История еврейского народа | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история История еврейского народа. .
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
История еврейского народа. .

История еврейского народа. .

История еврейского народа. .
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 1992

Книга рава Моше Ойербаха Толдот Ам Исраэль - популярный учебник еврейской истории в школах Израиля Как и подавляющее большинство подобных изданий, она начинает свое повествование с разрушения Первого Иерусалимского Храма и вавилонского изгнания. За пределами учебника оказалось без малого тысячелетие еврейской истории. Причина этого кажущегося несоответствия в том, что ранний период еврейской истории: странствия патриархов. Исход из Египта, завоевание Земли Израиля, период судей, эпоха первых царей, разделение страны на Северное и Южное царства и, наконец, утрата независимости, разрушение Первого Храма и изгнание, - с огромной силой и яркрстью описан в Танахе - еврейском Священном Писании. Содержание Танаха хорошо знакомо с детства миллионам евреев и неевреев, и составители учебников еврейской истории, естественно, учитывают это обстоятельство.

По сравнению с ними русскоязычный читатель, плохо знакомый с Танахом, оказывается в невыгодном положении. В наши планы входит издание книги, посвященной начальному периоду еврейской истории, но все же считаем своим долгом сообщить, что настоящая ликвидация безграмотности потребует от читателя обращения к Танаху.

Фрагмент из книги:

Глава 24
Духовная жизнь в годы правления Хашмонеев
и в период властвования Ирода

Тора в подполье

В конце правления царицы Шломит Александры Санхедрин возглавляли Шемая и Автальон. И во время войн между Гирканом и Ари-стобулом они были духовными вождями народа. С большим умом и тактом Шемая и Автальон примирили различные школы мудрецов, благодаря чему Тора в Израиле выдержала и период гражданских войн, и крушение государства, и разрушение Храма. В Шемае и Ав-тальоне народ видел истинных духовных вождей. Бескомпромиссные приверженцы Торы - они сильно отличались от первосвященников, которых наместники назначали по собственному усмотрению. Талмуд рассказывает, что "однажды, на исходе Йом кипура народ сопровождал первосвященника на пути к его дому. В это время мимо проходили Шемая и Автальон. Толпа бросила первосвященника и последовала за мудрецами".
Трактат Авот доносит до нас высказывания, которые часто повторяли эти знаменитые мужи.
Шемая говорил: "Люби труд, ненавидь высокое положение и не становись известен властям".
Автальон говорил: "Мудрецы, будьте осторожны в словах, чтобы не быть осужденными на изгнание и будете высланы в место с гнилой водой; напьются ученики, идущие за вами, и умрут, и так осквернится Имя Б-жье".
Когда Помпеи в 3697 году (63 год до н.э.) захватил Иерусалим и его полководец Габиний упразднил Санхедрин, мудрецы (главы Сан-хедрина) пользовались титулом наси только для того, чтобы освящать новомесячья и провозглашать високосные годы. С упразднением Сан-хедрина центром еврейской жизни стала большая ешива в Иерусалиме, которую после смерти Автальона и Шемаи возглавил Шамай.

Лев из Вавилона

Во время волнений, прокатившихся по Иудее в дни правления Ирода, учение Торы получило мощное подкрепление в лице Гилеля Вавилонского. В юности он приезжал в Иудею, чтобы учиться у Шемаи и Автальона. В тот период Гилель был очень беден, но отличался выдающимися способностями и страстным желанием учиться. Мудре-
цы рассказывали, что однажды он не сумел заработать денег, чтобы оплатить за вход в ешиву. Горя желанием услышать объяснения Шемаи и Автальона, Гилель спрятался на крыше ешивы возле трубы. Дело было вечером накануне шабата, пошел сильный снег. Шемая сказал Лвтальону: "Брат мой Автальон! Обычно в это время всегда светло, а сегодня сумрачно. Может, небо закрыто облаками?" Посмотрели они П небо и увидели на крыше около трубы человека. Поднявшись туда, «ни обнаружили засыпанного снегом Гилеля. Гилелю помогли спус-1 нться, закутали его, посадили у огня. И сказали: "Этот заслуживает, м i обы из-за него нарушили шабат".
После смерти своих учителей Гилель возвратился в Вавилон и продолжал учиться там. Но, услышав о снижении уровня Торы в Эрец Исраэль, он, как Эзра в свое время, решил снова поехать туда, чтобы повлиять на народ и вернуть его на пути Торы. В то время главную иерусалимскую ешиву возглавлял Шамай - исключительный талмид ивам. Это был умный человек, обладавший огромными познаниями и пользующийся большим авторитетом среди мудрецов. Однако его с грогость и бескомпромиссность сдерживали столь желанное в тяже-u.ie времена расширение круга учащихся. Ситуация требовала лидера другого типа. Им-то и стал Гилель из Вавилона.
Гилель обладал качествами, необходимыми для руководства ду-КОвной жизнью целого поколения: спокойствием и уравновешенно-I п.ю, чистым восприятием мира и огромной притягательной силой, привлекавшей к нему сердца людей. В лаконичных изречениях он выражал основные принципы Торы и наставлял народ на праведный муть. И люди видели в нем опору, столь необходимую им в трудную минуту. Изречения Гилеля являлись драгоценными наставлениями для многих поколений евреев.
Когда после долгих лет отсутствия Гилель прибыл в Иудею, его имя было известно лишь немногим. Но скоро добрая молва облетела нею страну, и он был окружен заслуженным почетом. Мудрость Гилеля была признана всеми. Уважение к нему было столь глубоким, что члены семьи Бетера добровольно сложили с себя обязанности главы ('анхедрина и передали Гилелю пост наси. Произошло это в 3730 году (30 год до н.э.). С тех пор этот пост стал наследственным в его семье и передавался потомкам Гилеля более четырехсот пятидесяти лет. Гилель создал новую ешиву рядом с ешивой Шамая, и их ученики впоследствии назывались по имени своих великих руководителей: Бейт Шамай- школа Шамая и Бейт Гилель- школа Гилеля.

Установления Гилеля

С Шамая и Гилеля начался период танаев - мудрецов, выводящих wiaxy. До тех пор все разногласия в толковании Торы разрешались ('анхедрином. Упразднение Санхедрина лишило евреев влиятельного учреждения, способного единообразно толковать закон. Между Шама-М и Гилелем почти не было разногласии. Но в последующих поколениях между мудрецами Торы умножились споры по поводу алахи и юлкования Торы, которые невозможно было разрешить. И вместо того, чтобы сообщать ученикам четкие формулировки закона, мудрецы

История еврейского народа. .
История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. . История еврейского народа. .