Жить вдохновенно | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Жить вдохновенно. Пурер, Н.. Таргум
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Жить вдохновенно. Пурер, Н.. Таргум

Жить вдохновенно. Пурер, Н.. Таргум

Жить вдохновенно. Пурер, Н.. Таргум
Автор: Пурер, Н.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Таргум
Год издания: 2201
В этой книге рав Татц показывает, как знание глубинных идей и принципов Торы, особенностей ее подхода помогает раскрыть повседневные явления нашего бытия. Татц анализирует с читателями жизнь в целом и отдельные испытания, сопутствующие ей. Все - личные отношения, неожиданные ситуации, даже жизненные проблемы и сомнения - может стать трамплином к вдохновению.

Рабби Татц ярко высвечивает отдельные глубинные идеи еврейской философии. Его удивительная способность связывать эти идеи с повседневными явлениями и проблемами вызывает неизменный интерес у людей во всем мире. Эта книга раскрывает новые грани бытия, освещает путь к духовным вершинам жизни.

Раввин и доктор медицины Акива Татц вырос в городе Йоханнесбурге, Южная Африка. Он выступал с лекциями в разных странах по вопросам еврейской философии и медицинской этики. Несколько лет преподавал в иерусалимской иешиве "Ор Самеах". Его первая книга "Анатомия поиска" ("Anatomy of Search") представляет собой документальный сборник личных, порой драматических историй о молодых людях, сменивших светский образ жизни на мир Торы. Еще одна книга рава Татца "Маска вселенной" ("Worldmask"), посвященная скрытой, духовной реальности и ее взаимодействию с нашим материальным миром, вышла в 1999 году в русском переводе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
I. Схема жизни
    1. Высшая схема
    2. Вдохновение и разочарование (или почему хорошие времена так быстротечны)
    3. Смех
    4. Испытание и чудо
    5. Сомнение и уверенность
    6. Корень зла
    7. За пределами астрологии
II. Структура разума
    8. Молчание
    9. Желание
    10. Интеллект и воображение
    11. Красота и источник стыда
III. Структура времени
    12. Время
    13. Начни сначала - Рош а-Шана
    14. Быстрее времени – Песах
    15. Счет дней, сотворение времени - "Сфират а-омер"
    16. Реальное существование - Шаббат
IV. Спасение
    17. "Эмет" и "эмуна" - правда и вера
    18. Машиах и спасение
Список имен и терминов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящей книги состоит в том, чтобы дать людям заряд вдохновения, душевного подъема, насколько это вообще возможно. Наше поколение находится в плену тревог и страхов. Эти эмоции вызваны, как правило, экзистенциальными причинами - отсутствием ориентиров и цели в жизни. Большинству современных евреев не хватает элементарных знаний о Торе, ее структуре и отношении к нашему миру. Когда у тебя нет четкой системы ориентиров, кажется, что в мире нет порядка, что в нем царят хаос и произвол. Невозможно обрести внутренний покой и тем более безмятежность, если твоя эмоциональная и интеллектуальная жизнь построена на зыбучих песках.

Хотя многое в этом мире недоступно нашему разуму, кое-что мы все же в состоянии понять. Тора дает основу и стабильность в оценке жизни в целом и особенно в периоды жизненных проблем и преодолении невзгод; она организует и наполняет смыслом наше бытие. Чтобы не бояться непредсказуемых житейских травм, вырваться из вакуума безысходной тревожности, надо стремиться к постоянному духовному росту, твердо придерживаясь убеждения, что все на свете имеет причину и значение, что в конечном счете каждое мгновение жизни изначально осмысленно и обладает собственной космической значимостью. Такой подход к жизни является залогом счастья.

В первой главе этой книги содержится описание одной фундаментальной темы, в которой заложена глубинная мудрость Торы. Слова слишком грубы и примитивны; на самом деле, даже нет слов, способных выразить эту чистую абстракцию. Читатель должен обладать особой проницательностью, чтобы прочитать между строк ту сокровенную идею, которую невозможно выразить словами. (Эта мысль будет отдельно рассмотрена в одной из следующих глав.) Глубинная мудрость хороша тем, что, как только мы усвоим ее, нам вдруг начинает казаться, что мы знали ее всегда. "А-эмет эд леацмо" - "Правда свидетельствует за себя". В данном случае "правда" - это кодовое обозначение внутренней правды, которую не надо учить, а надо только признать. Всякая глубинная мудрость – это просто описание того или иного аспекта реальности.

Цель настоящей книги состоит не в том, чтобы научно исследовать сферу мистики, а в том, чтобы обозначить места, где глубинные законы проявляют себя в реальности, особенно в наших повседневных событиях и проблемах. Поэтому в первой главе формулируются только самые общие принципы той схемы, которую мы будем систематически применять.

В последующих главах будут проанализированы - с использованием той же базовой структуры и ее принципов - важнейшие сферы нашей жизни, как внутренней, так и относящейся к нашим контактам с внешним миром. Одного лишь ясного понимания, что вся наша жизнь опирается на фундаментальные общие принципы, вполне достаточно для выработки в себе веры, "эмуны", для постижения Единства реальности. Глубокая "эмуна" не даст развиться неотступной экзистенциальной озабоченности и стойкому чувству тревоги; она не позволит нам мучиться страхами, бессмысленно метаться от одной неприятности к другой. Усвоив этот принцип, мы откроем для себя путь к внутренней безмятежности и гармонии. "Эмуна", ощущение счастья и вдохновляющее чувство причастности являются теми инструментами, которые необходимы для перестройки своей жизни, для достижения духовного величия.

Хочу предупредить, что в каждой главе представлена какая-то центральная тема или концепция. Каждая из них необходима для полного усвоения всех других концепций, поскольку все эти концепции создают в совокупности основу для духовно наполненной жизни. Поэтому, если вы хотите усвоить предлагаемый материал, вам следует внимательно прочесть каждую главу, постоянно сохраняя в голове другие прочитанные главы и размышляя над их содержанием. Чтобы добиться такого результата, мы советуем вам прочесть эту книгу дважды от начала до конца.

Фрагмент из книги:

ГЛАВА 3. СМЕХ

Теперь мы подробнее рассмотрим переход от испытания к спасению. Для наглядности изучим эту тему на примере смеха, разберем его глубинную философию, ибо с точки зрения мистики, реакцией на спасение от неминуемой трагедии является именно смех.

Чтобы усвоить это положение, мы должны знать один важный факт: физический мир строится на фундаменте из более глубинных сил. В нашем мире каждая вещь, каждое явление является точным отражением своего источника на более высоком уровне. Именно с этих позиций мы сможем понять, что собой представляет духовный мир. Хотя у нас нет органов чувств, которые позволили бы установить прямой контакт с этим миром, понять его можно другим путем: достаточно усвоить суть физического мира и затем использовать его структуры со всеми деталями для понимания духовного мира. На самом деле, единственный путь к постижению духовности лежит через физическую среду. Эту идею лучше всего проиллюстрировать на наших отношениях с другими людьми. Когда кто-нибудь говорит или делает нечто важное, значительное, вы эмоционально откликаетесь, но не вслух, а внутри себя. В этот момент вас интересует мнение, которое он высказывает, или его чувства к вам. Вы думаете о том, как это мнение или эти чувства отразятся на ваших с ним взаимоотношениях. Но вы не следите за движением его губ и сокращением лицевых мышц, изображающих мимику, хотя в физической среде происходят именно эти движения и сокращения . Другими словами, в этом случае мы автоматически придаем физическим явлениям более глубокую трактовку. Проникнуть в мысли другого человека, понять его характер мы можем, только исследуя его мимику и телодвижения, однако, мы делаем это бессознательно, не затрачивая усилий.

Искусство духовной жизни заключается именно в таком постоянном использовании скрытого, но весьма эффективного "механизма переключения" применительно ко всему физическому, в способности увидеть внутренним зрением более глубокий уровень, скрытое значение предметов и явлений материального мира.

Поэтому для понимания какой-либо духовной идеи нам нужно сначала проанализировать ее отражение в физической среде. Теперь зададим вопрос. Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?

***

Исследование смеха показывает, что чаще всего его вызывает неожиданное и резкое сближение противоположностей. Когда процесс движется в одном направлении и вдруг круто меняет курс на противоположный, это вызывает смех. Чем резче контраст, чем больше напряжение перед изменением и чем "круче" это изменение, тем интенсивнее, громче смех. Как ни странно, такой смех возникает, даже если наблюдаемые события или процессы по сути своей вовсе не смешны: например, когда смеются над жертвой грубой шутки, такая реакция в высшей степени неуместна, однако она неизбежна. Почему же так происходит? Когда вы видите важного, самодовольного толстяка, который уверенно шагает по улице и вдруг падает, поскользнувшись на апельсиновой кожуре, это вовсе не смешно, но даже те, кто участливо спешит ему на помощь, не могут сдержать улыбку. В чем причина этого странного феномена?

Дело в том, что реальный, духовный смех представляет собой космическую реакцию на реальное изменение. Эта мысль выражена в следующих "песуким", стихах из Торы. "Аз йемале схок пину" - И тогда наши рты наполнятся смехом: "тогда", но не сейчас. Согласно Галахе, мы не можем, не должны смеяться самозабвенно, от души на сегодняшнем историческом этапе, пока боль изгнания еще мучает нас. Но когда придет спасение, беззаботный смех будет вполне уместен. Еще удивительнее звучит стих из "Мишлей" (Притчи царя Шломо), воздающий хвалу доблестной и праведной еврейской женщине: "Ваисхак ле-йом ахарон". Образцовая еврейка "будет смеяться в последний день"? Смеяться в день своей смерти?! Трудно представить себе такую сцену. Но ведь переход из земной жизни в жизнь вечную, когда перед тобой открывается вся реальность, вся правда, это действительно счастливейшее событие! "Доблестная" женщина, правильно подготовленная к этому переходу и наделенная духовной силой, наверняка почувствует в этот момент "симху", радость. Именно женщина! Поскольку в отличие от мужчины она изначально обладает величием духа, позволяющим ей быть источником другой жизни. Именно женщина может глубоко и правильно понять счастье реализации жизненного потенциала.

***

Теперь заглянем глубже. Какое изменение в плоскости духа порождает восторг духовного смеха? Это изменение выражается в переходе от тяжелого испытания к спасению, избавлению. Когда глубокий кризис сменяется неожиданным и, по существу, невероятным спасением. Когда вы не видите никакого выхода из кризиса, вас охватывает безысходное отчаяние, и вдруг в ту самую минуту приходит спасение, смех почти неизбежен. Мы учим это на примере Авраама и Сары. Когда у них родился поздний и единственный ребенок, продолжатель их миссии, следующее звено в династической цепочке, из которой вышел еврейский народ, Авраам был очень стар. Сара тоже давно миновала детородный возраст. Талмуд сообщает, что она была изначально, физиологически бесплодна - у нее не было матки. И когда этим двум старикам, начисто лишенным естественной возможности иметь детей, вдруг сообщили, что у них родится сын, они рассмеялись. Но мальчик действительно родился, получив от Б-га имя "Ицхак" - "он рассмеется". В этом имени, в этой судьбе сосредочена вся история еврейского народа. Мы всегда начинаем на грани возможного.

Когда Ицхак вырос, отец получил указание принести его в жертву. Но состоялось ли жертвоприношение ? В физическом смысле Ицхак был спасен в последнюю секунду, сошел с жертвенника целый и невредимый. Но более глубокая мудрость гласит устами Творца: "Прах Ицхака лежит передо Мной" - в духовном смысле он был принесен в жертву. Вот одно из объяснений этого парадокса: после своего жертвоприношения Ицхак жил сразу в двух мирах: физически – здесь, и духовно - в трансцендентальной реальности. Мистики вновь обращают наше внимание на его имя: слово Ицхак, если перегруппировать его ивритские буквы, составит выражение "кец хай" - "конец (смерть) при жизни", или точнее: "Мир грядущий еще при жизни". Человек, имя которого обозначает "смех" (в Торе каждое имя выражает реальную сущность), пребывает сразу в двух мирах; он живет в мире трудных испытаний, вокруг него аура мира спасения. Такова в основе своей историческая судьба всего еврейского народа.

***

Рамбам объясняет, что эту идею лучше всего выражает рождение ребенка. В таинстве и чуде рождения наглядно проявляются силы резких перемен, действующие на стыке обоих миров. Ярчайшим примером такого перелома от тягот к радости, от испытания к избавлению могут служить ощущения матери. Беременность развивается постепенно и предсказуемо. Затем, как и в большинстве других испытаний и кризисов, вдруг начинаются предродовые схватки, несопоставимые по своей тяжести с ощущениями в предыдущие месяцы. Эти схватки сами по себе никак не похожи на процесс зарождения новой жизни: если бы мы не имели представления о физиологии человека и процессе родов, то, впервые увидев предродовые муки роженицы, вполне могли бы подумать, что с женщиной происходит что-то ужасное. Но вот, в самый разгар родовых схваток, когда муки и страдания женщины доходят до предела, на свет появляется ребенок. Лишь тогда становится ясно, что все это было ради новой жизни, а не наоборот, смерти.

На еще более глубоком уровне иллюстрацией к изучаемому нами принципу может служить начальная стадия жизни ребенка. Неродившийся младенец живет в среде, к которой прекрасно приспособлен - плавает в жидкости; кровообращение и другие элементы его физиологии полностью соответствуют внутриматочному периоду развития. Легкие свернуты и бездействуют, кровь циркулирует, минуя легкие; в сердце младенца, в отличие от сердца взрослого человека, выходы расположены между полостями. Короче, организм зародыша имеет много радикальных отличий. Более того, физиологические особенности, обеспечивающие жизнедеятельность плода в специфических условиях материнской утробы, могут стать причиной гибели уже родившегося ребенка. Иначе говоря, свойства, жизненно необходимые там, смертельно опасны здесь: воистину перед нами столкновение противоположностей.

И вот начинаются роды: ребенок, целиком приспособленный к одним условиям, резко перемещается в другие. Смерть стоит от него в двух шагах , ведь плод обладает лишь теми свойствами, которые помешают ему выжить. И тогда происходит чудо: всего за несколько судьбоносных минут картина резко меняется! "То, что закрыто, открывается, а то, что открыто, закрывается", - написано в Талмуде. Легкие почти мгновенно раскрываются и начинают дышать; одновременно меняется кровообращение - его маршрут проходит теперь через легкие; кровь, которая только что хлестала из пупочных сосудов, вдруг останавливается, как будто сосуды резко сузились. Ребенок оживает в этом мире, вполне приспособленный к новой среде своего обитания.

Рождение - это символ всех трансформаций. Феномен появления на свет нового человека учит нас быть восприимчивыми к другим кардинальным изменениям, понимать их природу. Рамбам приводит в пример это явление, чтобы показать реальную основу нашей веры в существование перехода из одного мира в другой: хотя с этой стороны великого раздела мы видим только переход от жизни к смерти, каждый из нас может понять более глубокую истину, фундаментальную в нашей религии: на самом деле смерть ведет не в тупик, а к новой жизни, существующей на другой стороне раздела. Так происходит чудо переворота: "Ваицхак ле-йом ахарон" - "Она будет смеяться в последний день".
Жить вдохновенно. Пурер, Н.. Таргум
Жить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. ТаргумЖить вдохновенно. Пурер, Н.. Таргум