Жизнь как призвание | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Жизнь как призвание. Бучацкая, Е.. Лехаим
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Жизнь как призвание. Бучацкая, Е.. Лехаим

Жизнь как призвание. Бучацкая, Е.. Лехаим

Жизнь как призвание. Бучацкая, Е.. Лехаим
Автор: Бучацкая, Е.
Переводчик:
ISBN: 5-900309-29-0
Издатель: Лехаим
Год издания: 2004

Ребецн Эстер Юнграйс родилась в Венгрии, в династии раввинов, чьи корни восходят еще к царю Давиду. За спиной Эстер Юнграйс - опыт выживания в концентрационном лагере Берген-Белсен, создание организации «Гинейни», чьим президентом она является, активная работа в журналистике. Она ведет еженедельную колонку в «Джевиш Пресс», читает лекции по всему миру, пишет для журналов, среди которых «Ньюсуик», «Тайм», «Пипл», «Нью-Йорк», печатается в «Нью-Йорк Тайме». Живет в Нью-Йорке.

Найти смысл жизни... Это становится все труднее. Мир, в котором нам выпало жить, столь озабочен материальным процветанием, что почти позабыл о таких понятиях, как духовность, вечные ценности, жизненное призвание. Когда-то был важен ответ на вопрос: «Что есть человек?» Сегодня мера человека - то, чем он обладает. Каков он - совершенно не важно, важно - какую он водит машину, как одевается, на какие бирюльки тратит деньги...

Но в итоге все больше и больше людей теряют веру в себя, погружаются в депрессию, утрачивают интерес к жизни, рвут семейные узы. Связи распадаются, все больше людей чувствуют, что они обречены на одиночество. Им хотелось бы все это изменить, но им кажется, что бессильны перед лицом обстоятельств. Вещи, купленные за деньги, не могут принести ни комфорта, ни успокоения. Год за годом мы погружаемся в одиночество, в нашей душе нарастает страх... Что же нам делать?

«ЖИЗНЬ КАК ПРИЗВАНИЕ» предлагает иной путь. Ребецн Эстер Юнграйс обращается к людям, помогая другим обрести счастье, знакомое ей самой. Во время Второй мировой войны, когда ей было всего шесть лет, она тайком носила еду и записки с воли в нацистский концлагерь. Тогда она усвоила первый из уроков Торы: «Не оставайся безучастным, когда жизнь ближнего твоего - в опасности». Сегодня она ведет за собой других людей, посвятив жизнь борьбе против окружающего нас духовного запустения.

Эстер Юнграйс знает, сколь многие из нас в смятении, сколь многие готовы отступить перед множеством проблем. Она слышит бесчисленные призывы о помощи: люди хотят вырваться из эмоционального вакуума, в который превратилась их жизнь, но не знают, как. Четверть века назад Эстер Юнграйс создала «Гинейни» (на иврите это означает: «Вот я») - организацию взаимопомощи, объединившую множество людей во всем мире. Ее семинары, рассказывающие об учении Торы и напоминающие о том, что есть истинные ценности, каждую неделю собирают тысячи слушателей.

Что такое гнев, отчаянье, надежда и вера? Ответы на эти вопросы читатель найдет под обложкой предлагаемой его вниманию книги. «ЖИЗНЬ КАК ПРИЗВАНИЕ» -из тех книг, к которым обращаются вновь и вновь, ища совета, как бороться с жизненными обстоятельствами - и побеждать, изо дня в день.

Стилю Эстер Юнграйс свойственно редкое сочетание честности, любви и дерзости. Истории, рассказанные в этой книге, тронут всех и каждого, при том, что они глубоко личны. Они написаны так, что у читателя возникает чувство доверительного живого разговора с автором. Эта книга будет для вас вожатым, который поможет прийти к жизни, исполненной смысла и ответственности.

Содержание

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЗА ПОМОЩЬ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
1.  ПРЕДАННОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
Жизнь как призвание
Сегедский раввин
2.  ПОЗОВИТЕ Б-ГА В СВОЮ ЖИЗНЬ
Беги, Шай, беги!
Иногда для этого требуется котенок
Осветить мир
Неизгладимое воспоминание
3.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОДОТЧЕТНОСТЬ
Приносить исцеление в мир
Но это не моя вина...
4.  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - ЦДОКА
Каждый обязан давать
Мама
Забота о ближнем начинается с заботы о собственной семье
5.  МИР
Как обеспечить мир в семье
«Шалом!» - это больше, чем просто «Привет!»
Кто выиграет?
6.  МОЛИТВА
Штурмуем небо
Иногда ответ - «нет»
Время от времени звоните мне
7.  ПРОЩЕНИЕ
Почему первый шаг должен сделать я?
Праведник падает до семи раз
Никакая душа не потеряна
8.  ПРОГОНИМ СТРАХ
Все к лучшему
Вам нужно только действовать, и Бог благословит ваше дело
Боязнь жить
9.  СОСТРАДАНИЕ
Ощутить боль ближнего
Дела милосердные
Люби его больше!
10.  ВЕРА
Как обрести веру
Встаньте в очередь
Бывают ли в душе верующего конфликты?
11.  НАДЕЖДА Шофар
Берген-Бельзена
С другого края небес
Конца не бывает
12.  БЛАГОДАРНОСТЬ
Два самых важных слова
Бросьте хлеб свой на воды
13.  ВРЕМЯ
Святость времени
О, если бы только...
14.  КАК НАУЧИТЬСЯ САМООБЛАДАНИЮ
От твоих слов порой зависят жизнь
и смерть другого
Как преодолеть гнев
Как преодолеть депрессию и уныние
Как преодолеть искушение
15.  БРАЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Сватовство
Я люблю тебя, но...
Существуют некоторые обстоятельства...
16.  СВЯТАЯ СУББОТА
Нужно самому это пережить
Волшебство Шабоса
17.  СОЗДАНИЕ СЕМЬИ
Должен ли я чтить отца моего?
Как сделать брак счастливым
18.  НАСЛЕДИЕ ДЕДУШКИ И БАБУШКИ
Дети запоминают
По стопам моего деда
ЭПИЛОГ

Фрагменты из книги:


...Наши души - это дыхание Б-ожье. Они чисты, святы и не дают спать нашей совести. Если, однако, мы нарушим повеления Г-оспода, если мы согрешим, вот тогда наши души будут запятнаны и мы станем испытывать то самое томительное чувство, которое у нас обыкновенно ассоциируется со страхом.

Кэрол как раз и была объята подобным страхом. Понятно, что все эти ее вечные тревоги с абсолютной неизбежностью делали ее неврастеничкой. Большинству из нас, впрочем, также достаточно известно это томительное чувство, корни которого мы не можем определить. Мы порой даже самим себе не хотим признаться, что мы боимся, но тем не менее страх налицо! Он и в самом деле зачастую просто не позволяет нам нормально функционировать, как было прежде: думать, жить, действовать.

Пока Кэрол не научилась во всем главном в своей жизни полагаться на Всемогущего Б-га, она постоянно патологически чего-то боялась. Однажды утром, когда она. по своему обыкновению, привычно позвонила мне, трубку снял мой муж и ласковым, но твердым голосом спросил:
- Кэрол, о чем вы тревожитесь? Если это уже случилось, тогда просто позабудьте об этом. Сколько бы вы ни тревожились, дела все равно ведь уже не исправишь, не так ли? А если еще совсем ничего не случилось, то тогда вам и вовсе нечего тревожиться. Знаете, что сказал бы вам Давид-Псалмопевец? Напомню вам его стихи из псалма 37: «возложи свое бремя на Господа... - Уповай на Него». Вот тот путь, которым в нашей жизни и надо идти, Кэрол. Делайте то, что положено, а уж во всем остальном - уповайте на Г-оспода.

Сразу скажу, забегая вперед, что с течением времени Кэрол научилась поступать именно так!
...Страх стал реальной, даже более того - актуальной проблемой нашего бездуховного поколения, для подавляющего большинства представителей которого ныне весьма характерно отчуждение от своих еврейских корней. Этот страх проявляется не только в виде боязни всяких осложнений и неприятностей в тех областях существования, которых боялась Кэрол. Это было бы еще ничего!
Беда в том, что страх стал серьезнейшим образом мешать людям брать на себя какую-либо ответственность, а тем более связывать себя какими-либо обязательствами. Люди, как известно, в наше время, как никогда прежде, особенно боятся вступать в брак, потому что это влечет за собой определенные обязательства. Но даже и вступив в брак, уже создав семью, они боятся иметь детей. Одна молодая женщина, как-то раз пришедшая ко мне посоветоваться именно по этому поводу, просто умоляла меня понять обуревающие ее страхи, но, как она призналась мне, единственное существо, в отношении которого она берет на себя обязательства, - это... ее кошка!

Однако, безусловно, самое трагичное - то, что еще немало людей до сих пор боятся ввериться Б-гу и взять на себя обязательства перед Ним. Они боятся того единственного Источника, который и в самом деле поистине радикальнейшим способом сможет помочь им преодолеть свои страхи.
Как же не понимают люди, что именно таким вот образом и возникает порочный круг?!

Для того чтобы человек ощущал мир в душе своей и был совершенно свободен от всякого страха, он прежде всего должен находиться в гармонии со своим Творцом. Но всякий грех человека и всякий его мятежный поступок неизбежно создают преграду в душе его, - преграду, которая с прибавлением всякого нового прегрешения со временем превращается в массивную стену, отгораживающую его от его Создателя - Небесного Отца. Конечно же, когда человек одинок, Вселенная пугает его, однако когда он вместе с Творцом, тогда только перед ним и действительно открываются поистине безграничные перспективы.

«Даже если иду долиной тьмы- не устрашусь зла. ибо Ты со мной», - сказано Псалмопевцем в псалме 23. Эти бессмертные слова царя Давида поддерживали многих и многих людей на протяжении тысячелетий, подавали им надежду и помогали прогонять тьму.
Именно с помощью псалмов из книги царя Давида я в ...

***

-  Вы хотите сказать, что мне следует молча терпеть все его нападки?- Таким образом с некоторой ехидцей упорствующая Элис попыталась задать новый виток темы в нашем диалоге.
-  Не совсем так! - Я подняла брошенную ею перчат ку. - Я предлагаю вам следовать примеру тех раввином. которые, прежде чем говорить, выжидали, покуда к ним вернется самообладание и когда человек, к которому они обращаются, тоже успокоится. Отвечать в горячке спора значит, только подливать масла в огонь. На этот счет в Торе нашей есть важный совет.

- Какой же? - заинтересовалась Элис.
-  Когда на Египет обрушилось бедствие в виде жаб. сначала из реки вышла одна огромная жаба.  и.   как сказано в Мидраше, египтяне пытались убить ее. - нача ла я. - Однако когда они ударили палкой эту жабу, она лопнула и умножилась, и чем больше они били ее палкой тем больше жаб выскакивало из нее - пока весь Египет не стал кишеть жабами. А ведь египтяне были вовсе не дураки. Эта акция выполнялась мудрейшими людьми но всем египетском царстве.  Они собственными  глазами увидели, что насилие плодит все больше и больше жаб и усугубляет беду. Почему же они не перестали бить жаб? спросите вы. Ответ гласит, Элис, что ярость осле пила и Они потеряли контроль над собой и уже просто не могли рассуждать разумно и логично.

-  Как же мне быть?- горестно повторила Элис то, с чем пришла ко мне и с чего, собственно, и начался наш долгий разговор.
-  Самое худшее, что вы можете сделать, - сказала я ей, - так это последовать примеру древних египтян и реагировать на злобные выпады Герберта тем же самым -пли! пли! пли! Но, увы, это будет до тех пор, пока не последует взрыв, который все разрушит. Из небольшого костра, который можно было удержать в границах, возникнет бушующий пожар. Вам следует всегда держать в уме урок, который преподали древним египтянам жабы. Элис согласно кивнула и констатировала:
-  Мне нечего возразить, все так, ребецн! Безусловно, вы правы. Но мне уже не двадцать лет, и я не уверена, что смогу перевоспитать себя. Как гласит пословица: «Старую собаку новым фокусам не научишь».
-  Старую собаку, Элис, возможно, и не научишь, -охотно согласилась я, - но ведь человек, созданный по образу и подобию Б-ожьему, способен к постоянному росту и развитию, разве не так?! Когда вы чувствуете, что вас охватывает гнев, научитесь сдерживаться и ежедневно практикуйтесь в искусстве молчания. Это поистине чудесное упражнение для укрепления внутренней дисциплины, имеющее много побочных эффектов, поверьте! Научитесь обязательно говорить со всеми - и в особенности с теми, кто раздражает вас, - только мягким, нежным голосом. Вот вам и пример из Мишлей, Книги Притч царя Соломона, мудрейшего из людей. Сказано (15:1):
«Кроткий ответ отвращает гнев, но резкое (оскорбительное) слово возбуждает ярость».
- Вы сами поймете, Элис, что если вы сохраняете самообладание, вам будет куда легче все это переносить, - заверила я мою гостью, - да вы сами в этом скоро же и убедитесь! Вы должны общаться с Гербертом, не теряя своего достоинства - и, однако же, при этом не ущемляя его достоинства. И последнее, Элис: вам непременно нужно будет поскорее научиться терпению, потому что, невзирая на все свои добрые намерения, у вас неминуемо будут рецидивы. Сохраняйте решительность, и вот тогда-то рано или поздно, но вы уж точно добьетесь успеха! Будьте только терпеливы, не отклоняйтесь от поставленной цели и главное - уповайте на Всемогущего и всегда помните, о чем мы с вами условились сегодня. Уверяю вас, Элис, -это обязательно изменит вашу жизнь!
- Допустим, что я сделаю все именно так, как вы советуете, ребецн, - пока еще столь же уклончиво пообещала она. - Однако разве можно быть уверенной в том, что все это и в самом деле способно изменить самого Герберта?
- В идеале было бы чудесно, если бы кто-то мог поговорить с ним, - ответила я. - Хорошо было бы. если бы он пришел к нам в «Гинейни», чтобы изучать Тору. Но поскольку это пока что представляется совсем маловероятным, то нам с вами, дорогая Элис, остается только понадеяться на то, что, увидев перемену в вас, он в конце концов изменится и сам. Возможно, если Герберт увидит, что вы уже не теряете контроля над собой и говорите с ним всякий раз нежным, сочувственным голосом, то он и отреагирует позитивно. Мягкий, спокойный голос и вообще-то производит гораздо большее впечатление, чем любой взрыв раздражения.

-  Однако, ребецн, давайте сейчас вместе с вами рассмотрим заодно и худший из возможных сценариев, -предложила Элис. - Как мне жить дальше, если, несмотря ни на что, Герберт так и останется таким же, каков он сейчас?
- Что ж, давайте рассмотрим и худший вариант, - согласилась я. - Разве это означает, что и вам надо разрушать свое самоуважение? Если он орет на вас, то разве из этого следует, что вам самой непременно надо постараться во что бы то ни стало перекричать его? Если он употребляет ругательства, то разве из в Iого следует, что и вам так уж обязательно надо употреблять бранные слова? Зачем же падать так низко? Зачем продолжать быть по-прежнему жертвой его дурного характера?

Элис ничего не ответила, однако, судя по всему, было видно, что эти доводы она не считает нужным оспаривать. И тогда, чтобы подкрепить эти соображения на чьем-нибудь поучительном примере, я раееказала Элис один случай из жизни.

- Однажды к моему мужу пришла женщина с проблемой, аналогичной вашей. Знаете, что ей сказал мой муж? «Б-г дал нам два уха, чтобы слова входили в одно ухо и выходили из другого; два глаза, чтобы вы могли закрыть один, а другой держать открытым. Или - другими словами - вам совсем не обязательно слышать все сказанное, совсем не нужно видеть все, совсем не нужно на все реагировать, но всегда нужно сохранять контроль над собой!» Поработайте над собой, Элис, и никогда не забывайте. что тот, кто не контролирует себя, подобен человеку, живущему без Б-га.

Прощаясь, Элис пообещала, что будет следовать моим советам...

Ко мне приходило со своими огорчениями много людей, страдающих от дурного нрава близких, но из всех их рас-сказов я выбрала историю Герберта и Элис в надежде, что на их примере мы поймем, как смешно и нелепо мы выглядим, когда выходим из себя. Только подумайте о Герберте, проклинающем все и вся в дорожных пробках, устраивающем сцену в столовой отеля, потому что ему не нравится столик, за который его посадили, орущем на свою жену, потому что ему не нравится, как она упаковала его чемодан. Признайтесь, как ужасно выглядит со стороны, когда мы в припадке ярости теряем контроль над собой.

Большинство вещей, которые заставляют нас срываться, просто не стоят того, чтобы из-за них злиться. Если мы оглянемся на свою жизнь и вспомним инциденты, которые по-настоящему удручали нас, то придется признаться, что большинство из них были просто форменной ерундой! И когда мы смотрим на них в ретроспекции, чаще всего нам просто стыдно даже и думать, что мы позволили себе выйти из себя из-за таких вот пустяков. Гнев поистине унижает нас. Он лишает нас и человеческого достоинства, и самоуважения.

Поэтому, когда в следующий раз вас будут провоцировать на ссору, спросите себя: а будет ли этот мой гнев иметь хоть какое-то значение, завтра или спустя неделю, месяц, год - словом, с течением времени? Какую реальную выгоду получу я от того, что буду визжать и злиться, срываться с тормозов? С другой стороны, стоит представить: какой ущерб причиняю я себе и тому человеку, на котором я отыгрываюсь? Стоит ли из-за пустяков терять самообладание?

Если вы научитесь мыслить именно в таком духе и сознательно примете твердое решение: впредь уже всегда обуздывать и дисциплинировать себя, - вот тогда вам действительно удастся изгнать гнев из своей жизни.

Жизнь как призвание. Бучацкая, Е.. Лехаим
Жизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. ЛехаимЖизнь как призвание. Бучацкая, Е.. Лехаим