Катарсис | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Катарсис. .
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Катарсис. .

Катарсис. .

Катарсис. .
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:
Купить Катарсис на jewish-book.ru 14 USD

Сборник статей о еврейском Законе, о молитве, о истории еврейского народа.

Фрагмент из книги:

ЧЕЛОВЕК УЯЗВИМ

Почему Бог прощает грешников?
Авода Йом Кипура
Двойственный характер Пурима
Бросание жребия символизирует неопределенность
Значение гораля в ритуале Авода
Осознание неопределенности приводит к смирению
Случайностей не существует
Уязвимость и Галаха

Природой управляют неизменные физические законы, предписанные ей Богом в момент ее сотворения. Законы эти открываются нам в результате научных исследований. Природа подчиняется им всегда и везде; они повсюду одинаковы. И только человек, уникальнейшее из всех созданий, обладает разумом и свободой воли. Хотя человеку был дан Божественный Закон, в соответствии с которым ему надлежит себя вести, тем не менее он получил в свое распоряжение и способность выбирать; он волен, если захочет, нарушить заповеди Всевышнего.

Маймонид пишет: "...род человеческий стал единственным в мире — и нет подобного ему — в том, что человек сам по себе, с помощью своего сознания и мышления, знает, что есть добро и что есть зло, и делает все, что пожелает, и никто не помешает ему поступить хорошо или плохо...

Пусть не придет тебе в голову мысль, подобная тому, что говорят глупцы, какие есть во всех народах, и многие неучи среди евреев, будто Всемогущий определяет, каким быть человеку: праведным или безнравственным... мудрецом или глупцом, скупым или щедрым, и так о всех других человеческих качествах... Нет никого, кто принуждал бы человека или диктовал ему, как ему следует поступать... И отсюда следует, соответственно, что сам грешник служит причиной своих несчастий; поэтому ему следует рыдать и оплакивать то, что сделал он со своей душой... Нам надлежит вернуться в раскаянии и оставить наше зло... ибо в нашей власти поступить так" (Гилхот Тшува 5:1,2).

Однако, хотя мы подчеркиваем свободу воли человека, тем не менее мы отдаем себе отчет в том, что очень многое в жизни людей происходит без их активного участия. Человек не выбирает себе семью,в которой он рождается,воспитывается,не выбирает общества, в котором будет жить и оценки которого окажут на него большое влияние. Он принимает решения, но, тем не менее, оказывается, что главные аспекты жизни зависят от непредсказуемых, случайных событий и обстоятельств, на которые он никак не может повлиять. Человек — существо незащищенное; его безмятежная жизнь может пойти вдруг прахом под воздействием неудержимых соблазнов, необычного поворота судьбы, неожиданных политических переворотов, экономического краха, смертельной болезни или несчастного случая. Экклезиаст следующими словами описывает эту обескураживающую хрупкость человеческого существования: "Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно внезапно падает на них" (9:12). Ключевое слово в этом отрывке "внезапно", характеризует эту уязвимость человека со стороны событий, выпадающих на его долю, событий, которые он не выбирает.

Этот конфликт между человеком, свободно принимающим решения, и человеком — жертвой обстоятельств, имеет для каждого из нас самые разнообразные последствия. Мольба о прощении в Йом Кипур только потому и осмысленна, что этот конфликт существует: ведь если бы его не было, почему бы Господь стал предоставлять нам возможность другой попытки?

Именно эта двойственность понуждает человека отбросить гордыню: судьба непостоянна и может внезапно измениться. И, наконец, такого рода шаткость человеческой жизни служит объяснением многих предписаний Торы и установлении Учителей, она же является основной движущей силой, приводящей человека к молитве, когда он ищет поддержки и ободрения у Всемогущего.

Почему Бог прощает грешников?
Как относится Всевышний к грешнику, который когда-то осознанно пренебрег заповедями Торы, но сейчас искренне сожалеет о своем неповиновении? Иудаизм выдвигает доктрину У тшувы, раскаяния, приносящего грешнику прощение и дающему ему возможность построить свою жизнь заново на более высоком духовном уровне. Со стороны Господа это акт милосердия (хесед): Господь стремится не к наказанию человека но к его исправлению. Наиболее благоприятным временем для получения прощения является Йом Кипур, особенно в случае тяжких грехов. Когда-то, во времена Храма, кульминационным моментом дня Йом Кипур служил предписываемый Торой драматический ритуал, носящий название Авода. Мы хотим дать некоторое объяснение этого ритуала в терминах его воздействия на участников, сопоставив благоговейное соблюдение Йом Кипура с радостным празднованием Пурима.

Авода Йом Кипура
Для жертвенной службы в Храме (Авода), производимой в Йом Кипур, были необходимы два козла. "И бросит Аарон о обоих козлах жребий: один жребий для Господа, другой жребий для Азазела" (Левит, 16:8). Слово Азазел определяется в Гемаре (Йома, 676) и у Раши, как обрывистая скала, возвышающийся пик, с которого этого козла сбрасывали вниз на верную гибель. Козел, предназначенный для Азазела, представляет собой, тем самым, "то, от чего полностью избавляются, что отбрасывается прочь, с чем расстаются навеки". Талмуд пишет: "Необходимо, чтобы два козла, предназначенные для Йом Кипура, были совершенно одинаковы по виду, по размеру и по цене, и чтобы куплены они были в одно и то же время" (Мишна Йома 5:1;Гемара 62а). И вот, хотя они во всех отношениях сходны друг с другом как два близнеца, судьбы их совершенно противоположны: один был предназначен "для Господа" (ЛаШем) и приносился в жертву на алтаре, а второго отправляли к Азазелу.

Каким способом определялась их судьба? Церемония бросания жребия описана у Раши: "...Ставит одного козла справа от себя, а другого слева. Опускает обе руки в урну и вынимает один жребий правой рукой, а другой — левой. И эти жребии возлагает на них (по одному на каждого)". Козел, на которого пал жребий с надписью "ЛаШем", предназначается Господу, а с надписью "ЛаАзазел" отправляется к Азазелу (Раши, Левит 16:8).

Толкователи Каббалы находят мистические связи между Пуримом и Йом Кипуром: на иврите единственная разница в написании этих двух слов состоит в начальном "каф" в слове "Кипурим", что, соответственно, переводится как "день наподобие Пурима". Не правда ли, странная ассоциация! Что общего между ними; как можно сравнивать неистовый Пурим с благоговейным Йом Кипур, разудалое празднование с торжественным служением? Тогда чем же Йом Кипур напоминает Пурим?

Двойственный характер Пурима
Обычно в наших представлениях Пурим связан со вседозволенностью и весельем, когда забываешь все и перестаешь воспринимать окружающее. А на самом деле Пурим, кроме того,есть день самосозерцания и наполненного молитвой размышления. Книга Эстер, читаемая в Пурим, представляет собой как Книгу Благодарений, так и Книгу Страданий и Жалоб. В этом повествовании говорится о двух событиях: одно связано с возникшей перед народом угрозой страшной катастрофы, а второе наполнено великой радостью по поводу внезапного избавления.

Поскольку совместить два противоположных по духу настроения в один день невозможно, наши Учителя установили накануне Пурима пост Эстер, приходящийся на тринадцатый день месяца адар. Молитвенная сторона Пурима оказалась сосредоточенной в предшествующий день, когда читается "Отец наш,наш Царь, мы согрешили перед Тобой" и другие молитвы такого рода и преобладает настроение торжественного покаяния. Пост Эстер и Пурим неразрывно связаны между собой, в отличие от Песах и поста Первенцев, где пост не составляет неотъемлемой части Праздника и является внешним элементом. Пост Эстер, в противоположность этому, представляет собой самый настоящий день Пурима: в нем отражены страшные предчувствия и молитвы евреев в тринадцатый день месяца адар, день битвы с врагами. Сам же день Пурима знаменует последовавшую за этим победу, неожиданное чудесное спасение народа. Соединение поста и пира в одно целое говорит о двойственном характере Пурима.

Быть может, то общее, что объединяет Пурим и Йом Кипур, связано именно с этой стороной Пурима, являющейся мольбой к Богу о сострадании и заступничестве, мольбой о помиловании.

Бросание жребия символизирует неопределенность
Есть еще одна особенность, сближающая между собой Пурим и Йом Кипур. Оба эти праздника связаны с бросанием жребия (гораль), непременным атрибутом азартных игр. Гораль Пурима определил когда-то день, выбранный Аманом для истребления евреев (Эстер 3:7, 9:24, 26). Да и само слово Пурим на иврите означает "жребий". Какая разница, можем мы спросить, не все ли равно, каким образом Аман выбрал день? Почему этим словом назван праздник? Кажется, что это лишь несущественная деталь истории Пурима. Книга Эстер — книга противоречий. Она изобилует алогичными, даже просто абсурдными событиями, совпадениями, игрой случая. Вот евреи безбедно живут в Персии, а в следующий момент они лицом к лицу стоят перед уничтожением. Мордехаю грозит казнь; затем он внезапно становится премьер-министром. Здесь царит иррациональность событий и настроений: страх и ужас переходят в ликование, ситуации внезапно полностью меняются на противоположные. Тем самым Пурим воплощает в себе идею неустойчивости, шаткости и уязвимости, которые характерны для человеческой жизни вообще, а для судьбы евреев в особенности. Поэтому название Пурим становится выражением обманчивой капризности событий. Оно напоминает еврею о внезапных поворотах судьбы, о подстерегающих его опасностях, непостоянстве жизни, точно так же, как сам гораль кажется проявлением слепого случая.

С теологической точки зрения, Господь прощает человеку его грехи именно потому, что Он знает об уязвимости человека перед лицом изменчивой судьбы, о тяжести давящих на него обстоятельств, о вторжении неожиданного. Как сказал Иову Элифаз: "Может ли человек быть праведным перед Богом? Может ли муж быть чистым пред Творцом своим?" (Иов 4:17). о ещм же сказано:"если грехи хранить будешь,Господи,Господи, Господи, кто устоит?" (Псалмы 130:3). Смягчение Его суда объясняется тем, что от Него не сокрыто, как легко может быть поколеблен человек, как сильно на него могут влиять общество интеллектуального агностицизма, соблазны пагубных наслаждений, притягательная сила идеологий, объявляющих себя несущими избавление и возрождение.

Таковой была неодолимая привлекательность коммунизма для многих идеалистов, видевших в нем реализацию мессианских мечтаний человечества.

Один человек может оказаться святым, поскольку он вырос в благородном окружении; другой поддался злу, поскольку вырос в дурной семье. Оба они могут быть схожи друг с другом как две капли воды, и внешностью, и характером; однако различия в их окружении скажутся на личности каждого из них. Так можно ли считать одинаково виновными всех грешников? Именно поэтому человеку дана возможность предстать перед небесным Судом с надеждой на сочувствие и прощение. Не смотря на то, что человек обладает свободной волей и несет ответственность за содеянное им, он все-таки подает Всевышнему прошение о помиловании, утверждая, что оказываемое на него окружающим миром давление, которое в какой-то момент стало для него слишком сильным, не есть дело его рук и замысел его ума.

Значение гораля в ритуале Авода
Мы уже говорили, что два ритуальных козла были абсолютно одинаковыми и что судьбы их были совершенно противоположными по прихоти случая, который никак от них не зависел. Тем самым подразумевается, что тайна искупления скрывается в ритуальном бросании жребия. Только Господь знает, до какой степени человек был свободным действующим лицом в принятии того или иного решения. Таким образом, Авода есть психодраматическое воплощение внутреннего состояния грешника и его эмоциональных потребностей. Только в результате подачи такого рода прошения о помиловании может человек услышать: "Невиновен".

В этом отношении Иом кипур похож на Пурим,ведь и тот, и другой включают в себя горалъ. Навязчивое вторжение неизвестного и иррационального неотрывно от экзистенциальных условий существования человека, и именно эта его слабость делает его объектом сострадания и прощения Господом в Йом Кипур.

Осознание неопределенности приводит к смирению
Подверженность человека случайным поворотам судьбы не всегда оборачивается трагически. Постоянное ощущение собственной уязвимости ведет к смирению, смывающему высокомерие и гордость. Мы начинаем отдавать себе отчет в неустойчивости нашего положения. Маймонид считал смирение высшей этической характеристикой человека. Относительно всех остальных черт характера он настоятельно рекомендовал придерживаться золотой середины, швиль газагав; однако, говоря о смирении, он отказывается от этой меры сдержанности, цитируя изречение из Мишны Авот (4:4) "будь безмерно смиренен" (Гилхот Деот 2:3).

Как достичь такого смирения? И почему человек должен стремиться не выделяться, держаться в тени, особенно если он блестяще преуспел в чем-то таком, что для других оказалось камнем преткновения? Насколько искренними могут быть заверения в собственном смирении или поведение в соответствии с ним? Почему преуспевающий человек не имеет права гордиться собой? Дело в том, что упоение личным триумфом и успехом приводит к высокомерию, агрессивности и нравственной глухоте. А осознание собственной уязвимости, понимание того, что судьба непостоянна, — все это, напротив, делает нас скромными и укрепляет наши этические представления. Таким образом, с этической точки зрения, уязвимость человека может сделать его чище и благороднее; она служит стимулом к совершенствованию.

Случайностей не существует
Выше мы говорили об иррациональном жребии, о случайных событиях в человеческой жизни. Здесь легко может возникнуть недоразумение.на самом депе,иудаизм отрицает всякую веру в детерминистический мазаль (судьбу) или слепой горалъ. Мы не верим в судьбу так, как это делали древние греки, которые считали, что все в мире происходит в результате абсурдных, неумолимых и безжалостных приказов, исходящих из неизвестно го далека. Судьба эта зачастую сталкивается со стремлениями человека и разбивает его надежды и устремления, причем вне всякой зависимости от нравственности его поведения. Именно в этом, по мнению древних греков, и заключается источник трагедии человека. Человек становится беспомощной пешкой в игре непознаваемых сил, над которыми не властен никто, даже боги, над которыми стоит Рок.

Иудаизм, напротив, признавая и пытаясь осмыслить катастрофические события, которые жестоко расправляются с мечтами и надеждами людей, не может допустить существования изначальной иррациональности в человеческой жизни. События,которые мы называем случайными, принадлежат к разряду событий более высокого, Божественного порядка, доступ к пониманию которого закрыт для человека. Нет, не своенравные приказы судьбы, а непостижимые для нас соображения действуют в таких случаях.

Нам предоставлены способности интуитивного проникновения в суть вещей и накопления научных знаний о закономерных событиях и физической природе, но к пониманию гораля и все го, что с ним связано, мы не допущены. Взаимосвязь между индивидуумом и его окружением ускользает от нашего разумения. Для Бога случайностей нет, хотя нам-то они кажутся именно таковыми. По сути дела, именно в этом заключается ответ Бога Иову, когда тот пытался как-нибудь связать воедино свое бедственное положение с верой в справедливость Господа. Предопределения судьбы не существует: все происходит в трансцендентной плоскости, которую не в силах охватить конечный разум человека.

Уязвимость и Галаха
Существует множество религиозных законов, цель которых — свести к минимуму подстерегающие нас в жизни опасности.

Вот один пример:"Если будешь строить новый дом,то сделай ограждение около кровли твоей, чтобы не навести крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него" (Второзаконие 22:8). Талмуд распространяет это правило на случай любой открытой ямы или какого-либо другого опасного места, которое может оказаться причиной несчастного случая. Кроме того, уязвимость человека распространяется и на духовную область, где он всегда столь подвержен растлевающему влиянию. В области соблюдения заповедей наши Учителя предписывают: "И построй вокруг Торы (защитную) ограду" (Мишна Авот 1:1), указывая тем самым, что необходимо окружать основные религиозные законы "ограждающими" правилами и предупреждающими ограничениями, так как нередко внимание человека отвлекается тем или иным искушением.

Наши Мудрецы утверждают, что первичная причина стремления к молитве коренится в переживании цара, душевных страданий или отчаяния и цорех, нужды (потребностей). Авраам и Ицхак молились о детях (Бытие 15:2, 25:31); Яаков молился о защите от своего брата Эсава (там же, 32:11 и далее); Моисей молился о выздоровлении Мириам (Числа 12:13). Шаткое положение человека в мире служит стимулом к молитве. Наша молитва Амида наполнена главным образом молениями, отражающими многочисленные опасности переменчивой жизни.Даже богатый человек молится о материальном благополучии, даже абсолютно здоровый человек молится о здоровье. Почему? Ответ в том, что человек уязвим и его сегодняшнее благополучие через минуту может рухнуть. "Вечером ложится в слезах, а утром (приходит) радость" (Псалмы 30:6), но с тем же успехом может произойти и обратное. Никакая хвала Господу, никакая благодарственная молитва не может идти от всего сердца, если мы не отдаем себе отчета в том, что в любой момент мы можем оказаться вынужденными прибегнуть к мольбам о помиловании. И в каком бы отчаянном положении мы ни находились, истинное ощущение горя и несчастья невозможно без благодарственной молитвы о благословении Господнем и без нашей веры в то, что рано или поздно Он спасет нас.

Мы показали, что экзистенциальная уязвимость человека составляет теологическое обоснование раскаяния и умиротворения, что и проявляется в ритуале Авода Йом Кипура. Она же приводит к смирению и подталкивает к молитве.Именно это имели в виду наши Учителя, когда утверждали: "Все в руках Неба, кроме страха Неба", имея в виду свободу воли (Брахот 336). Несмотря на то, что источник случайных обстоятельств скрыт от нас, именно на них человек реализует свою свободу выбора.

Катарсис. .
Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. . Катарсис. .