Пиркей Авот. Изучение мишны | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Пиркей Авот. Изучение мишны. . Ам Асефер
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Пиркей Авот. Изучение мишны. . Ам Асефер

Пиркей Авот. Изучение мишны. . Ам Асефер

Пиркей Авот. Изучение мишны. . Ам Асефер
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Ам Асефер
Год издания: 2005

 

От автора

Как родилась эта книга? Вначале автор дал цикл лекций по классическому трактату Пиркей Авот. Через несколько лет повторил его на более глубоком уровне. Пожелание слушателей получить лекции в письменном виде подтолкнуло к созданию книги, которая явилась третьим существенно отличающимся вариантом.

Автор не связывал себя жестко текстом Пиркей Авот. Своими отступлениями он старался раскрыть фундаментальные концепции трактата, скрытые от поверхностного взгляда.

Изучение книги предполагает активную работу мысли читателя. Вопросы в конце глав помогут ему понять степень усвоения. На некоторые из них книга ответов не дает, чтобы читатель мог соединить почерпнутую в книге информацию с собственными знаниями и жизненным опытом.

Автор благодарен своим слушателям за идею создания книги и их вопросы. Они позволили коснуться тем, которые расширили понимание мишны.

Фрагмент из книги:

Заключение

Л. Мы разобрали три наставления мишны. Весь «Пиркей Авот» состоит из поучений. Чем отличаются эти три, почему именно с них начинается Авот?

С. Это действительно важно понять. Поясню. В математике теория строится на аксиомах, из них выводятся первые теоремы, опираясь на которые получаются следующие.... Последовательность важна. Но ведь Тора устроена не так. Изучение Талмуда можно начать с любого тома. Да и внутри тома не обязательно изучать все подряд.

Л. То, что Гемару возможно изучать не подряд, не означает, что ее последовательность не преследует определенной цели. Так и в Пиркей Авот своя логика развития мысли при переходе от одной мишны к другой, равно как и внутри каждой мишны порядок поучений не произволен. Буква алеф, как выяснили, соотнесена с бытием Творца. Это определило ее приоритет над остальными буквами, место в начале алфавита. Что побудило составителя Пиркей Авот начать изложение концепций именно с этих трех положений?

Заметьте, мишна не начинает с наставлений. Слова «Моше принял Тору с Синая» показывают читателю, как правильно относиться ко всему последующему материалу.

Поучения отцов не сводятся к опыту, накопленному ха-хамим на протяжении столетий, что само по себе, конечно, ценно. Источник этого знания - Тора. Изучение Пиркей авот -проникновение в один из ее разделов. К человеку, который изучает Тору, предъявляются определенные требования. Подчеркивая, что именно Моше принял Тору, и не где-то, а на горе Синай, нас побуждают к выяснению: почему так? Отвечая на этот вопрос, мы открыли для себя некоторые критерии, способствующие успешному «восхождению», достижению желанной цели: овладению Торой.

Тора - наука особая. Законы (не физические, а духовные законы мироздания), изложенные в Торе, соответствуют построению и функционированию мира.1 Можно предположить, что именно поэтому Пиркей Авот начинается с наставления судьям: «будьте неторопливы в суде». Претворение законов Торы на земле - их прямая обязанность. Поддержание законности в нижнем мире способствует «правопорядку» на верхних этажах творения.

Теперь попробуем понять, чем обусловлены два других положения мишны. Необходимо, чтобы закон, спущенный с неба (с горы Синай), прочно стоял на земле. Мишна отмечает два фактора. Один - строительство ограды вокруг законов Торы, что позволяет не допустить случайного нарушения законов. Другой фактор - создание талмидей хахамим. Этот крайне важно. Благодаря этому создается среда, в которой закон не просто поддерживается, но глубоко изучается. В этом гарантия того, что закон Торы не сведется к набору правил, которым необходимо следовать. Тора, полученная через Моше много веков назад, живет в людях, в талмидей хахамим (учениках мудрецов, изучающих мудрость). Заметьте: из двух факторов (увеличение числа учеников и ограда закона) - на первое место поставлено создание среды талмидей хахамим. Живому отдан приоритет.

Пиркей Авот. Изучение мишны. . Ам Асефер
Пиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам АсеферПиркей Авот. Изучение мишны. . Ам Асефер