Ключи к иудаизму | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Ключи к иудаизму. Тартаковская, С.. Алия
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Ключи к иудаизму. Тартаковская, С.. Алия

Ключи к иудаизму. Тартаковская, С.. Алия

Ключи к иудаизму. Тартаковская, С.. Алия
Автор: Тартаковская, С.
Переводчик:
ISBN: 965-320-210-3
Издатель: Алия
Год издания: 1991

 

Андре Неер (1914-1988) дает в этом философском исследовании глубокий анализ иудаизма в сопоставлении с основными философскими учениями от Платона до экзистенциализма.

СОДЕРЖАНИЕ
От редакции..............................1
Осторожно: ключи поддельные   .................3
Диалектика определения.....................11
Еврейская мера времени
A. Диахроническая мера: арпеджио истории   ......25
Б. Синхроническая мера: ритм истории    .........30
B. Полифоническая мера: три доминанты........41
Еврейская мера пространства: сионизм   ...........73
Ключи к двухтысячному году    .................94
От Аушвица к Государству Израиль.
Вечный вопрос Иова   .....................117
Именной указатель    .......................144

Фрагмент из книги:

Субдоминанта:  диалектика "бытия-вместе" и "бытия-для-себя"
Нетрудно представить себе, насколько драматичны последствия необходимых, хотя и тяжких усилий совместить уникальность с универсальностью, статус Израилева сына со статусом иудея. Последствия этого совмещения, в основном, лежат в трех плоскостях.

Прежде всего, подобные усилия вызывают презрение и непонимание. Ложные представления, о которых я говорил в начале, возникают (по крайней мере, частично и если речь не идет о массовом психозе   ненависти   и   зависти)  в  результате  неизбежной двойственности, характеризующей еврея. Поверхностный наблюдатель сбивается с толку, ибо всегда есть риск уловить лишь одну сторону. Он видит в еврее обычного земного труженика, видит его энергичную, а порой и революционную деятельность, но не видит обратной, метафизической стороны этой активности, не понимает, что в тот самый момент, когда другие смотрят на еврейского человека как на подобного им самим, на него взирает и Бог, и именно Его пристальное всматривание делает еврея человеком не только в земном, повседневном смысле этого слова.

И, наоборот, наблюдатель может уловить Божий взгляд, озаряющий еврея, окружающий его ореолом неповторимой святости, — и не заметить, что этот воспреемник Божественного света — еще и земной труженик. Тщетность усилий соединить столь трудно соединимое вселяет растерянность и в самого еврея, в его душе роится множество вопросов, зачастую предельно драматических. Можно ли упрекать его в том, что порой он чувствует усталость и повторяет вслед за пророком Илией: "Довольно уже, Господи?" (III Цар. 19:4).

Вот еврей и пытается избавиться от дилеммы, сделав выбор между двумя ее решениями: либо жить и умереть, как другие, то есть ассимилироваться, либо уйти в духовное или политическое гетто, как предлагают крайние ортодоксы.

Но выбора, оказывается, нет. Бог говорит усталому еврею то же, что и пророки: "Встань, ешь; ибо дальняя дорога перед тобою". Вот тогда-то пробуждается современное еврейское самосознание, подтверждая тот факт, что ни бегство в гетто, ни ассимиляция невозможны, что есть только один выход: снова и снова открывать для себя подлинный внутренний иудаизм.

Еврейский человек, укорененный в противоречии и не пытающийся его обойти, — это тот, кто может, кто должен быть и с людьми, и в то же времявне человечества; это тот, кто обращен к людям и к Богу; он должен питать надежду на всеобщее спасение, сохраняя уважительное внимание к индивидуальности каждого человека,  народа; это тот, кто бьется над труднейшей задачей — как быть одновременно человеком цивилизованным и праведным. Эти   диалектические   условия   дают   еврейскому опыту то преимущество, благодаря которому он становится общечеловеческим, приемлемым не только для еврея, но и для других людей. Этот опыт обязывает решать трудные и неотложные проблемы, обязывает не оставаться равнодушным, ибо равнодушие — самое большое преступление нашего века, и такой урок не может пропасть бесследно ни для кого. В некотором смысле на еврейском статусе испытыва-ется статус  общечеловеческий.   Не  может человек достичь   своего   человеческого   статуса,   если   не старается в какой бы то ни было форме приблизиться к еврейству, понять всю его сложность, все его ценности; если он проходит равнодушно мимо еврея и   его  судьбы,   значимой  для  всего  человечества: "Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог" (Зах. 8:23).  Этот призыв, обращенный тогда к еврею в  подтверждение его утопического призвания, теперь обращен к человеческому   сообществу   (число   десять   в   еврейской традиции символизирует сообщество, группу, минь-янп). Тяга к универсальному у еврея может пройти только в том случае, когда он получит отклик на нее. Мир нуждается в еврее, но еврей, со своей стороны, ждет и надеется, что мир заявит об этом. Дать миру такую возможность — одна из целей нашей книги.

11 Миньян — кворум (10 взрослых мужчин), необходимый для совершения публичного богослужения и ряда религиозных церемоний.

Ключи к иудаизму. Тартаковская, С.. Алия
Ключи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. АлияКлючи к иудаизму. Тартаковская, С.. Алия