Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. Гешарим
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. Гешарим

Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. Гешарим

Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. Гешарим
Автор: Спинадель, Г.
Переводчик:
ISBN: 5-93273-120-6
Издатель: Гешарим
Год издания: 2003

Как иудаизм относится к астрологии и знакам времён, к зодиакальным созвездиям? Лежащая перед вами книга ответит на этот вопрос. Автор не занимается астрологией как таковой, а лишь касается ее, чтобы сказать о главном - о Времени, его периодичности и поворотных моментах. Эти темы, глубоко и оригинально представленные в еврейской традиции, излагаются в этой книге в современном философском духе.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к русскому изданию
От автора
Введение
Астрология и еврейская традиция
Небесные тела: их влияние и предназначение
Зодиак в Талмуде и Мидраше
Овен — месяц нисан
Овен (Тале) — знак роста
Лунный и солнечный годы. Освящение месяца
и определение високосного года
Пасхальная жертва
Египет. Определение концепции: суть Мицраима
Песах. Название праздника и его смысл
Месяц обновления
Чтение Торы в месяце нисан
Телец — месяц ияр
Заповедь соблюдения субботы
Ман — пища с небес
Первая война — битва с Амалеком
Раскрытие тайн каббалы
Чтение Торы в месяце ияр
Близнецы — месяц сиван
Дарование Торы на горе Синай
Как мы определяем Божественное Откровение
Пророк и пророчество
Общественное признание пророчества
Откровение Торы — рассказ о происшедших событиях
Исполним и поймем
Вера в Израиле — непреложный факт
Что было даровано при Откровении на Синае?
Традиция
Антисемитизм: определение и причины
Рак — месяц таммуз
Относительность против Абсолюта — грех Золотою Тельца
Отчет о событии
Прекращение ежедневных жертвоприношений
Пролом городской стены и установка идола в Храме
Сожжение Торы — попытка уничтожить народ Израиля
Лев — месяц ав
Относительность против Абсолюта -  грех разведчиков
Разрушение Первого Храма
Разрушение Второго Храма
Распашка Храмовой горы
Падение Бейтара (подавление восстания Бар Кохбы)
Дева — месяц элул
Раскаяние — мост между мирами
Секрет верности традиции
Чтение Торы в месяце элул
Весы — месяц тишрей
Рош га-Шана
Творение мира — смешение духа и материи
Факты
Возраст вселенной
Как и почему так случилось ?
Йом Киппур и Суккот
Скорпион — месяц хешван
Ослепление последнего царя — Цидкиягу
Праматери еврейского народа
Потоп: причины и результаты
Уникальность падающего дождя
Окончательное избавление: освящение
Третьего Храма
Чтение Торы в месяце хешван. Авраам открывает Творца
Стрелец — месяц кислее
Стрельба из лука в Торе. Иосеф и его братья
Йосеф и жена Погифара. Отказ от смешанных браков
Период пророков: Откровение и сокрытие
Подъем Греции: логика, театр, спорт
Война культур: атака на святые заповеди Израиля
Эллинизация евреев и война Маккавеев Чудо, происшедшее с маслом — Ханука
Стрела поражает цель
Жизнь после смерти: логика и факт
Козерог — месяц тевет
Десятое тевета
Козерог (Гди) в Торе: Ицхак благословляет
Яакова
Роль Эзры Писца
Установление порядка молитв — Сидур Святой язык — единство внутреннего и внешнего
Традиционный порядок молитв
Смешанные браки
Смерть Эзры
Перевод Торы на греческий язык
Чтение Торы в месяце тевет
Водолей — месяц шват
Водолей в Торе. Моше черпает воду и передает Тору Сынам Израиля Моше в точности передает всю традицию Пятнадцатое швата — Новый год деревьев Чтение Торы в месяце шват. Рассечение
моря — источник вечного мира
Рыбы — месяц адар
Рыбы — модель жизненного пути
Смерть Моше — секрет его рождения
Пурим
Исторический фон
Рассказ о Пуриме
Обычаи
Моше, Эстер. Мордехай и Аман
Затмение и фальсификация истории
Послесловие
Приложения
Названия книг Библии / Танаха
Еврейский календарь
Еврейские праздники и выделенные даты
Авторы, упоминающиеся в книге
Цитируемые источники
Словарь терминов и выражений

ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшняя жизнь еврейских общин, в основном городских, не дает представления о том, как жили евреи всего двести лет назад.

В Восточной Европе большинство евреев жило в местечках - штетлах. Портной, сапожник, мелкий торговец... — таковы были самые распространенные профессии. Культурная жизнь сосредотачивалась вокруг синагоги и бейт мид-раша — дома учения. Концепции "социальной жизни", в ее современном понимании, просто не существовало.

В штетле обсуждали новости преимущественно местного значения: у кучера пала лошадь, дочь молочника обручилась с сыном дубильщика кож... Заезжие люди рассказывали, что происходит в других общинах.

По воспоминаниям очевидцев и документам того периода известно, что жизнь в штетлах была эмоционально и духовно богатой. Люди довольствовались самыми скромными заработками, но их существование было осмысленным и даже, на удивление, радостным.

Еврейская жизнь в городских центрах и в сельской местности по существу не различалась. Местечки во многом походили на деревни, превосходя их только по размеру. Вместо одного-двух торговцев здесь было, скажем, десять, и они уже вступали в рыночную конкуренцию.

Индустриальная революция 19 века ознаменовала начало процесса, который полностью изменил эту жизнь. Развитие коммуникаций и транспорта, позднее — электроники и авиации, сблизило самые разные культуры. Появились новые идеи, другим стал стиль жизни, возникли иные источники благосостояния.

Автоматизация и специализация загоняли человека в рамки узкого профессионализма. Конкуренция росла, побуждая овладевать новыми знаниями и навыками. Пожилым приходилось соревноваться с молодежью, кроме того, в конкурентную борьбу с мужчинами включились и женщины. Так что традиционная структура семьи оказалась под угрозой. В течение нескольких поколений облик общества драматически изменялся и усложнялся. Сегодня многие люди ищут в развлечениях освобождение от истощающей ежедневной рутины. Но современная культура досуга, призванная дать человеку возможность расслабиться, не приносит желанного умиротворения. Спекулятивные сенсации из частной жизни кумиров публики не в состоянии заполнить пустоту, которая гложет душу нашего современника.

Стремление испробовать что-то новое, необычное стало гораздо острее, в то же время попытки удовлетворить духовный голод "здесь и сейчас" не приносят ничего, кроме опустошения. Все заняты "поисками себя". Море пособий, гарантирующих спасение и обучающих самоусовершенствованию во всех сферах жизни, свидетельствует лишь о том, что обрести покой и гармонию становится все труднее.

Один из печально знаменитых и весьма распространенных способов сопротивления  материализму и технократии — отвергнуть все сразу и с распростертыми объятиями принять коммунизм или фашизм. Известно, что эти движения привели к катастрофическим последствиям, подобных которым прежде люди не знали.

Другой метод бегства от действительности предлагают популярные фантастические романы о жизни на Земле и других планетах. Интерес к внеземной жизни выражается также в пристрастии к ежедневным гороскопам, в увлечении астрологией, которая, по распространенному мнению, способна предсказывать будущее.

Фантастика и астрология привлекают к себе уже тем, что дополняют традиционную науку. Наука исследует конкретные феномены жизни. Л красота лунного света, например, или неповторимость заката выражаются на языке науки длиной волн или скоростью частиц. Наука основывает свои выводы на статистической вероятности, сводимой к формулам.

Что же происходит с эстетикой и духовными измерениями?

Многих людей поражают явления природы, ее изменения и контрасты — ночь и день, свет, за которым следует тьма, величие восхода и заката. Смена времен года: листопад, зимние вьюги, летняя жара... Все это вызывает любопытство, восторг перед многообразием природы, пробуждает мысли о тайне роста, увядания, обновления.

Могут ли звезды в небе влиять на природные явления или на жизнь отдельного индивидуума? Исследователи скрупулезно регистрируют информацию, собранную спутниками и космическими кораблями. Этот фактический материал, доступный ученым, часто используют, чтобы экстраполировать земные законы на другие планеты и размышлять о природе космических сил. Им также пользуются представители астрологии и оккультизма в своих "научных" обоснованиях.
Небесная карта все время меняется. Каждый месяц в небе доминирует одно из созвездий. В надежде, что астрология способна пролить свет на качества человеческого характера и предсказать будущее, многие люди начинают ее изучать или прислушиваться к прогнозам астрологов. С помощью гороскопов они надеются проникнуть в то, что сокрыто, пролезть в узкую щель настоящего, чтобы обрести знание будущего.

Но так ли взаимосвязаны в астрологии отношения между теорией и практикой, как хотели бы верить астрологи и их клиенты? Можно ли полагаться на модели, выстроенные с целью связать информацию из космоса с жизнью миллионов отдельных людей? Быть может, это лишь спекуляция?..

Пришло время разобраться в лих вопросах.

Книга "Знаки времен" посвящена исследованию влияния зодиакальных созвездий на жизнь человека и границам этого влияния. Она не полагается на науку как на высший авторитет — скорее, рассматривает эти вопросы в рамках самой астрологической модели.

Мы основываем наши суждения на традиционных еврейских источниках. Они обладают неизмеримой ценностью, вскрывая удивительную, но часто неверно понимаемую роль астрологии в жизни человечества в целом и еврейского народа в частности.


Фрагмент из книги:

Уникальность падающего дождя


В хешване нет праздников. Скорпион, ползающий по земле, призывает человека обратить внимание на самосовершенствование, надеясь, что в лучшие времена, в следующем месяце кислее, под созвездием Стрельца, он "выстрелит" и воспрянет. Событиями этого месяца являются молитва и исправление — приближение к Богу.

В Израиле в хешване начинают молится о дожде. Потоп был воплощением гнева и разрушения, водой, сошедшей с небес. Дождь, о котором мы возносим молитвы, также посылается с небес, но эта вода несет жизнь и процветание. Сезон дождей знаменует начало скрытой активности природы, черпающей энергию от земли. Но этот процесс зависит от воды, нисходящей с небес. Когда вода приходит вовремя и в нужном количестве, она — благословение. Тогда все в природе радуется и растет на радость земледельцам и всему человечеству.

Дождь — награда за правильное поведение. Но если он выпадает не вовремя, не в том количестве или не там, где нужно, это не благословение, а проклятие. Вместо счастья — сердечная боль: наказание Владыки вселенной.

Ряд комментаторов (напр., Адерет Элиягу Гаона из Вильно к Дварим, 33:1) говорят, между прочим, и о предсказании погоды. Метеорологи отмечают: случается, что дождь выпадает одновременно в соседних регионах в совершенно разных количествах, поэтому прогнозировать дожди на основании прежнего опыта чрезвычайно трудно.

Среднестатистические нормы дают некоторые основания для прогнозов, но что крестьянину до прогнозов в общем, ему важно знать, сколько дождя выпадет на его клочке поля.

На такой вопрос у метеорологов нет ответа. Наши мудрецы, делая те же наблюдения, учили, что дождь не является чисто природным явлением, он зависит от нас, от нашего отношения к людям. Мы с детства привыкли к дождю, у нас есть плащи и зонты, и все идет своим чередом. И все же представление о том, что дождь — это знак и, может быть, наказание свыше, — не изменилось: "раскрытие небес" или "прекращение дождей" — урок для человека:

Если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам сегодня — любить Бога, Владыку вашего, и служить Ему всем сердцем и всей вашей душой — дам дождь вашей земле... Чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, а то замкнет Он небеса, и не будет дождя (Дварим, 11:13-17).

Когда мир погряз в разврате, когда исчезла мораль, в месяце хешван на землю был послан потоп, чтобы очистить весь мир. Но, с другой стороны, хешван — это также месяц, когда мы молим о благословенных дождях и изобилии. Если до семнадцатого хешвана не выпал дождь, нужно объявлять общественный пост. Роль общественной молитвы в хешване особенно велика, потому что на самом деле Скорпион слаб, это знак подчинения. Низменное состояние бытия — еще не финал. Молитва и смирение позволяют выбраться из унижения, "из кустов", и подняться в духовные выси.

Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. Гешарим
Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. ГешаримЗнаки времен. Зодиак в еврейской традиции. Спинадель, Г.. Гешарим