С Б-жьей помощью,
в дни селихот 5736 г.
Бруклин, Нью-Йорк.
Сыновьям и дочерям еврейского народа,
где бы они ни находились,
да пребудет с ними Всевышний,
Мир и благословение!
За несколько дней до начала нового года, в дни селихот, молений о прощении и милосердии, когда все аспекты месяца элул находят еще более глубокое выражение, и в дополнение к тому, что говорилось в письме от восемнадцатого элула, где указывалось, что сущность еврея связана с силой жизни, о которой написано: «А вы, приверженные ко Всевышнему, вашему Б-гу, вы все живы сегодня», -что достигается жизнью, соответствующей Торе Жизни, и исполнением заповедей, о которых написано: «И будет жить ими» -
нужно увеличить эту жизненную силу, приближаясь к Рош-Ашана, когда мы просим: «Вспомни о нас для жизни, Король, желающий жизни», – увели-'чить качественно и количественно, – а также и позднее, во время десяти дней покаяния, – в соответствии с выражением наших Мудрецов: «Оживляющий живых».
«Оживляющий живых» – так называют наши Мудрецы Всевышнего, ибо Он – источник Жизни. Это означает также, что живые (те, кто уже может быть так назван) получают от Него (Всевышнего, Творца всех) еще «душу к душе» и «добавочную душу» и т.д.
Но ведь сказано: «И ходи Его путями» – нужно следовать путям Всевышнего и развивать в себе Его свойства: «Как Он называется Милосердным, так и ты будь милосердным и т.п.» – как Всевышний одаряет нас всеми благами даром и в изобилии, так должен каждый еврей быть милосердным и т.п. То же самое следует сказать и в отношении свойства Всевышнего «Оживляющий живых». Каждый еврей должен оживлять живых, – вызывать к жизни силу жизни в живых евреях, причем не только усиливать в них жизнь (количественно), но делать так, чтобы в них возникла новая жизнь (качественно), чтобы изменение было столь же значительным, как если бы камень был оживлен.
А так как это – веление Всевышнего, ясно, что Он дает силы для того, чтобы это выполнить предельно совершенно.
И так как основное – конкретное действие, то и «оживление живых» должно выразиться конкретным образом, начиная с исполнения заповеди, предписывающей подавать милостыню бедным, что связано с жизнью – милостыня оживляет неимущего и его семью.
Самый простой смысл этого действия – сохранить жизнь бедного, но есть и более глубокий смысл, – когда бедный находится в тяжелом положении и не знает «откуда придет мне помощь», – тогда, если помогающий ему делает это охотно, доброжелательно и с открытым сердцем, он оживляет человека в гораздо более глубоком смысле.
И от милостыни вещественной к милостыне духовной – ведь известно, что корень и источник всего вещественного – в духовных мирах, откуда вещественное происходит и откуда оно черпает существование и жизненные силы.
О милостыне в духовном смысле, в смысле «оживления живых», наши Мудрецы сказали: «Тот, кто учит Торе сына друга своего, как бы родил его». А ученики названы сыновьями.
Имеется здесь в виду ученик не только по возрасту, но и взрослый человек: он – ученик, так как изучает Тору и заповеди.
Заповедь о духовной милостыне налагает обязанность на каждого еврея, мужчину и женщину, создавать условия для того, чтобы все евреи, от малого до великого, изучали Тору и исполняли ее заповеди.
И благодаря милостыне вещественной и (в еще большей степени) благодаря духовной милостыне -ведь в милостыне, оказании помощи отражено содержание всех остальных заповедей – еврей становится «оживляющим живых» в самом реальном смысле.
* * *
Основа духовного служения еврея, как по отношению к самому себе, так и по отношению к своему окружению, (а эта основная форма служения в целом охватывает все три основания: изучение Торы, молитву и несение помощи, а также покаяние, возвращение ко Всевышнему – что имеет особую связь с этими днями года) — выражена великим правилом Торы: «Люби ближнего своего как самого себя». В свете сказанного это означает, что во всех видах духовного служения, и прежде всего во всеобъемлющей заповеди любви к ближнему, должно найти свое выражение «оживление живых». Все это должно делаться с такой душевной силой, теплотой и энтузиазмом, чтобы этим проникались души всех, к кому вы обратитесь, и они в свою очередь также станут «оживляющими живых», чтобы и они давали, по выражению наших Мудрецов, плоды и плоды плодов, захватив все концы мира, так, что станут наконец, как написано: «живы все сегодня».
* * *
И да будет воля Всевышнего, чтобы это духовное служение, проникнутое все возрастающей силой жизни и светом, как упоминалось выше, умножило еще более благословения Того, чье Имя благословенно, Он же беспределен и беспредельны Его благословения.
И да будет каждому вместе со всем еврейским народом добрая запись и подпись на новый год, наступающий для нас и для всего Израиля, неся добро и благословение.
И да будет живо во всех и исполнено то, что написано: «Мы славим Тебя, Всемогущий, мы славим Тебя, и Имя Твое всегда близко к нам для защиты нашей и помощи нам, и мы, как и отцы наши, провозглашаем чудеса Твои».
С уважением и благословением
доброго и светлого года
в материальном и в духовном отношении,
М. Шнеерсон