Река, котел и птица | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Река, котел и птица. . Швут Ами
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Река, котел и птица. . Швут Ами

Река, котел и птица. . Швут Ами

Река, котел и птица. . Швут Ами
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 1993

Как решать семейные проблемы, руководствуясь принципами Торы.

Мудрецы говорят, что тот кто мечтает о реке, котле и птице, может надеяться на мир в своем доме. Река, котел и птица символизируют три возможных уровня мирных отношений в семье. 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Несколько лет тому назад в иерусалимской ешиве я прочитал курс лекций на тему Шалом Байт (мир в семье). С мужчинами, прожившими в браке год или два, еженедельно проводились беседы, имевшие целью помочь им подойти к семейной жизни с позиций Торы. Слушатели изучали причины разладов в семье, а также практические советы по предотвращению семейных неурядиц. Я был весьма удивлен, когда обнаружил, что этот курс лекций очень быстро стал самым популярным среди всех моих курсов. Семинар привлекал молодых людей разного социального положения и профессий. Некоторые пришли из-за трудностей в семейной жизни, но большая часть посещала занятия не потому, что у них были проблемы в браке — просто они испытывали острую необходимость больше узнать об одной из наиболее важных и наименее обсуждаемых сфер жизни.


Перед свадьбой многие мужчины, соблюдающие законы Торы, проходят цикл занятий по алахическим аспектам брака, однако лишь единицы получают четкое представление о том, как надо себя вести в браке и чего ожидать от него. Самое большее, что они выносят с этих занятий, это ряд возвышенных банальностей о том, как брак превращает юношу в “настоящего мужчину”, как брак при правильном отношении к нему привносит в жизнь святость, как дом еврея превращается в оплот Торы и хеседа (доброты). Во всех этих общеизвестных истинах, к сожалению, пропущен самый важный фактор, обеспечивающий счастье в браке: чтобы все эти истины претворялись в жизнь, следует научиться ладить с супругой, а это невозможно без постоянного совершенствования характера.


Советы данного курса лекций полезны не только сами по себе: обсуждение их способствовало разрешению многих проблем. Шалом Байт имеет отношение к одной из сокровенных составляющих жизни человека. Ссоры между мужем и женой обычно происходят без свидетелей: стеснительность вынуждает их скрывать малейшие намеки на семейный разлад. Из-за этого супруги, столкнувшись с трудностями, испытывают чувство глубокой личной неудачи, что приводит к ощущению безнадежности и стыда и мешает искать помощи. Поэтому муж и жена чувствует огромное облегчение, когда обнаруживают, что их, казалось бы, личные проблемы распространены повсеместно, а ситуация, приводящая к разладу, достаточно типична. Чувство облегчения и осознание вновь обретенной перспективы стимулируют разрешение проблем.


Все это привело меня к мысли о необходимости записать содержание лекций в виде книги. После тщательного пересмотра суть бесед была переработана в приемлемую для печатного издания форму. Я молюсь о том, чтобы книга стала полезна как можно большему числу евреев, и только еще собирающихся вступить в брак, и недавно поженившихся, и состоящих в браке “давно”.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Название этой книги
Почему распадаются семьи
Почему была создана семья
Что угрожает счастью в браке?
Критерии к выбору супруги
Почему же в самом деле мужчины женятся?
Почему браки бывают неудачными?
Фантазии и реальность супружеской жизни.
Иллюзии и их причины
Утрата иллюзий
А что же на самом деле?
Правда о любви
Истинный характер недостатков жены
«Башерт» (суженая)
«Добродетельная женщина»
Обучение основам
Заповеди об отношениях между людьми
Почему с женами обращаются хуже, чем с незнакомыми людьми
Барометр истинной доброты
Понимание женской натуры
Потребность быть любимой
Проявления любви и признательности
Критические замечания
Эго женщины
Обостренное чувство духовности у женщин
Еще о женской натуре
Эмоциональная чувствительность
Мыслительный процесс
Даатан колот
Ее дом
Физические различия
Беременность
Материнство
Индивидуальность жены
7.   Гилель и причины гнева
8.   Настоящие и выдуманные обиды
Критические замечания
Ревность
Непослушание
Ассоциации
«В принципе»
Возмездие за обиды в прошлом
Погибшие мечты
Переваливание вины на другого
Фрумкейт/Благочестие
9.   Гнев под контролем
Уменьшение гаавы (гордыни)
Смягчение угрозы
Ложное толкование
Обсуждение обиды
Преодоление приступа гнева
Как надо ссориться
Тфилин и этрог
10.  Бесполезность гнева
Как завоевать уважение
Может ли гнев остановить ссору?
Почему разгневанного человека называют глупцом
Как гнев влияет на семью
Правильный ответ на обиду
11.  Любовь и ее катализаторы
Возникновение любви
12.   Признательность
Какова причина неблагодарности?
Насколько важна обязанность быть благодарным?
Как мы уклоняемся от выражения благодарности Некоторые соображения о чувстве признательности жене
13.  Скрепляя узы
Значение общих целей
Третий катализатор
Роль самопожертвования
Заключительный этап
Эпилог

Цели, которые преследует эта книга

В этой книге изложены взгляды на брак, выраженные в Торе и комментариях к ней. По сути дела это взгляд не только на брак, но и на саму жизнь. Тора рассматривает человека в качестве создания Б-га, которому дана возможность стать счастливым, только приблизившись к Всевышнему. Для этого необходимо направить в правильное русло эгоистические стремления человека к богатству и удовольствиям, способствуя тем самым его борьбе за достижение духовного совершенства. Хотя каждый человеческий поступок занимает определенное место в служении Б-гу, Тора сообщает, что если целью жизни сделать получение удовольствий, это приведет к распаду человеческой личности и общества в целом. Поэтому добиться успеха можно лишь тогда, когда человек научится контролировать эгоистические порывы, которые (по определению) препятствуют духовному росту.

Истины, которым нас учит Тора, на самом деле не являются продуктом человеческого мозга. Они основаны на Б-жественном Знании тайн творения и секретов человеческой души. Эти истины исходят из самой формулы существования, которую знает один лишь Творец. Законы Торы предназначены для того, чтобы человек жил в согласии с ними и тем питал сокровенные потребности своего существа. Именно поэтому эти законы являются лучшим проводником к достижению успеха и к счастью человека. На протяжении тысячелетий в самых разнообразных условиях совершеннейшие по своему устройству общества создавали именно те, кто следовал им.

Мировоззрение Торы резко расходится с позицией, ко-торую разделяет большинство светских людей и которая низводит человека до уровня случайного явления эво-люции, лишая его жизнь подлинного смысла и предназначения и заполняя духовный вакуум погоней за максимумом эмоций и плотских наслаждений. То, что с подобных позиций считается жизненным успехом, Тора клеймит как провал.

Основная мысль этой книги такова: только изучая Тору, можно достичь счастья в браке. Этот тезис основан на постулате, что создание семейного счастья возможно лишь при условии осознания человеком своих жизненных целей, чему способствуют умение контролировать себя и стремление совершенствовать свой характер. Очевидно, что не стоит заглядывать в эту книгу в поисках быстрых решений и немедленных ответов, ибо изменение отношения к жизни не происходит мгновенно. Поверхностное однократное прочтение этой книги тоже не поможет вам. Лишь постоянное изучение и принятие изложенных здесь основ даст вам возможность преодолевать препятствия на пути к семейному счастью.

И еще одно замечание: многие разделы книги написаны с позиции мужчины. Это произошло, в частности, из-за того, что в ее основе лежит цикл лекций для мужчин. Я попытался придать материалу такую форму, чтобы им могли воспользоваться и женщины, но прекращал попытки там, где это было совершенно невозможно. Мужчина и женщина смотрят на брак с разных точек зрения; они различаются эмоциональными потребностями и недостатками, с которыми им приходится бороться. Поэтому не всегда было возможно одновременно писать для тех и для других. Но несмотря на это, женщинам также удастся многое почерпнуть в книге, так как она помогает проникнуть в самую суть брака.

Фрагмент из книги:


...может быть истеричной и резкой, упрямой и нелогичной. Наибольшее беспокойство причиняет недостаток образованности и житейской мудрости, которые так ожидал найти в жене мужчина, решивший расстаться с холостяцкой жизнью.

Но хуже всего то, что иногда мужчину охватывает чувство одиночества. Жена кажется ему совершенно чужим человеком: она не может в полной мере оценить его рассуждения о Торе, не принимает его мнения, не понимает шуток. Кроме того, у нее другие музыкальные вкусы, и ей нравится иной стиль одежды и меблировки дома...

И тогда мужчине хочется вернуть прошлое и оказаться в компании старых друзей. Как тогда было хорошо! Не было ни счетов, которые нужно оплачивать, ни жены, требующей постоянного внимания, ни груза принятия серьезных решений.

По мере того, как рассеиваются иллюзии, мужчина все чаще задает себе вопрос: правильный ли выбор он сделал? Если семья предназначена для победы над одиночеством, почему он по-прежнему одинок? Действительно ли она та самая, предназначенная ему за сорок дней до зачатия жена, если у него до сих пор сохраняются проблемы?

Стыд не дает мужчине поделиться с кем-нибудь сомнениями, и он страдает молча. Им овладевают разочарование и обида; он приходит к мысли, что .женитьба была ошибкой, и, ощущая себя загнанным в ловушку, желает знать, кончится ли это когда-нибудь.

Мужчина чувствует себя обманутым, считая, что прежде жена скрывала от него свою истинную сущность. Горечь от сознания, что он не будет счастлив с нею, становится невыносимой, и вот уже любой пустяк вызывает вспышку гнева.

А женщина не в силах понять, почему муж, которого она любит и который, как ей казалось, любит ее, без всякой причины резко изменил к ней отношение. Боль от несправедливой обиды вызывает ответную гневную реакцию. Возникает порочный круг, таящий в себе трагический потенциал.

А что же на самом деле?

Единственная проблема, которую решает свадьба, это проблема холостячества. Разумеется, проблема эта важна, так как мужчина слишком одинок, слишком беззащитен и рассеян, чтобы приступить к достижению истинных целей своей жизни, не будучи женатым. Но брак сам по себе не дает окончательных ответов; просто он является лучшей основой для решения жизненных проблем.

То, что жизнь ставит перед нами трудности, не удивительно: жизнь и должна быть чередой проблем. Задача заключается в том, чтобы преодолеть все трудности достойно, ибо. только тогда будет выполнено наше предназначение. Как утверждают Мудрецы: «Сегодня (этот мир) — для работы, завтра (грядущий мир) — для получения награды».73 Поэтому для того, чтобы достойно ответить на вызов судьбы, следует действовать в условиях естественной формы существования, называемой семьей.

Правда о любви

Однажды рабби Лейб Хасман, известный баал мусар и машгиах (духовный наставник) в ешиве Хеврон, увидел ученика, с аппетитом поедающего рыбу. «Скажи мне, юноша, — спросил он, — ты любишь рыбу?» Бахур (парень) ответил утвердительно. «Если ты любишь рыбу, — воскликнул реб Лейб, — тебе следовало бы позаботиться и о той, что находится на твоей тарелке: тебе следовало бы ее кормить и постараться сделать счастливой. Вместо этого ты ее уплетаешь». Пока ученик соображал, что ответить, реб Лейб пояснил: «Очевидно, что ты не любишь рыбу. Ты любишь себя!»"

Реб Лейб пытался растолковать: то, что люди называют «любовью», на самом деле является себялюбием. С телеэкранов и рекламных щитов нам расхваливают выдаваемые за идеальную любовь низменные инстинкты, направленные на эгоистическое удовлетворение желаний.

Настоящая любовь возникает там, где человек хочет отдать что-то для него дорогое другому. Развитие лю-...

Река, котел и птица. . Швут Ами
Река, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут АмиРека, котел и птица. . Швут Ами