Истории о р.Мордехае Элияѓу

This post was written by Синий Вечер on Декабрь 20, 2014
Posted Under: рав Мордехай Элияѓу

Однажды пришла к нему молодая женщина. Она из Ирана, и её муж принял там ислам, она была против, но он отказывался давать ей гет. А после исламской революции она сбежала из страны. И вот теперь она агуна, и ни один раввин не может разрешить ей снова выйти замуж. Что делать, если муж вообще не желает признавать ценность гета, считая себя мусульманином? Как еврею повлиять на него, кто осмелится сунутсья в страну Хомейни?
Р.Элияѓу, не колеблясь, тут же написал главному раввину Ирана, р.Шофету, письмо с предложением обратиться с просьбой помочь… к самому аятолле Хомейни, поскольку аятолла человек глубоко религиозный и не допустит, чтобы творилась несправедливость по отношению к законам Бога. На официальном бланке Главного раввината Израиля, с печатью и гербом.
Письмо пришло в Иран, на почте увидели, что оно из Израиля, и отдали его в цензуру. Там его перевели, увидели, что речь идёт о Хомейни, и решили доложить об этом ему самому. Аятолла получил письмо, прочитал перевод и послал стражей исламской революции привести к нему р.Шофета.
Р.Шофет, когда к нему домой пришли стражи, подумал понятно что. Он попросил пять минут на сборы, надел под одежду саван, отдал детям завещание и пошёл.
Хомейни спросил его: — Ты знаешь такого раввина Мордехая Элияѓу из Израиля?
«Знаю ли я раввина из Израиля? Это же подписать себе смертный приговор. Но врать нельзя, и р.Шофет сказал: знаю.
- Он большой раввин?
- Да, очень значительный.
- Вы его слушаетесь?
- Да, его все евреи слушаются.
- Тогда посмотри, что он мне пишет и как он меня хвалит. Привести этого еврея!
Привели.
- Пиши немедленно гет, а то стражи революции тебе все кости переломают.
Р.Шофет переполошился: гет под принуждением может быть действительным, только если власти говорят: «Делай, что сказали тебе евреи», а не принуждают от своего имени. Он попросил: дайте мне этого еврея на пять минут, я его уговорю. Еврей, разумеется, понял, что для него лучше, и написал гет.
Р.Шофет позвонил из канцелярии Хомейни в Главный раввинат Израиля, доложил р.Элияѓу, тот создал телеконференцию и позвонил во Францию, где в тот момент была женщина, и рассказал ей. Р.Элияѓу назначил р.Шофета посланцем для получения гета от имени этой женщины. Сразу же после этого он велел написать второй экземпляр гета и назначил р.Шофета посланцем для его передачи в Израиль. Проблема была разрешена.

*

Однажды р.Элияѓу приехал в Бразилию, в тамошнюю общину. Бразильские раввины пожаловались ему: у нас устраивают свадьбы и заказывают еду из такого-то кейтринга, потому что он очень вкусный. Но некашерный! Мы спрашивали у известных раввинов, что делать, и нам сказали: не устраивать свадьбы в зале, где евреев кормят некашерным. Мы перестали их устраивать — и попали из огня да в полымя, потому что наша молодёжь стала звать туда реформистских раввинов, и община просто рассыпается.
С р.Элияѓу был знаменитый миллиардер и спонсор Эдмонд Сафра. Р.Элияѓу сказал: Нет проблем, он купит этот кейтринг и сделает его кашерным.
Сафра сказал: Нет, мне эта идея не нравится.
Все удивились: идея р.Элияѓу не нравится?
Сафра: Я куплю два кейтринга и сделаю оба кашерными, а то вдруг кому-нибудь еда в этом не понравится? У людей ведь должен быть выбор.

*

К р.Элияѓу пришёл молодой человек и сказал: Я собираюсь жениться, но приедут родственницы и будут меня радостно целовать, а это нескромно и некашерно! А отказаться я не могу, это же обидит всю семью.
Р.Элияѓу: За неделю до свадьбы перестань бриться. Ты обрастёшь щетиной и никто не захочет тебя целовать.

*

Один человек вернулся к вере и захотел отрастить бороду, но мать была против. Он пришёл к раввину Махон Меир, р.Бигону, и тот сказал ему: Почитание родителей — заповедь Торы, а борода — не заповедь Торы, не иди наперекор матери. Но тот очень хотел бороду и пришёл к р.Элияѓу.
Р.Элияѓу сказал: Скажи матери, что в период омера, от Песаха до Шавуота, всем евреям запрещено бриться и стричься, это заповедь. Поэтому в это время ты вынужден отращивать бороду, «но ты, мама, не беспокойся, это же временно». На временное она согласится, а потом привыкнет.

*

Р.Элияѓу, будучи раввином Беэр-Шевы, уговаривал одного еврея совершить некое действие.
- Ты из какой общины?
- Из Марокко.
- Так вот, Зоѓар велит так делать.
- Не может быть, я Зоѓар уже сорок лет читаю и там такое не написано!
- Сходи домой, принеси свой Зоѓар.
Когда тот ушёл, присутствующие спросили рава: зачем Вы его послали домой, вот же на полке Зоѓар стоит!
- Он не поверит, скажет, мы специально его напечатали, он ведь лучше знает, что в Зоѓаре написано.
Потом выяснилось, что речь идёт об отрывке, повествующем о грустном и плохом, и в семье этого человека этот отрывок традиционно пропускали, вот он и не заметил его.

*

Раву Йеѓуде Цадка, дяде р.Элияѓу, сказали: Смотри, сын твоей сестры благословляет, и его благословения сбываются!
Р.Цадка сказал: Ничего удивительного. Я расскажу вам историю. Когда Мордехай был 13-14-летним мальчиком, он учился в ешиве. Однажды пришли туда большие раввины, чтобы экзаменовать учеников, и спросили, в частности: Почему на изготовление перил для крыши (мааке) читают благословение, а на воду для омовения рук после трапезы (маим ахароним) — нет?
[Одна из причин омовения рук после трапезы, как сказано в Талмуде - смыть с пальцев едкую соль, чтобы она не попала в глаза. Таким образом, оба действия нужны для безопасности и сохранения жизни].
Мордехай вскочил и сказал: Делая перила, человек заботится о других, а омывая руки — о себе. Где нет заботы о других, там нет благословения, а где есть забота о других, там есть благословение.
Так вот, мой племянник — весь, до концов ногтей, забота о других. А где забота о других — там есть благословение.

Comments are closed.

Next Post: Сослучайное и присослучайное 2014-12-21 03:37:26
Previose Post: Сослучайное и присослучайное 2014-12-19 03:23:29