בס"ד
Т. 16
6014
[25 тейвес 5718]
В ответ на Ваше письмо от 20 тейвес, меня очень удивило что, по-видимому, Вы пали духом, получив мой ответ. Хотя, несомненно, Вам известно приказание Баал Шем Това в отношении любви к ближнему, и, по выражению Алтер Ребе, что "люби ближнего как себя самого" это сосуд для "люби Вс-вышнего Б-га твоего", и известен ответ на вопрос, что раньше. И нет такого места, где можно найти примение любви к ближнему, как в области воспитания в чистоте святости[1]. И в особенности те, кто по той или иной причине, служили в армии, ибо дети относятся к ним с особым уважением и любовью, как это видно невооруженным взглядом.
И я надеюсь, что Вы признаете, что упадок духа приходит со стороны дурного начала, а не от моего ответа, хас вешолом. И само собой, следует бороться с этим всеми силами, ибо это и есть "дурень Марко", вся цель которого – "делать сварку[2]", и как поется в известной хасидской песне.
В отношении визита сюда, ясно, что это совершенно не исключено, хас вешолом. Но было бы правильно, чтобы Вы приехали сюда с "имуществом" (и в действительности, чтобы это было "великое имущество"). Т.е., когда Вы уже будете работать в области воспитания, о котором шла речь, и проработаете в этом некоторое время. И еще – что тогда поездка и Ваш визит здесь – это не только в отношении Вас лично, поскольку Вы берете с собой детей, если не физически, то духовно. И ясно, что по возвращении это окажет воздействие также физически. Но пока нет никакой связи между Вами и Вашими будущими учениками.
И было бы очень хорошо, если бы все те, кто приезжали сюда в прошлом, и все те, кто хотят поехать сейчас – сознавали бы эту истину, и великое различие в поездке двумя упомянутыми способами, и ясно, что Вы можете распространить это, и также от моего имени, хотя иногда в самых простых вещах требуется объяснять и растолковывать, и все еще – нет уверенности, что объяснение будет принято, и будет сделан правильный вывод.
[1] Традиционное еврейское образование без изучения светских предметов
[2] "Эй ты дурень Марко, что ты едешь на ярмарку, не купляешь не продаешь, только робишь сварку". Популярная хасидская песня, объясняемая в том смысле, что "Марко" – это дурное начало, от которого нет никакой прибыли "не купляешь не продаешь", а только "сварка" – "ссора"