посредством света устранялось существование сосуда. И начало в этом это идея вайаал Авром миМицраим как это в отношении мейцорим и гвулим тела и животной души, которые ограничивают Б-жественную душу, и как мы видим в служении человека, что также когда он задумывается об иньон Элойки, и понимает и постигает своим разумом, и это притягивается и проникает во все силы его Б-жественной души, возможно, что это не подействует на него в отношении практического действия, что это со стороны границ и ограничений тела и животной души. И в этом было служение отцов в «вайаал Авром миМицраим», что работы Б-жественной души была способом полного выхода из границ и ограничений тела и животной души, и более того, что также тело и животная душа сами поднялись к святости, как объясняется в Тании, что все органы (и действия) их были святы и отделены от дел этого мира, и они не становились мерково, но только для роцойн элйон, все дни их. И после этого он поднялся в своем служении со ступени на ступень, выше и выше, вплоть до идеи «вайаал Авром миМицраим» таким образом, что его служение в роцой и шойв (голойх веносойа) было выше всех границ и ограничений, как объяснялось выше.

Однако, вместе с тем, что служение отцов было самым сильным и великим служением, тем не менее, поскольку это было работа нижних, — она ограничена в соответствии с силами нижнего, качеством его лвушим, и тем, насколько он знает пути и тропы, через которые и посредством которых поднимаются снизу вверх, и насколько он поднимается и достигает высоты, настолько он связывается и соединяется с высшим. И это то, что приводится в Мидраше, «сказал Вс-вышний, доколе будет мир идти во тьме, вайоймер Элойким йеги ойр, — это Авраам», Авраам начал освещать… пришел Ицхак — также он осветил… пришел Яаков…», т.е., что посредством служения Авраама способом подъема снизу вверх, вайаал Авром мимицраим, голойх веносойа, происходило также притяжение света сверху вниз, что это есть идея, что начал светить, Однако. все это только, что начал светить в мире, т.е., ступень света системы миров только, что это потому, что общность их служения было со стороны нижнего только. И в соответствии с этим будет понятно то, что сказали, все мицвойс, которые исполняли перед Тобой отцы, рейхойс были, ибо, поскольку работа она со стороны нижнего, то она ограничена и только по силам нижнего, и это не есть сущность идеи высшего. И это подобно тому, как учитель, который отвечает ученику на его вопрос, что, хотя разум учителя одевается в этот ответ, тем не менее, это связано и соответствует вопросу ученика, но когда учитель передает ученику свой собственный разум и идею, то несмотря на о, что он должен одеть ее в притчи и примеры для того, чтобы ученик мог воспринять ее, тем не менее, поскольку эта гашпоо она не со стороны вопроса ученика, но то, что учитель дает ему сам, есть в этом сущность учителя. И это есть достоинство в исполнении Торы и заповедей после Дарования Торы, ону шемен турак шмехо, как человек, который переливает из сосуда в сосуд своего товарища, ибо, поскольку это со стороны высшего, то это таким образом, что высший опускается и притягивается во всей своей сущности.

Вов

И в соответствии с этим будет понятно, что именно Тора, которая была дана во время Матан Тойро называется матоно. Ибо, во всех аспектах, приходящих посредством работы нижних, как бы ни было велико достоинство их служения, вплоть до достоинства служения овойс, но то, что посредством нее достигают высшего — это только в аспекте талшум, который платится в соответствии с уровнем работы, и само собой, это несоизмеримо с аспектами, которые приходят Свыше способом матоно, и это есть общность идеи приказания Вс-вышнего, которое появилось во время матан Тойро, что идея приказания — это опускание и притяжение высшего к нижнему чтобы приказать ему и т.д. Ибо, известно, то, что написано в Зогаре, что Яаков овину исполнял заповедь тфилин посредством маклойс и рhотим, что посредством этого происходил его подъем снизу вверх, чтобы произвести притяжение сверху вниз [подобно служению Авраама в подъеме снизу вверх, «вайаал Авром мимицраим», голойх веносойа, что посредством этой работы он привел свет чтобы он светил в мире, как объяснялось выше], но это служение не было по приказанию высшего, ибо Яакову не было приказано делать маклойс и рhотим и т.д., и подобно этому в служении Ицхака, в копании колодцев, и подобно этому в служении Авроом овину, что это не было в соответствии с приказанием Свыше, и все их действие было только работой нижних. И это есть новость Матан Тойро, что тогда было приказание Вс-вышнего на исполнение Торы и заповедей, и как в заповеди тфилин (как объяснялось выше в служении Яакова овину), — само приказание высшего накладывать тфилин — это есть аспект гамшохо способом исарусо дилейло, что поднялось в его воле, что будет идея заповеди тфилин, и посредством этого будет притяжение Ойр Эйн Сойф [притяжение мойхин, аспект хохмо, одевающаяся в гл. Кадейш, аспект бино, которая одевается в гл. Вегойо ки йевиахо», и аспект даас, одевающийся в главы шма, вегойо им шомоа], и это не есть со стороны работы нижнего совершенно, и поэтому. несмотря на то, что работа нижнего совершенно несравнима с служением овойс, как в отношении самого действия, что действие каждого и каждого из Исроэл сейчас совершенно несравнимо относительно действия как это было у овойс, о котором сказали, исполнил Авроhом овину всю Тору целиком, что это есть киюм всей Торы полностью (как выше п. 4), и также в отношении аспекта битуль (и в особенности, битуль, необходимый для исполнения Торы и заповедей), что наш битуль это даже меньше чем одна часть из тысячи относительно битуль Авроhом овину тем не менее, посредством нашего одевания тфилин, практического действия, и общего битуль в намерении тфилин, чтобы подчинить сердце и мозг, происходит притяжение Ойр Эйн Соф (не со стороны и по уровню работы нижнего, но) со стороны приказания высшего (который опускается и приходит сверху вниз во всей Его сущности), в качестве матоно.

Заин

И в соответствии с этим будет понятно, что два эти аспекта, которые мы находим в словах Хазал по поводу рабты овойс перед Матан Тойро и работу нашу после матан Тойро, оба они истинны, что есть достоинство в служении овойс ибо посредством него есть киюм у всей Торы полностью, и есть достоинство в нашем служении после матан Тойро относительно служения овойс, которая была в аспекте рейхойс только, а мы — шемен турак шмехо, притяжение эцем. И идея в этом, что есть достоинство у овойс, ибо посредством их служения со стороны нижнего в великом и сильном служении, они стали в аспекте сосуда для всех светов и притяжений, которые притянули и осветили, и вплоть до того, что у них было постижение и ощущение во всех светах и притяжениях, которые они притянули и осветили, но в служении после матан Тойро возможно, чтобы человек не сознавал и не ощущал то, что он притянул посредством исполнения Торы и заповедей, и вплоть до того, что возможно, что человек даже не в аспекте кли для этого, и это только в аспекте сгули исключительно, ибо поднялось в воле Его чтобы удостоить нас чтобы посредством заповеди тфилин мы притянули аспект мойхин в З»О, и после этого также в душу человека внизу. И это есть то, что сказано, «Ки Яакойв бохар лой Йуд-Гей Исроэл лисгулосой», т.е., что служение Яакова, общность овойс, была способом бхиро, что они сами выбрали, и они были кейлим для этого, вплоть до того, что познали и почувствовали и т.д., но служение бней Исроэл после Дарования Торы это только путем сгуло. Однако, в самой этой идее, подчеркивается, что основное достоинство – в служении после Дарования Торы, что именно посредством нее происходит притяжение эцем, в отличие от служения овойс, которое было в аспекте рейхос только, ибо, в отношении к гамшохо, которая только в аспекте рейхойс, возможно, чтобы человек был кли для этого, и познает и почувствует это, но в отношении притяжения эцем, шемен турак шмехо, которое происходит посредством исполнения Торы и заповедей после Дарования Торы, невозможно воспринять этот аспект, но только в качестве сгуло, поскольку это аспект, который соверщшеннно несоизхмерим с рамками нижнего, и его притяжение это только матоно Свыше, и вплоть до маало маало бейойсейр (как объяснялось выше п. 3, что идея матоно это выше, даже чем гадлус мойхин), и таким образом, что высший опускается и притягивается во всей своей сущности вниз, вплоть до мато мато бейойсер, и наоборот, кол а-говоа говоа йойсер йойред лемато мато йойсер, и из этого ясно, что именно внизу внизу йойсер «схватывают» говойа говоа бейойсер.

Хес

И будет понятно все это с большим объяснением из того, что мы находим, что также после Матан Тойро есть подобие различия между тем, как это перед матан Тойро и тем, как это после матан Тойро. Ибо, когда Мойше рабейну просил Вс-вышнего «гарейни но эс квойдехо», ответил ему Вс-вышний «лой сухал лиройс эс поной, ки лой йирани годом вохой», и поэтому «вероисо эс ахойрай фонай лой йероу», и объяснили Хазал, что показал ему кешер шел тфилин. И приводится в Зогар, что «квойдэхо» (что на это просил Мойше гарейни но) указывает на кесер элйон, дэло шолто бо эйно (лой сухал лиройс), как мы находим в сукко, что ее размер не менее десяти, что это есть малхус, асироо дэхол даргин, и не выше эсрим, ко»ф, дэиги кесер элйон, дэло шолто бэй эйно. И известен вопрос в этом, ведь только выше чем двадцать локтей человек не знает, что он живет в сукке, потому что ло шолто бэй эйно, но до двадцати – шолто бо эйно, и что значит, что сказано ко»ф (двадцать) кесер элйон дэло шолто бэй эйно. Но объяснение вэтом, что это есть различие между двумя ступенями в кесер, ибо хицойниюс а-кесер, источник и корень нээцолим, шолто бо эйно, но пнимиюс а-кесер, нижняя ступень в маациль, которая совершенно выше чем сейдер гишталшелус, ло шолто бо эйно. И это то, что просил Мойше, гарейни но эс квойдехо, ковойд гиматрия 32, что указывает на 32 пути мудрости, и т.е., что он просил раскрытие пнимиюс хохмо, ибо пнимиюс або пнимиюс атик. И на это сказано, лой сухаль лиройс эс поной, уфонай лой йероу, но только вероисо эс ахойрай, кешер шел тфилин, и объясняется в кабболо и в хасидус, что это есть идея буквы мысли и понимания и постижения, что это есть хицойниюс мойхин только. Но, когда человек в Израиле надевает тфилин, то он притягивает из аспекта пнимиюс мойхин Свыше (как объяснялось выше п. 6, что идея тфилин — это притяжение мойхин), и как объяснялось выше (п. 3) что хидуш Матан Тойро это идея матоно, посредством которого притягивается не только аспект гадлус и пнимиюс мойхин, которые притягиваются посредством служения человека, но также из аспекта мойхин, которые мувдолим беэрех, пнимиюс або пнимиюс атик, несмотря на то, что про этот уровень сказано «уфонай лой йероу». И подобно этому в отношении самого Мойше рабейну, как объясняется подробно в другом месте, что его исполнение Тойро и мицвойс (после Матан Тойро) это выше несравнимо даже чем его пророчество, ибо в отношении пророчества сказано Мойше лой сухал лиройс поной, уфонай лой йероу, но только вероисо эс ахойрай только, и как объясняется подробно в Игерес а-Койдеш, что также пророчество Мойше было из аспекта ахойраим шелемаало, но посредством его исполнения Торы и заповедей притягивался аспект пнимиюс мойхин, пнимиюс або пнимиюс атик, аспект поной.

Но объяснение в этом, что то, что сказано «вероисо эс ахойрай уфонай лой йероу», это в отношении раскрытия посредством понимания и постижения именно, что самый высокий уровень, который может раскрыться даже у Мойше рабейну, — это только аспект ахойрай. Однако, то, что притягивается аспект поной посредством исполнения Торы и заповедей, это (не способом понимания и постижения, ибо на это сказано уфонай лой йероу, но) посредством материальных одежд именно, что это есть идея одевания Торы и мицвойс в материальные вещи именно, как тфилин, когда берут шкуру животного, и делают из нее клаф, и пишут на нем главы Торы материальными чернилами, и вкладывают эти главы Торы в батим, которые изготовляются из шкуры животного, и одевают тфилин на материальные голову и руку, и именно посредством этого притягивают аспект понай, что если бы не было одевания в материальные вещи, это таким образом, что «лой сухал лиройс эс поной». И объяснение в этом, что со стороны высокого достоинства этого аспекта, который несравнимо выше, чем весь порядок мироздания, он не может прийти иначе как посредством одевания в материальные одежды, посредством которых происходит притяжение (не в качестве сосуда, но) в качестве сгуло именно, как объяснялось выше (п. 7) идея «Исроэл лисгулосой». И идея объяснения в этом, что необходимость в аспекте лвушим (одевание в материальные одежды) это со стороны величия достоинства света который совершенно несравним относительно системы мироздания. И т.е., что это не со стороны недостатка этого материального мира именно, который не способен воспринять высшие света, но также в высших мирах, поскольку они также включаются в систему мироздания (сейдер гишталшелус) также неспособны воспринять раскрытие света, которое притягивается посредством исполнения заповедей. И, как известно объяснение в то, что сказано «цидкосой оймедес лоад», что гамшохо, которую притягивают сейчас посредством цдоко, которая указывает на общность всех заповдеей, что поэтому она называется просто «мицва», что это идея добавления светов в Ацилус, но также в Ацилус это таким образом, что цидкосой оймедес, оймедес именно, как самостоятельная вещь, ибо этот свет не раскрывается даже в Ацилус, поскольку это есть раскрытие, которое несравнимо выше даже чем Ацилус. И со стороны величия достоинства света он не может быть притянут иначе как путем сгуло, посредством материальных одежд, что это есть идея все ниже и ниже, что посредством этого притягивается все выше и выше. И в этом будет хидуш дней Мошиаха, что раскрытие Ацмус, которое притягивается посредством исполнения Торы и мицвойс, которые даны в Матан Тойро, что в наше время это раскрытие не может прийти иначе, как посредством одевания в материальные одежды именно, будет в будущем мире как оно есть, без лвушим, как сказано «велой йиконейф ойд мойрехо вегойу эйнехо ройойс эс мойрехо». И из всего этого понятно величие достоинства Торы, которая называется именем матоно, как сказано «вайитен эл Мойше», что это есть аспект, который выше чем весь сейдер гишталшелус, выше также чем гадлус мойхин и т.д., и это есть идея притяжения ацмиюс гоэльйон, которое не может прийти в идее сосуда, но только в качестве сгуло, в материальных вещах, которые все ниже и ниже.

Тес

Однако, в идее матоно есть также недостаток, ибо матоно йеш ло гефсек. И это будет понятно в соответствии с тем, что объяснялось выше, что со стороны величия достоинства аспекта матоно в Торе, что это есть идея притяжения сущности Высшего, должно быть гамшохо и одевание в материальные вещи именно, но ведь материальные вещи они в аспекте отделенности, как сказано «умишом йипорейд», что их очищение происходит посредством того, что Тора одевается в материальные вещи, и как известно в идее Парде»с в Торе, что сойд в Торе исправляет мир Ацилус, и ПеРе»Д (пшат, ремез, драш) в Торе исправляет миры БИ»А, про которые сказано «умишом йипорейд». И хотя это отделение все еще в Святости, подобно тому, что сказано «вегивдило гапоройхес…», что это есть идея мосох и парсо, разделяющие между высшим и нижним, но все это все еще в Святости, тем не менее, само это дает возможность на то, что будет аспект пейруд внизу, что материальная вещь будет отделять настолько, что будет возможность для аспекта ошибки, как сказали Разал, «пиши, и тот, кто хочет ошибиться – пусть ошибется». И это есть идея что в матоно есть гефсек, что со стороны величия идеи того, что дается Свыше в качестве матоно, это должно прийти посредством идеи лвуш, который дает возможность для идеи гефсек и т.д.

И поэтому есть также аспект йерушо в Торе, как сказано «Тойро циво лону Мойше мойрошо кегилас Яаков», ибо в йерушо нет гефсек. И общая идея в этом (коротко по крайней мере) в отношении нешомойс Исроэл, как известно, что кроме гаорас ганешомо, которая одевается в тело, есть также корень и сущность души, которая способом йерушо, которая не имеет гефсек. И идея в этом, как приводится в Меорей Ойр, что йерушо называется а-нихнос тахтов вейойреш мкоймой, и также каждый парцуф, который входит на место другого, называется йерушо. И объяснение в этом, ибо порядок опускания сверху вниз, как в гишталшелус ило веолул, это таким образом, что только нижняя ступень в ило опускается и одевается в олул, и, следовательно, это не таким образом, что олул приходит вместо ило (что это есть истинный смысл идеи йерушо). Однако, есть аспект подъема миров, подобно подъему миров в субботу, что мир асия поднимается и стоит на месте мира йециро, и мир йециро поднимается и стоит на месте мира брия, и мир брия поднимается и стоит на месте мира Ацилус, что это происходит в виде йерушо, что йойреш становится вместо мойриш. И подобно этому различие между гаорас а-нешомо, которая одевается в тело, и корнем и сущностью души, что в гаорас а-нешомо, которая одевается в тело, возможен в ней аспект отделения и прерывания, ибо возможно, что мейцрим и гвулим тела и животной души сокроют на Б-жественную душу до такой степени, вплоть до того, что приведут к гефсек, хас вешолом (и на это требуется работа вайаал Авром миМицраим, как объяснялось выше п. 5), но в корне и сущности души невозможен аспект гефсек, ибо она постоянно беомно итой Исборах, и это есть идея что йерушо не имеет гефсек.

Но для того, чтобы не было аспекта гефсек и т.д., нужно достичь соединения гаорас а-нешомо, которая одевается в тело, с корнем и сущностью души. И этот аспект достигается посредством работы тфило, ибо молитва называется сулом муцав арцо веройшой магиа а-шомаймо, вегиней малахей Элойким ойлим вейойрдим бой, и т.е., что посредством нее происходит подъем снизу вверх отсвета души, чтобы связаться с сущностью души, что посредством этого притягивается сила от сущности души в гаорас анешомо, которая одевается в тело, чтобы устранить мейцрим и гвулим со стороны тела и животной души, что это есть идея вайаал Авром миМицраим (и т.е., что идея вайаал Авром миМицраим это в качестве маасе овойс симан лебоним, что так происходит в служении каждого и каждого из Израиля), вплоть до того, что также в гаорас а-нешомо, которая одевается в тело, будет невозможен аспект гефсек, подобно тому как это со стороны корня и сущности души. И эта идея (соединение корня и сущности души, которая светит в душе, облачающейся в тело) есть также в общности служения человека, и это есть идея тмимус. Ибо известно, что идея тмимус – это со стороны роцон пними в душе, и это есть идея эйсом, але»ф то»м, что это есть аспект тмимус в сущности души, который притягивается и раскрывается в роцон а-нефеш, и после этого притягивается также во внутренние силы души, в сехел, что его сейхел становится таким образом, что он изначально не способен воспринять идею и объяснение, которое противоположно Б-жественному разуму, и подобно этому притягивается аспект тмимус в мидойс в сердце, что это есть «эрнсткайт» в сердце, и вплоть до тмимус в аспекте действия, что несмотря на величие его постижения и понимания в самой большой степени, но он делает и исполняет заповедь с эрнсткайт, тмимус и шлеймус. И т.е., что пнимиюс, который в эцем а-нешомо притягивается (посредством роцон) во все силы души, вплоть до силы маасэ, как она в экев шеберегель. И подобно этому становится у него положение и состояние йерушо, в которой нет гефсек, т.е., что также когда нешомо одевается в тело в мире разделения, и его работа связана с Торой и заповедями, как они оделись в материальные вещи, в которых возможен аспект разделения, и как объяснялось выше, что со стороны величия достоинства матоно Свыше, она не может прийти иначе, как посредством облачения в материальные вещи именно, что это есть аспект, что в матоно есть гефсек, тем не менее, поскольку со стороны корня и сущности души есть аспект йерушо, в котором нет гефсек, то также матоно, это матоно тому, кто достоин унаследовать его, что тогда нет в ней гефсек.

Йуд

И это есть «ал йипотейр одом мехавейрой эло митойх двар галохо, шемитойх ках зойхрейhу. Ибо, объяснялось выше, что «хавейрой» Высшего Человека это души Израиля, ибо душа – часть Б-га Свыше (и Алтер Ребе добавляет и объясняет) действительно. И есть в этом аспект йипотейр одом мехавейрой, ибо, для того, чтобы «взять» высшего, говоа говоа бейойсер, во всей его сущности, это именно в мато мато бейойсер, и как объяснялось выше (п. 7) что даже посредством самого возвышенного служения как служение овойс (которое было в духовности Торы и заповедей и тд.) невозможно «взять» высшего как он во всей своей сущности, и поэтому должен быть аспект йипотейр полностью, что это есть аспект умишом йипорейд, начиная от пируд как это в аспекте поройхес в кдушо, что из этого происходит аспект пируд в олмо дэпирудо (как выше п. 9), и именно в положении и состоянии йипотейр, «берут» высшего как он во всей его сущности, поскольку это не со стороны работы нижнего, но со стороны того, что высший опускается во всей его сущности Сверху вниз. Но для этого требуется несинас коах Свыше, чтобы было опускание высшего, и это есть общая идея Дарования Торы, Вайеред Гавайе ал гар Синай, что это есть опускание Высшего со стороны его уровня, в виде матоно, как сказано, «вайитен эл Мойше кехалойсой…», ибо вся Тора называется на имя Мойше, как сказано «зихру тойрас Мойше авди», и «Мойше кибел Тойро миСинай, умсоро лИгошуа,… леаншей кнесес а-гдойло, вплоть до последнего поколения (и как говорит Писание, ад гайом гоахаройн, и приводится в Сифри, ад гайойм гоахаройн), поколение пяток Мошиаха, и в особенности в соответствии с тем, что известно, что поколение пяток Мошиаха это гилгуль поколения Мойше, и во всех поколениях есть аспект дарования Торы в качестве матоно, что это есть аспект гамшохо Свыше вниз именно. И это то, что сказали Хазал, в трех вещах дана была Тора, в огне и в воде и в пустыне, как эти – бесплатно для всех приходящих в мир, так же слова Торы – бесплатно они. И идея в этом, что огонь и вода указывают на общность служения, которое должны быть способом роцой и шойв (как выше п. 5), и это есть общая идея Торы и заповедей, как сказано миминой эш дос ломой, йеминой это аспект хасодим, и эйш — это аспект гвуройс, и общность заповедей это есть идея сур меро ваасей тойв, заповеди делай и заповеди не делай, что исполнение заповедей делай это способом «беги за заповедью», что он бежит, чтобы исполнить волю своего Господина, что это есть идея роцой, и исполнение мицвойс не делай жир способом, что он боится и задерживается и устраняется от того, чтобы поступать противоположно Высшей воле, что это есть движение кивуц, что это есть идея шойв. И мидбар — это язык дибур, что это есть обязанность изучения Торы, которое должно быть в дибур именно. И все эти вещи они хином, что хином — это есть идея исарусо дилейло мицад ацмо, что это есть аспект матоно в Торе, вайитен эл Мойше, и посредством него дано каждому и каждому из Израиля, посредством ницоц Мойше в нем, что посредством этого он получает в качестве матоно Свыше весь эцем, и таким образом, что кол а-нойсен беаин йофо гу нойсен. И это есть ал йипотейр одом мехавейрой эло митойх двар галохо, что для того, чтобы был аспект йипотейр таким образом, чтобы он мог «взять» высшего, как он есть, это посредством двар галохо, что это ектсь общность идеи Торы, что посредством нее происходит опускание высшего, и в самом этом двар галохо именно, что это есть аспект галихойс ойлом лой, что указывает на галохо псуко (не читай галихойс, но – галохойс), двар Гавайе – зу галохо, ибо поскольку в ней раскрывается роцойн элйон как он есть полностью (и более высоким образом, чем посредством пилпуль и шакло ветарьо и т.д.), и ОН и его воля – одно, то посредством двар галохо «схватывают» высшего во всей его сущности. Умитойх ках зойхрегу, что в положении и состоянии йипотейр есть сущность Высшего, что хотя это приходит посредством лвушим и т.д., тем не менее, поскольку Царь одет в эти одежды, то это как пример обнимающего царя, когда он одет в нескольку одежд, что хотя он схватывает лвушим, но тем не менее, он обнимает самого царя. И это есть общая идея служения человека в опускании души Свыше вниз, что этео есть идея йипотейр одом мехавейрой, для того, чтобы исполнить шлихус Царя над Царями царей Святого, благословен Он, и как известно в объяснении языка мелех малхей а-млохим аКодойш борух гу, что это указывает на пнимиюс и ацмиюс Эйн Соф борух Гу, что там это роцойн чтобы было йипотейр одом мехавейрой, поскольку это есть путь, чтобы взять пнимиюс и ацмиюс и т.д., и это есть цель в йипотейр одом мехавейрой, чтобы было «митойх ках зойхрейhу», посредством двар галохо, т.е., что также, когда в хицойниюс он находится в движении йипотейр, ибо душа опустилась вниз, в миры, о которых сказано, умишом йипорейд, и оделась в тело и животную душу и т.д., но посредством двар Тойро он притягивает ацмиюс элйон, с которым он расстался, чтобы было «зойхрейhу».

[1] «Пусть не расстается человек со своим товарищем, иначе, как из слов Галахи, ибо через это будет помнить его» (Брахот 31, 1)

[2] «расстается»

[3] «помнит его»

[4] слова Галахи (Закона)

[5] сыны Израиля

[6] внутреннее содержание миров

[7] Тора говорит в общем и в частном

[8] «человек»

[9] «товарищ его»

[10] Высший человек (сфирот Ацилус)

[11] сыновья Вс-вышнему

[12] «сыновья вы Вс-вышнему, Б-гу вашему» (Рээй 14, 1)

[13] гл. 2

[14] подобно этому

[15] человек и его товарищ

[16] души Израиля

[17] «И дал Мойше, когда закончил (говорить с ним)…» (Тисо 31, 18)

[19] «И дал (даровал)»

[21] дар

[22] мозг (три высшие сфиры)

[23] структура шести сфирот

[24] богатство

[25] необходимость

[26] сфирот, соответствующие чувствам

[27] «Ибо шесть дней творил Вс-вышний небо и землю» (Йисрой 20, 11)

[29] «В шесть»

[30] милосердие

[31] «Ибо сказал я, мир милостью построится » (Тегилим 89, 3)

[32] см. также Тания ч. 2 (прим. переводчика)

[33] творение мира

[34] создающий

[35] отсвет имени Гавайе

[36] одевается (т.е., сокращается и трансформируется)

[38] творение из полного ничто

[39] «нет у нее своего ничего» (Зогар ч. 1 стр. 181, 1)

[40] влияние

[41] углубленное размышление

[42] «матери» (Тания гл. 3)

[44] нижняя часть кесер

[45] Хохма и Бина

[46] система мироздания

[47] «малые мозги» (см. также Предметный указатель: Мойхин. Прим. переводчика)

[48] «большие мозги»

[49] внешнее, поверхностное

[50] пробуждение, воодушевление

[51] «воодушевление разума», т.е., разум человека пробуждается и восхищается этой идеей. (Прим. переводчика)

[52] чувства в разуме

[53] разум в чувствах

[54] малость мозгов, малые мозги

[55] пними – внутренний. Пнимиюс – внутреннее содержание

[56] углубленная мысль

[57] любовь

[58] страх

[59] в оригинале – «авойдас тфило» – «служение», «работа» молитвы

[60] молитва

[61] Дар

[62] «И я – молитва» (Тегилим 109, 4)

[63] нехватка, недостаток

[64] «иди, и уменьши себя» (Хулин 60, 2)

[65] Свет Бесконечного, бесконечный свет

[66] уменьшение (луны)

[67] в оригинале – «силук» – подъем, уход

[68] Первичное сокращение света

[69] Первичный цимцум – полное сокрытие света.

[70] «И я излила душу свою…» (Шмуэль Алеф 1, 15)

[71] душа

[72] благотворительность

[73] «достаточно, нехватку его»

[74] «что не хватает ему»

[75] влияние, эманация

[76] богатство

[77] «богатый – это богатый знанием»

[78] «Ибо сказал я – мир милостью будет отстроен»

[79] хохмо и бино

[80] отец наш

[81] уточнение, точный смысл

[82] «исполнил»

[83] основа, прочность существования

[85] «Вот книга родословия человека» (Берейшис 5, 1)

[86] Первый человек

[87] «Хорош запах масл твоих, елей разлитый – имя твое» (Шир гаШирим 1, 3)

[88] запах

[89] (пра)отцы

[90] «Кто взойдет на гору (к) Вс-вышнему»