Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сущность учения хасидизма

Алеф

Относительно смысла учения хасидизма и обновления, которое есть в нем относительно частей Торы, которые были открыты перед ним – было сказано много объяснений. И из них:

Алеф)

Во время Баал Шем Това мир находился в состоянии обморока, и через открытие Баал Шем Това и учения хасидизма, мир пробудился из обморока

Бейс)

Хасид – это тот, кто делает больше, чем требуется по линии закона (как сказали наши мудрецы – «сжигает – хосид – несмотря на то, что это вредит ему самому»)

Гимел)

Достоинство хасидизма, что природные силы становятся Б-жественными силами. И как сказал Алтер Ребе, автор Таньи и Шулхан Оруха, «вся идея хасидизма – изменить природу своих мидойс», не только изменить свои природные качества – но также – «природу своих качеств»

Далет)

Учение хасидизма обновило, что каждый и каждый, даже тот, у которого нет высокой души и также не очистил себя, сможет постичь Элойкус[1]. Ибо через то, что учение хасидизма объяснило вопросы, относящиеся к части «сойд[2]» в Торе, и приблизило их к пониманию разумом  примерами из сил и свойств души – «из плоти своей увижу Вс-вышнего» — дана возможность каждому и каждому постичь также эту часть в Торе; и не только разумом его Б-жественной души, но также разумом его разумной души вплоть до – разумом животной души.

 

Бейс)

Совершенно очевидно, как будет ясно из дальнейшего, что учение хасидизма это одна некудо (точка), не составленная из различных деталей. И поскольку все достоинства, что были сказаны в вышеупомянутых объяснениях (и в других объяснениях),  суть различные достоинства, следовательно, — эти достоинства не определяют и не исчерпывают сущность учения хасидизма. Сущность хасидизма — это некудо ацмис (точка сущности), абстрагированная от деталей, но – со стороны ее точки сущности, происходят и разветвляются от нее вышеуказанные достоинства.

Некудо ацмис хасидизма это (как говорилось выше в маамаре, в основе которого лежит маамар ребе Рашаба) – притяжение нового света из аспекта пнимиюс кесер[3], и еще выше – притяжение аспекта пнимиюс атик действительно, аспект Эйн Сойф[4], находящийся в РДЛ»О

И само это принуждает  сделать вывод, что все достоинства в хасидизме, объясняемые в различных местах, это лишь следствие от ее точки сущности. Ибо поскольку хасидус —это притяжение аспекта Эйн Сойф,  понятно и очевидно, что Эйн Соф он ацми[5], и все остальные вещи лишь происходят и являются следствиями из него.

Гимел

Сказанное выше относительно учения хасидизма, это в принципе относится ко всем частям Торы: Тора заключает в себе все виды достоинств и совершенства, существующие в мире.

(Подразделяющиеся в общем, в аспекте «микро-мир — это человек» — на достоинства мойхин (мозги) и достоинства мидойс (чувства):

В моральном поведении и добрых мидойс[6] – законы и пути морали в Торе (пиркей Авот и подобно им) – это предел добра и совершенства. А все системы морали, которые придумали люди – в них перемешаны добро и зло, истина и ложь. И части добра, которые есть в каждой из этих систем – их источник в Торе.

Как известна история про моего тестя и учителя, что в одной из своих поездок он увидел, как спорили несколько человек и выражали различные мнения по поводу отношения Торы к различным политическим партиям, и какая из них с лучше согласуется с Торой, и каждый из них приводил источник в Торе в доказательство своей правоты. Когда спросили мнение Ребе, он ответил: «Тора, поскольку она есть предел истины и добра, есть в ней все добрые качества, которые есть в каждой из этих партий».

 Относительно мудрости – Тора — это есть самая высшая мудрость, как сказано в Писании: «ибо она – мудрость ваша и разум ваш в глазах народов».

И более того, вся жизнь этого мира (и также высших миров) зависит от (маленькой детали) Торы.

Однако не это есть сущность Торы. Сущность Торы это то, что она «совершенно едина с о Светом Бесконечного, Благословен Он, одевающийся в нее с полным единством». И поэтому, поскольку все миры как совершенное ничто перед Бесконечным, Благословен Он, также это и относительно Торы, и поэтому «не следует совершенно хвалить ее хвалой жизни всех миров, ибо как ничто считаются они[7]». Но — со стороны ее точки сущности, что она едина со Светом Бесконечного, Благословен Он, она включает  само собой все возможные достоинства и совершенство в мире, и через нее – притяжение жизненной энергии и т.д.

Однако, хотя все части Торы их некудо ацмис в том, что они едины с Ойр Эйн Сойф Борух Гу, тем не менее, в основном эта некудо выражается в учении хасидизма, что именно оно есть притяжение Эйн Сойф, находящегося в РДЛО

Ибо все части Торы, Эйн Сойф который в них, одевается в некоторый цийур, — цийур, определяющий и выражающий сущность этой части, и этот цийур — он часть этой части Торы (пшат, ремез, друш, сойд), он скрывает пшитус Эйн сойф, одевающегося в него, — сокрытие одеяния, которое как бы невозможно сменить. А учение хасидус, поскольку оно не ограничено каким-либо цийуром, и «цийурим», через которые раскрывается хасидус – «калвуш тахлифейм вейахалойфу», и поэтому оно включает все четыре части Торы Пардес Торы) и дает им жизнь, этот цийур не скрывает настоящим сокрытием, пшитус Эйн Сойф в нем.

Далет

Объяснение внутренней сущности учения хасидизма станет более ясно через объяснение внутреннего содержания  прихода Мошиаха, ибо «из награды ее (заповеди) постигнем суть ее», и поскольку через  (распространения источников) хасидизма «приходит господин» — это царь мошиах, то из постижения смысла прихода Мошиаха – награды, постигнем ее суть.

В приходе Мошиаха обновятся несколько и несколько высоких вещей. И как: избавление Израиля (и Шхины) из изгнания; выше этого: «будут Исроэл большими мудрецами и постигнут скрытые вещи, и постигнут знание творца их … наполнится земля знанием Б-га…»; и выше этого: изменение и обновление маасей берейшис[8]

(и то, что сказали «нет между днями Мошиаха и нынешними днями, но только порабощение царств», это только в начале времени прихода Мошиаха. Особенно в соответствии с тем, что сказано в раайо мегеймоно[9], что это сказано только в отношении амей гоорец[10], в отличие от мудрецов Торы;

аспект Элойкус который выше природы будет тогда открыт (что поэтому будут произносить имя Вс-вышнего как оно пишется, и во всем мире целиком будет открытие имени Гавайе – «был есть и будет одновременно» – выше времени и пространства, подобно открытию, что было в Храме.

И содержание этих вещей обновится не только в этом мире, но во всех мирах, ибо управление в высших мирах — в соответствии с управлением в этом мире, (и подобно установлению рош хойдеш[11] и праздников  (в которые притягивается дополнительный свет наверху), что это в соответствии со способом установления их внизу. И поскольку в приходе Мошиаха изменятся общая ситуация в мире и ее детали, то подобное же изменение будет также и в высших мирах.

Однако, после всего этого, все эти вещи, хотя и велики и многочисленны достоинство и возвышенность их – это лишь следствие от некудо ацмис Мошиаха.

Основной смысл Мошиаха – йехидо[12]. Как известно, что Довид удостоился уровня нефеш, Элиягу – руах, Мойше – нешомо. Одом горишойн[13] – хайо. И Мошиах удостоится йехидо.

Преимущество йехидо над четырьмя уровнями НарНаХ[14] ( в пяти уровнях души): четыре уровня  Нарнах — это частные уровни, а аспект йехидо — это сущность души, которая выше, чем ограничение частностей, в соответствии с ее именем, и вместе с тем, что от аспекта йехидо – эцем ганешомо – притягиваются (т.е. происходят) все четыре уровня нарнах, это не означает, что аспект йехидо определяется и ограничивается тем, что является источником и «общим» для этих «частей», — ибо слово «йехидо» указывает на единую сущность (ахдус пшуто[15]) отрицающую какое бы то ни было отношение к дроблению на части, также от гедер[16] источника деталей (как  известна разница между йехид[17] и эход[18]), но это некудо ацмис души, но от нее происходят[19] четыре аспекта нарнах).

И подобно тому, как в каждой и каждой отдельной душе, аспект йехидо — это аспект точки сущности души, также это в жизненной силе и душе всего порядка миров, что аспект йехидо в нем (аспект Мошиаха) – это сущность точки хайуса[20], которая выше, чем ограничение формы. И от этой некуды, происходят все частные достоинства, нарнах дихлолус[21].

Ибо эцем хайус он бесконечен. И бесконечность в нем не только в аспекте вечности, что он не схватывается[22] изменениями времени, ибо всякий эцем не изменяется

(Что это также одно из объяснений, почему в будущем мире будет вечная жизнь: сейчас, когда в мир притягивается лишь гиспаштус[23] гахайус, существует аспект смерти, ибо в гиспаштус ахайус возможно изменение, и даже прекращение и уничтожение,  в отличие от будущего мира, когда притянется сущность хайуса, ибо всякий ацми[24] неизменен.)

но также в аспекте качества и достоинства, что он совершенен полным совершенством, и поэтому. Когда раскроется в мирах аспект йехидо, и они будут жить от хайус ацми, они будут само собой на самой высокой ступени достоинства и совершенства.

Вов

Как говорилось выше, из награды ее (за распространение источников) хасидизма – прихода Мошиаха, узнаем ее сущность: все хидушим[25], которые обновило учение хасидизма в Торе, (включая приведение  части «сойд» в Торе к открытию[26]), в служении человека (поведение «больше чем требуется по закону» и изменение природы мидойс[27], во всем мире (пробуждение из обморока), это не отдельные хидушим, каждый из которых происходит сам по себе, но, что хасидизм это новый хайус, сущностный хайус от аспекта йехидо, и когда этот новый хайус притягивается в мир (общее учение хасидизма через Баал шем Това, Межеричского Магида и т.д.) и после этого учение хасидизма Хабад через «новую душу» — Алтер Ребе, освобождение которого мы сегодня празднуем, начали все вещи в мире жить новой жизнью, — сущностной жизненностью, и само собой обновились многие и многие вещи.

Заин

Также поэтому сравнивается учение хасидизма с маслом – разин дэ разин[28]:

Шемен – это «точка сущности», «квинтэссенция» всякой вещи. И отсюда следует, что само по себе оно отделено от всякой вещи (ибо, если бы у него было бы отношение к деталям, это не могло было бы быть некудас гатамцис свякой вещи), но оно в аспекте «ацми», и, поскольку оно ацми, оно находится во всякой вещи, ибо ацми находится всюду.

И эта идея, как и все идеи в пнимиюс Торы, выражается также в нигле Торы, вплоть до практической галахи: с одной стороны, масло не смешивается с другими жидкостями, а с другой стороны, оно проникает во всякую вещь.

И поэтому учение хасидизма сравнивается с маслом, ибо также в нем  есть эти два свойства: со стороны своей сущности – оно не смешивается ни с чем – сущность точки жизненности, которая выше, чем распространение, а с другой стороны – она распространяется и проникает в каждую вещь, как говорилось выше.

Хес

Хайус, который учение хасидизма вносит во все дела этого мира (малый мир – это человек, и мир – буквально), происходит из хайус, который хсидус вносит во  все дела Торы, и приходит посредством этого хайус, ибо все дела творения происходят из Торы и приходят через нее.

В Торе – четыре части – пшат. Ремез, друш, сод. И учение хасидизма вносит хайус в каждую из них. Что

Кроме того, что в учении хасидизма приходят объяснения различные вопросы во всех четырех частях Торы (что также это отрицает идею, что учение Хасидизма пришло объяснить только часть сойд в Торе) –

Изучение хасидизма вносит хайус в каждый и каждый вопрос (вво всех частях пардес в нем), который учат в Торе, что он «живет» совершенно по-другому, в хайус ацми. И этот хайус добавляет также ясность и глубину в понимании вопроса.

 

 

 

(сноска 53)

см. Тойрас Шолом начало стр. 172: «ди велт мейнт аз хасидус из а биур ойф каболо, дос из а тоус» (мир думает, что хасидус это комментарий на кабалу, это ошибка), и заканчивает там: «кабала это комментарий на хасидизм»



[1] Б-жественность

[2] «тайна»

[3] внутренняя часть сфиры «кесер» — «корона»

[4] Бесконечный

[5] (независимая) сущность

[6] моральные качества

[7] Танья, Кнтрос Ахаройн, Начальные слова «Довид, песнями ты их назвал»

[8] творение мира

[9] часть Зогара

[10] простые люди, не изучающие Тору

[11] новый месяц

[12] 5 уровней души – снизу вверх — нефеш – руах – нешомо – хайо – йехидо

[13] Первый человек

[14] сокращение: первые 4 уровня души

[15] простое единство

[16] гедер – «определение» = «ограничение». Определить – значит ограничить. Определить йехидо как «источник» для четырех следующих уровней – это значит ограничить ее

[17] единственный

[18] один

[19] «от нее происходят» и «является источником» — это разные вещи.  «Источник» подразумевает все же некоторую связь со своим порождением. Часто употребляется «корень и источник» отсюда видно, что на первый взгляд это близкие понятия. С другой стороны, «от нее происходит», означает, что происходит «само собой, без всякого участия со стороны того, благодаря кому это происходит.

[20] Жизненность, жизненная сила

[21] общие

[22] т.е. не определяется

[23] «распространение», противоположно «эцем», сущность

[24] сущностный

[25] новости

[26] Со стороны аспектов НарНах, человек все еще остается в своем мциюс, но только, что он служит своему творцу. И поскольку он в своем мциюс, то (алеф) его служение – ради гилуим (что, в общем, это идея поведения ал пи дин (по линии закона), ибо также в аспекте хайо есть некоторый мевукаш, (бейс) не изменяется природа его мидойс, но только, что использует свои мидойс для любви к Вс-вышнему и т.д., и в отличие от этого со стороны аспекта йехидо, он самоустраняется от своего мциюс полностью, и поэтому (алеф) нет никакого мевукаш в его служении – поведение «внутрь от линии закона» (бейс) изменяется также природа его мидойс (от гвуро к хесед и от хесед к гвуро)

[27] чувства

[28] тайны тайн