Шмини 5726

Йехи hамелех 619

Алеф

В комментарии на стих: "и вышел огонь от Вс-вышнего и пожрал их…" Раши приводит слова "и вышел огонь" и объясняет: "рабби Элиэзер говорит: 'не умерли сыны Агарона, но только из-за того, что учили закон в присутствии Мойше, их учителя…'"

… Указание для каждого и каждого из этого комментария Раши в служении человеку в соответствии с "вином Торы":

Есть такие, которые утверждают (наверное, не на этом собрании): для чего вообще нужен Ребе?

И как известно письмо Ребе Рашаба по этому поводу, что есть такие, которые утверждают, зачем вообще нужен "посредник" между ними и между Вс-вышним? Он сам – ученый, талмид хахам[1], и он сам достаточно "велик", чтобы заниматься с Вс-вышним напрямую, без посредников, и он не нуждается в Ребе!..

Если есть у него вопрос в Галахе – на это есть у него Гемара. И если Гемара слишком длинная – то есть у него Шулхан Арух с ясной галахой, "баэр hейтев" и т.д. И то, что трудно с йирас шомаим[2] (как ее добиться?) – на это есть Рамбам, "Ховат аЛевавот", и еще много книг. Для чего ему нужен Ребе? – У него и так есть все, что ему нужно!

- Весь мир – это Вс-вышний и он сам, и больше ничего. Это все, что существует: Вс-вышний – "йеш амити[3]", и он сам – "йеш нивро[4]", и "аин[5]" между ними – между ними нет ничего!

И он говорит еще, что возможно, перед Дарованием Торы и до постройки Мишкана еще нужен был Мойше рабейну, поскольку только Мойше мог получить Тору с Синая, "Мойше получил Тору с Синая", и именно он мог поставить Мишкан и привлечь "вешоханти бесойхом[6]" - опустить Шхину – на землю,

[Как подробно объясняется в маамаре hилуло, что (после того, как удалилась Шхина на седьмое небо, посредством грехов), пришли шесть праведников, и опустили Шхину до первого неба, и только Мойше рабейну (который был седьмым) добился "вешоханти бесойхом" и опустил Шхину с первого неба на землю]

Но после Дарования Торы – уже есть у него самого вся Тора, и ему никто больше не нужен, у него есть "Тора и Вс-вышний", и он сам "Исроэл" - так, что есть уже "Исроэл, Тора и Вс-вышний – одно целое" и кроме этого ничего нет!

Бейс

На это есть указание из комментария Раши, что рабби Элиэзер приходит и говорит, что это вообще началось не сегодня – ибо "так уже было всегда" – начиная с Надава и Авигу:

Хотя Надав и Авигу находились на очень высокой ступени, настолько, что Мойше рабейну сказал Аарону: "Они больше, чем я и чем ты", и Вс-вышний назвал их "близкими Мне", и тем не менее – за то, что "указывали Галаху в присутствии своего учителя Мойше" - за это они были наказаны самым страшным наказанием, за то, что у них не было подобающего "битуль" к учителю.

И поэтому Раши приводит имя автора этих слов: "рабби Элиезер":

Про рабби Элиезера рассказываются удивительные вещи – о том, как велики были его сила и его мудрость в Торе. И тем не менее, сказал рабби Элиезер: "тот, кто говорит слово, которое он не слышал от своего учителя – приводит к тому, что Шхина удаляется от Израиля".

И Гемара рассказывает про рабби Элиэзера, что когда пришли, чтобы спросить его мнение в определенном вопросе, то несмотря на то, что он был как сама Тора, когда она была дана с Синая, и вплоть до того, что сказали, что камень, на котором он сидел – это гора Синай, тем не менее, сказал рабби Элиезер, что он не может ответить, "поскольку никогда в жизни он не говорил чего-либо, что он не слышал от своего учителя", и "тот, кто спорит со своим учителем – подобен тому, кто спорит с Шхиной".

Это означает, что несмотря на то, что это уже было после Дарования Торы, тем не менее, говорят, "подобен тому, кто спорит с Шхиной", поскольку также после дарования Торы нуждаются в "онойхи оймед бейн Гашем увейнейхем, леhагид лохем эс двар Гашем[7]" - это должно быть с помощью посредника, Ребе, и если нет – то это "как тот, кто спорит с Шхиной", и следует обратить внимание на слово "холек" - не только ему не хватает чего-то, но он холек – отделен совершенно от Шхины и от Вс-вышнего!

И если так – как возможно, чтобы у него была Тора без Ребе?!

- Ибо кто есть у нас больше, чем Надав и Авигу, и тем не менее – это был весь их грех, "не умерли сыны Агарона, но только за то, что указывали Галаху перед их учителем Мойше", и до такой степени, что это касается не только их самих, но приводит к противоположности идеи раскрытия Шхины в Израиле.

Гимел

И так это в каждом и каждом поколении, в каждый и каждый год и каждый и каждый день – что "тот, кто говорит нечто, что он не слышал от своего учителя – приводит к том, что Шхина…", ибо, если у него нет Ребе – невозможно, чтобы у него была Шхина!

И ведь в каждом поколении есть один, который как Мойше рабейну, который сказал про себя самого "Я стою между Вс-вышним и между вами", и если кто-либо не подчиняется ему, и не устраняет себя перед ним – то даже если он будет праведником как Надав и Авигу, про которых Раши говорит, что они были как "бен баис" у Вс-вышнего, тем не менее, поскольку они сделали нечто – хотя это было хорошее дело – но без того, чтобы спросить их учителя – Мойше – постигло их наказание смертью, и это подобно тому, как "спорить с Шхиной".

И это относится к каждому и каждому, до такой степени, что Раши вставляет это в свой комментарий в "пшутой шел микро[8]", и учат это даже с детьми в хедере.


[1] Мудрец Торы

[2] Б-гобоязненность

[3] "Есть" истинное

[4] "Есть" сотворенное

[5] "Ничто"

[6] "Я пребывать буду среди них" (Трумо 25, 8)

[7] "Я же стоял между Господом и вами в ту пору, чтобы огласить вам слово Господне" (Воэсханан 5, 5)

[8] буквальный (простой) смысл Писания

Запись опубликована в рубрике: .