Евреи Крыма - Очерки истории | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Евреи Крыма - Очерки истории. .
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Евреи Крыма - Очерки истории. .

Евреи Крыма - Очерки истории. .

Евреи Крыма - Очерки истории. .
Автор:
Переводчик:
ISBN: 5-88711-013-9
Издатель:
Год издания: 1997

Сборник статей, предмет исследования в той или иной мере связан с историей евреев Крыма. Статья Е. Соломоник посвящена древнейшим еврейским поселениям на территории Крыма, в статье А. Герцена и Ю. Могаричева рассматривается история крепости Чуфут-кале. Статьи В. Шполянского посвящены истории евреев Крыма в XIX в. Статья С. Лейбина рассматривает еврейские памятники различного времени. Большая часть остальных работ посвящена истории евреев в XX в.


Фрагмент из книги

 В. В. Шполянский


ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX в.


Социально-экономическое положение еврейского народа в Крыму в XIX в. в научной литературе почти совсем не исследовано. Но изучение этого вопроса становится очень актуальным на фоне эбострившихся в наши дни межнациональных отношений. Судьба гвреев в Крыму, так же как и в Российской Империи, во многом поучительна. И мы не вправе допустить повторения ошибок, которые уже совершались в нашей истории, особенно в национальной политике.
После раздела государства Речь Посполитая и перехода к Россий-жой империи, западно-белорусских, украинских и литовских земель, ;вреи, жившие там компактно, стали русскими подданными в качестве «инородцев». В 1791 г. им впервые была выделена для проживания в России «Черта оседлости», в которую с 1804 г. вошел и Крым. В 1811г. правительствующим Сенатом был принят документ под названием «Устав о правах евреев». Он регулировал социальное положение еврейского народа. В этом уставе, в статье 3 свода статей «О гражданских правах российских подданных евреев», говорилось: «Они навсегда свободны и ни под каким предлогом никому во владения отдаваемы быть не могут, даже если и перешли в другую веру»1. Но поня-гие свободы подразумевает также и право жить там, где хочет человек, иметь право выбора. Такого права у еврейского народа не было. По статье 1 того же Свода статей им разрешалось проживать только в следующих губерниях: Таврической, Курляндской, Минской, Вилен-лсой, Витебской, Могилевской, Волынской, Гродненской, Киевской, Херсонской, Белостоцкой, Каменец-Подольской, Екатеринослав-ской — т. е. лишь на землях, присоединенных в ходе раздела Речи Посполитой, и в Малороссии, но никак не во внутренних губерниях России. Это и была «Черта оседлости» еврейского народа.
30 ноября 1829 г. был издан новый Указ. По нему в перечень тех губерний, в которые было разрешено селиться евреям, была также включена Таврическая губерния, но с оговоркой — «кроме Севастополя». К 1832 г. все евреи, кроме семей служивших солдат и матросов, были выселены из города. Описание выселения целого народа в те годы приведено в статье, опубликованной в 1863 г. в «Морском сборнике»2. Дальнейшее продолжение такой позиции по отношению к еврейскому народу нашло свое отражение в Законе от 3 мая 1882 г. По нему определялись категории поселений, в которых евреям запрещалось или разрешалось жить. Поселения по нему делились на местечки, где можно было жить евреям, и села, где им это запрещалось. В книге «Городские поселения в Российской Империи», составленной по приказу министра внутренних дел и напечатанной в 1864 г. в типографии Вульфа, поименованы следующие местечки в Таврической губернии по уездам: в Симферопольском — Чуфут-Кале или Жидовский городок и Ново-Багут; в Бердянском — Большой Такмак; Днепровском — Каховка и Кинбурн; Евпаторийском — Шейхляр; Ялтинском — Алушта; Мелитопольском — Гени-ческ, Благовещенское и Васильевка; Феодосийском — Судак»3.
4 апреля 1891 г. Сенат издал Указ, в котором разъяснялось, какие населенные пункты следует считать местечками, а именно: «Поселение может быть признано местечком только в том случае, если оно считается таковым официально, и чтобы в нем был установлен, согласно закона от 31 мая 1872 г., за № 50914, налог в пользу казны с недвижимого имущества взамен подушной подати с мещан»4. На основании этого Указа Таврическое губернское управление выносит свой вердикт: «Имея ввиду, что во всех поселениях, называемых местечками, в Таврической губернии, кроме Геническа, сказанный налог не взимается, то местечки эти, за исключением Геническа, должны быть признаны поселениями сельскими»5. А потому губернское правление определяет: «Признав местечком один лишь Гени-ческ, все остальные поселения, в том числе именуемые до сего времени «местечками», считать поселениями сельскими, с распространением в них действия закона от 3 мая 1882 года»6.
 

Евреи Крыма - Очерки истории. .
Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. . Евреи Крыма - Очерки истории. .