Две истории сотворения мира | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Две истории сотворения мира. . Маханаим
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Две истории сотворения мира. . Маханаим

Две истории сотворения мира. . Маханаим

Две истории сотворения мира. . Маханаим
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Маханаим
Год издания: 1999

Часть 1 Адам
Анализ и комментарий к 1-3 главам Книги Бытия

СЕРИЯ КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ К ТОРЕ"

 Фрагмент из книги 

ГЛАВА 1. ВОПРОС О СОТВОРЕНИИ МИРА -СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И НАУЧНОГО ПОДХОДОВ
Я хотел бы прежде всего отметить, что вопросы, рассматриваемые в первой главе, представляются сегодня довольно тривиальными и уже много раз обсуждавшимися; но поскольку мне приходится все равно начинать с них каждый курс лекций о Книге Бытия — я все же решил включить их в данную книгу.
Тех читателей, для которых рассматриваемые вопросы очевидны - приглашаю сразу перейти ко второй главе книги.


1.1. Сколько лет миру - постановка проблемы
Один из первых вопросов, который зачастую возникает у людей, начинающих знакомиться с иудаизмом и Библейским Текстом, является вопрос о согласовании научных представлений о происхождении Вселенной с рассказом Торы о Сотворении мира. Прежде всего здесь ставится вопрос о хронологии. Согласно традиционному еврейскому религиозному подходу, от момента Сотворения мира Богом прошло к настоящему времени менее 6 тысяч лет (например, 1998/9 год н. э. является 5759 от Сотворения мира по еврейскому летоисчислению). В то же время наука, с помощью различных методов датировки, оценивает возраст многих ископаемых предметов в миллионы и сотни миллионов лет, т. е. считает, что наш мир значительно старше. Согласно наиболее распространенной сегодня научной концепции - теории "Большого взрыва" - возраст нашего мира оценивается примерно в 15 миллиардов лет.

Как мы можем разрешить это противоречие? Или, формулируя эту же проблему на личном уровне: как, являясь человеком религиозным и оставаясь в то же время человеком науки, я могу согласовать в себе эти два, казалось бы, взаимоисключающих взгляда?

Для начала хотелось бы заметить, что, по моему глубокому убеждению, всякое настоящее противоречие - и, в частности, противоречие между "научным" и "религиозным" взглядом на мир - не должно просто так сниматься. Есть много способов, о которых я упомяну ниже, дающих возможность логически разрешить это противоречие, т. е. придумать некоторую более или менее стройную логическую схему, способную устранить расхождение. Однако, мне кажется, главное - не в устранении самого противоречия, а в осознании его сути и умении человека извлечь для себя из этого противоречия более глубокое понимание устройства мира. Но об этом - дальше.

1.2. Первый технический вариант решения - "мир создан старым" (т. е. "взрослым")

Одним из простых способов убрать противоречия между 6 тысячами лет существования мира по Торе и миллиардами лет в концепции науки является, например, идея о том, что "мир был создан старым". Т. е. что мир был создан менее 6 тысяч лет назад, как это говорит Тора, но он был создан уже взрослым. Поэтому, когда мы сегодня пытаемся провести экстраполяцию в прошлое, то нам кажется, что миру много миллиардов лет. Иными словами, "биологический" возраст мира может значительно превышать хронологический.

В Торе есть явные основания к такому подходу. Действительно Адам, в день, когда он был сотворен, в Саду Эденском является нам сразу взрослым человеком. В Торе нигде не видно, чтобы Адам был создан младенцем, и поэтому, если бы какой-нибудь врач попытался определить биологически возраст Адама в первый день его существования, он должен был бы признать, что поскольку Адам уже взрослый, то он прожил, допустим, уже 20 лет, (именно такую оценку биологического возраста Адама в день его сотворения дает мидраш Берешит Раба). При этом
известно, что Адам был только что сотворен. Итак, хронологически Адаму один день, а биологически - 20 лет.

Две истории сотворения мира. . Маханаим
Две истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . МаханаимДве истории сотворения мира. . Маханаим