9862
Т. 26
24 адар алеф 5730
Бруклин, Н.Й.
Раву Адину Штейнзальцу
Мир и благословение!
…
По поводу Вашего вопроса об участии в межрелигиозном диспуте в отношении х-нства и т.д. – учитывая смешение мозгов и ужасающее размывание всех понятий в нашу эпоху – я считаю это совершенно недопустимым.
И я аргументирую это тем, что даже если предположить, что в Вашем участие в этой встрече нет никакого опасения ни с какой стороны – в подобных случаях не так важно, что имели в виду участники встречи, и тем более – не так важно, что имел в виду лектор, но – реакция общества, включая не только непосредственных участников встречи, но также общество, которое услышит о встрече, непосредственная реакция, и, как мы видели практически также в США…
И непосредственным следствием из этого будет, что каждый решит, что он достоин той тоги, задумываться над такими вещами, и обсуждать их, и также выносить решение. И это – открытая дверЬ, и даже не дверь, а большой пролом в стене. Что кроме того, что тот, кто занимается подобными вопросами – нарушает явный запрет Торы (Рамбам, законы идолопоклонства, гл. 2, галаха 2), кроме того, я видел своими глазами и убедился, что такое занятие книгами и вопросами и т.д. – приводит к смешению понятий, и из-за отсутствия знаний приходят к ложным и неверным выводам, и вплоть до мнений, противоречащих вере, и не замечает даже, что он не только один сошел с пути, но "и сошли вы…"
Вышесказанное сохраняет свою силу, даже если бы была польза от таких встреч и дискуссий, тем более и тем более, что до сих пор я не видел и не нашел никого, кто бы приблизились через это больше к делам еврейства, нашей святой Торы и ее заповедей, и см. Рамбам, галаха 3.
Несомненно, для Вас излишне подчеркивать, что поскольку идет речь о вопросе деорайта, и из трех вещей, о которых сказано "будет убит, но не нарушит", даже если бы речь шла об абизрайгу и софек – тем не менее, следует устрожить в этом, и тем более и тем более, что мы видели последствия подобных встреч, и это уже вышло из рамок сомнения.