Шатер, над которым облако | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Шатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. Шамир
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Шатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. Шамир

Шатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. Шамир

Шатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. Шамир
Автор: Розенштейн, Г.
Переводчик:
ISBN: 978-0-86639-008-8
Издатель: Шамир
Год издания: 2008

Сборник статей об отношении еврейской религии к женщине.

СОДЕРЖАНИЕ
От составителя......................    7
РабиШ.-Р.Гирш. Еврейка в мире Торы..........11
Э.Ки-Тов. "Кто найдет жену столь совершенную.-.". . . 51
Раби М.Фридман. Тайна женской природы........85
Г.Розенштейн, М.Шнейдер. Еврейский брак......133
Раби М.-М.Шнеерсон. Об этом ребенке я молилась . . . 155
Выбор имени..............166
Две скрижали — невеста и жених . . . 168 Раби Й.-И.Шнеерсон. Из еврейской старины.......173

Исследователи утверждают, ЧТО в новое время радикально меняется содержание женского вопроса. Феминизм привел к переосмыслению традиционной картины мира, и этот процесс был предсказан в учении Кабалы и хасидизма. При сотворении мира доминирующая роль была отведена мужскому началу. В будущем женское начало станет не только равным мужскому, НО и доминирующим, активным. Мы стоим на пороге грядущего мира, и современный феминизм с его положительными аспектами - некое свидетельство процессов, зарождающихся в духовных мирах.

Еврейская традиция всегда связывала роль женщины с ее назначением в грядущем мире. Какова же эта роль в семье, в обществе, в изучении Торы и исполнении заповедей? Об этом рассказывает книга "Шатер, над которым облако", своим названием напоминающая о матерях нашего народа Саре и Ривке. В книге собраны фрагменты из работ по женскому вопросу современных раввинов и мыслителей, содержащие новаторский взгляд на традиционный еврейский институт брака и семьи.

Представляя книгу, ее составитель и переводчик доктор Г. Розенштейн пишет: "Эта книга о еврейских женщинах. Эта книга и для них самих - благословенных, дающих жизнь новым поколениям нашего народа".

Фрагмент из книги:


что вместе со своей семьей совершает паломничество в Шило, чтобы быть свидетелем Б-жествен-
ного откровения у ковчега Завета. Это каждый раз пробуждало в людях дополнительный интерес и приводило к тому, что многие присоединялись к каравану. Всевышний обещал Элькане, что вознаградит его за то, что тот привел столь многих евреев в Шило. Тора приказывает: "Все ваши мужчины должны предстать пред Всевышним, Б-гом вашим" (Шмот, 23:17), и Талмуд (Хагига, 2а) поясняет, что тот, кто приходит, чтобы увидеть, приходит и для того, чтобы быть увиденным. Из того почтения, с которым люди относились к Элькане и Хане во время их ежегодного паломничества, легко заключить, что благочестивые супруги, которые привели столь многих евреев в Шило, сами испытывали огромный духовный подъем, приближаясь к жертвеннику.
Гафтара продолжается рассказом о рождении у Ханы сына. Когда пришло время для очередного паломничества, Элькана полагал, что Хана, как и раньше, пойдет с ним. Та, однако, сообщила мужу, что не намерена идти в Шило, пока кормит ребенка, но после этого оба они — и она, и сын — будут ходить туда вместе с ним.

Хана была пророчицей, и поэтому Б-жествен-ное присутствие в Шило она могла ощущать глубже, чем другие евреи. Более того, мидраш рассказывает нам, что Элькана был очень богатым человеком и легко мог позволить себе нанять на время паломничества семьи дополнительных слуг и нянь для ребенка. Это позволило бы Хане предпринять путешествие вместе с сыном, поскольку давало матери уверенность в том, что здоровье мальчика не пострадает и не подвергнется опасности. И все же очевидно, что несмотря на обилие слуг и комфорт, во время путешествия человеку сложнее исполнять свои конкретные обязанности, чем в собственном доме; ему трудно полностью отдаться своей задаче.

Была у Ханы и другая возможность последовать за своим мужем в Шило. Она могла оставить ребенка дома на время своего отсутствия, доверив уход за ним надежным людям. Посетив Шило, она могла бы многого достичь в своем духовном развитии, подняться на более высокую ступень в пророчестве, а это могло бы принести пользу не только ей самой, но и ее ребенку, когда она вернулась бы к нему. Элькана понял причину отказа своей жены отправиться в Шило вместе с ним и не возразил ей, когда та сказала, что не сможет принимать участие в паломничестве в течение двух лет — срока, который обычно необходим, чтобы полностью выкормить ребенка. Хана сочла, что ей следует остаться дома, чтобы целиком посвятить себя Шмуэлю, обеспечить его воспитание, — ибо во время путешествия отдавать все свои силы этой цели ей не представлялось возможным.
Только по истечении двух лет Хана привела Шмуэля в Шило. "И он был там все свои дни", — говорит Тора. И Хана сказала, обращаясь к первосвященнику в Храме: "Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г просьбу мою... и вверяю его Б-гу" (Шмуэль 1, 1:27,28).

Результат, достигнутый Ханой, был получен благодаря ее самопожертвованию и силе духа; благополучие Шмуэля она ставила выше всего. Есть много деталей в жизни этой женщины, которые не упомянуты в Торе, и фактически только несколько стихов во всей книге рассказывают о Хане и Элькане. В Торе описаны лишь те моменты в их судьбе, которые должны послужить уроком для всех будущих поколений, — в частности, в этих двух стихах, которые рассказывают о том, как Хана не пошла в Шило.

То, что сделала Хана, — это пример для еврейских женщин во всех поколениях. Она не походила на тех современных женщин, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами и находят необходимым вести постоянную войну с ними, чтобы доказать, что если те могут выполнять какие-то обязанности, то и они, женщины, способны на это.

Так, если род занятий мужчины требует от него уходить из дому рано утром и возвращаться поздно ночью, то женщина пытается доказать, что и она в состоянии делать то же самое. Гафта-ра учит нас, что в этом нет необходимости и что это унизительно и фальшиво, если принять во внимание тот особый дар, которым Всевышний наделил женщину. Он одарил ее богатством, которое дороже возможности совершить паломничество в Шило и привести туда других евреев, чтобы предстать вместе с ними пред Создателем. Ибо даже в этом случае не может женщина достичь того, чего она достигает, оставаясь с детьми и полностью посвящая себя их воспитанию, — потому, что тем самым она гарантирует, что дом ее построен на фундаменте Торы и заповедей.
Когда в Торе говорится о количественном составе еврейского народа, то часто применяется слово лемишпехотам ("поих семьям") . При этом ничего не сказано о том, сколько человек было в каждой семье, — точные цифры говорят лишь о численности каждого из колен и всей общины Израиля в целом. Несмотря на то, что в Торе неоднократно говорится о делении евреев на двенадцать колен, продолжение существования народа зависит от семьи, построенной по законам, данным Всевышним, в которых мужчине определена своя задача, а женщине — своя;   при этом ее роль в доме даже более важна, чем роль мужчины, в особенности в том, что касается детей.
В последние десятилетия многие женщины по материальным соображениям стали работать наравне со своими мужьями, и мы, к несчастью, являемся свидетелями того, как мир все более поддается заблуждению, будто совершенство женщины тем выше, чем успешней она имитирует мужчину.
Это привело к тому, что сегодня мир раскололся на две части, родители и дети перестали понимать друг друга.

Как изменить этот гибельный курс, чтобы мужчина вновь стал исполнять свою настоящую роль, а женщина — свою?

Ее удел — быть основой дома, акерет габайит, в этом нет ничего унизительного. Наоборот, жен щине доверено воспитание сыновей и дочерей со дня их рождения и даже с момента их зачатия, ибо сказано: "Они едят то, что их мать ест"6. Если будущая мать ест некашерную пищу, то еще не рожденный ребенок оказывается связанным с нечистотой, которая содержится в этой недозволенной еврею еде, и многое в его будущей жизни может измениться, не дай Б-г, к худшему из-за такого поведения матери.

И все же до сих пор есть женщины, которые чувствуют, что высшее совершенство может быть ими достигнуто, если они забудут все это, но зато продемонстрируют, что в состоянии добиться профессионального успеха или же просто зарабатывать много денег. Но в действительности это — деградация, ибо такие женщины, пренебрегая данным им потенциалом, могут поставить под угрозу, не дай Б-г, само будущее еврейского народа.

Все происходящее сегодня — глубоко печально; ситуация нуждается в коренном изменении, и все же есть среди нас евреи, единственная забота которых — убедить как можно больше еврейских женщин отказаться от заповеданной им роли в мире и попробовать найти им "компенсацию", привлекая к чисто мужским занятиям. В реформаторских синагогах, например, женщины бывают и администраторами, и служками, и даже молятся вместе с мужчинами в миньяне — что категорически запрещено Законом.

Реформаторы полагают, что этим они возвышают женщин и поэтому заслуживают их всеобщей сердечной благодарности. "Вознесенные" таким способом женщины уверены, что теперь они использовали свой истинный потенциал, несмотря на то, что вовлечение их в подобную деятельность противоречит предписаниям нашей религии. А ведь   эти   законы   и   обычаи  заложены  в самом фундаменте еврейской семьи, на которой, в свою очередь, зиждется весь наш народ. Еврейская женщина должна быть занята своим главным делом: воспитанием детей, ибо в этом основная сущность понятия акерет габайит. Она не смеет унижать себя, имитируя поверхностные свойства других, и затем оправдывать это, говоря, что живет в среде, где так принято, и отказываться от своих освященных вековыми традициями обязанностей перед детьми ради того, чтобы можно было сказать, что ее в субботу вызвали к Торе или включили в миньян вместе с мужчинами.

Это неуместные для женщины почести, не имеющие в данном случае никакой духовной ценности, и если бы даже они соответствовали Закону — что это за замена? На это меняют женщины свою высшую миссию, которую Б-г заповедал им, — поддерживать существование еврейского народа, воспитывать детей и внуков так, чтобы те оказались достойными пребывания в Шило, чтобы они стали напоминанием о пророчестве Ханы и его осуществлением, чтобы каждая мать могла сказать о своем сыне или дочери: "Об этом ребенке я молилась".

Из того, о чем рассказывает гафтара на Рош-Га-шана, мы должны извлечь для себя урок на каждый день нового года. Еврейская мать   и ее дочь, которая тоже станет матерью, когда вырастет и Всевышний благословит ее детьми, должны понять, что все другие дела — даже паломничество в Шило, чтобы "увидеть лицо Г-спода вашего, Б-га", — должны отойти на второй план после того, как Всевышний благословит женщину семьей и детьми. Ее главное дело — быть акерет габайит ~ фундаментом дома. В этом ее величие, ее задача и ее миссия, потому что никто иной за нее этого  сделать не сможет.

Выполнив эту миссию, женщина приведет детей в Шило, и когда выйдет первосвященник, скажет ему: "Об этом ребенке я молилась". И уподобится ее сын Шмуэлю, о котором говорит мидраш, что он подобен Моше и Агарону, и который был тем, кто помазал на царство Давида, из потомства которого выйдет Машиах.

И все это — в руках каждой акерет габайит, в руках каждой дочери еврейского народа, которой дарована способность исполнить доверенную ей благородную задачу наилучшим образом и с радостным сердцем...

 

Шатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. Шамир
Шатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. ШамирШатер, над которым облако. Розенштейн, Г.. Шамир