Йехи гамелех 467
11 нисана 5736
Заин
Истинный и основной смысл "свободы" у человека – зависит от его внутреннего самоощущения и поведения, и в очень малой степени – зависит также от внешних факторов, т.е., условий и вещей которые вокруг него – вне его.
[Более подробно:] еврей может находится в Мицраим, и работать на каторжной работе, но если он будет знать и чувствовать – когда он приходит к себе домой – что единственный баал габайис над ним – это Вс-вышний, и то, что фараон, царь Египетский может заставить его работать каторжной работой – это не фараон, царь египетский заставляет его, но – когда Вс-вышний хочет испытать еврея, он берет топор, палку или плетку, но это только "как топор в руках рубящего" – Вс-вышний проверяет, выстоит ли он в испытании, и будет ли он тверд в своем еврействе – тогда изгнание – это не настоящее изгнание!
И например: когда человек причиняет самому себе огорчение, и ограничивает себя – мы видим, что это не есть истинное ограничение, поскольку это зависит от него самого – он сам решил сдержаться и не делать так, как он хочет, по какой бы то ни было причине, и сразу он замкнул себя в этом месте, и в этой работе, но тем не менее – человек остается сводобным, поскольку в любую секунду он может изменить свое решение, и пойти туда, куда он хочет, и делать то, что он захочет, и тогда действительно будет у него чувство, что это свобода а не рабство.
И также – в нашем вопросе: ведь есть обещание "сегодня, если будете слушать Его голос", и Гемора говорит в Сангедрин, что это зависит от еврея, когда он решит вести себя таким образом, чтобы "слушать Его голос", и, как говорит Рамбам, "Израиль делают тшуву, и немедленно они избавляются"! И поэтому – это не настоящее изгнание, но "маскировка" изгнания, которая предназначена для того, чтобы испытать сынов Израиля, и увидеть, что они не страшатся, и держатся за Вс-вышнего и за свое еврейство, и у них находится ключ, чтобы уничтожить все изгнание (как в вышеприведенном примере).
И даже если по какой-либо причине это не будет достигнуто, тогда – как говорилось выше – даже когда еврей находится в изгнании, он знает, что его душа никогда не уходила в изгнание, и галут – не хозяин над ней, и как известные слова Ребе Рашаба, т.е., что в вопросах еврйества изгнание не способно ничего изменить, поскольку это вещи, которые относятся к душе (но только она делает это посредством тела).
И когда делают душу – основным, а тело – второстепенным, тогда еврей понимает, что он свободен, поскольку для него основное – это голова, а не ноги, и в голове ведь властвует душа, и также в сердце властвует душа, и само собой – они свободны, поскольку душа никогда не уходила в изгнание.
Хес
[…]
И в этой есть указание для каждого еврея:
Даже когда находятся в изгнании, и даже в двойной и удвоенной тьме изгнания, когда еврей решает начать готовиться в "времени свободы нашей", к празднику Песах кашерному и веселому – тогда Вс-вышний помогает ему, и испытания и трудности уменьшаются и уходят, и Вс-вышний помогает ему, чтобы не только он приготовился для себя самого, для своей семьи или для своих родственников, но чтобы он помог также другому еврею готовитсься к празднику Песах, чтобы он был кашерным и веселым, посредством "моойс хитим", и т.д., и также – посредством распространения еврейства – тем, что он сообщает законы Песах всюду, куда он способен достичь, тем, кто еще не знает, и когда они подготовятся также кошерным образом – тода Песах будет кашерным и (также) веселым.
И тогда он совершенно выходит на свободу в духовности еще в последние дни изгнания, и после этого личная свобода одного человека соединяется с вторым евреем и с десятым евреем, вплоть до тысяч и десятков тысяч евреев вместе, и приводят "Израиль избавляется немедленно" – свобода всего еврейского народа от всех путающих аспектов, так, что смогут завершить в покое последние секунды изгнания, и выйти навстречу праведному Мошиаху, с наступлением истинного и полного избавления, как обещано "в нисане будут избавлены".