Глазами праведника | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Глазами праведника. Доктор, Яков.
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Глазами праведника. Доктор, Яков.

Глазами праведника. Доктор, Яков.

Глазами праведника. Доктор, Яков.
Автор: Доктор, Яков
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 2008

Избранные отрывки из книги рабби Леви Ицхака из Бердичева "Кдушат Леви". Это классическое произведение по хасидизму учит нас смотреть на мир глазами её автора – легендарного хасидского праведника, великого Заступника Израиля.

Книга содержит также биографию Цадика с многочисленными историями из его жизни, а также его знаменитую "Молитву на исходе Субботы" (на идише).

Книга рабби Леви Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви» входит в число важнейших книг иудаизма. Её мысли очень глубоки, и, возвращаясь к ним из года в год, каждый раз обнаруживаешь что-то новое, ранее не замеченное и не понятое. Можно сказать, что эта книга идёт по жизни вместе с человеком, в каждом возрасте открывая именно то, что ему сейчас необходимо. Целый ряд книг развивают и продолжают её идеи. Знаменитая «Сфат Эмет», славящаяся глубиной и остротой мысли, посвящает свои объяснения тому, что рабби Леви Ицхак имел в виду в том или ином комментарии. Но главное, «Кдушат Леви» - это выражение личности её автора, одного из величайших праведников, которого когда-либо знал наш народ за всю его историю! Эта книга - песнь большой любви, любви к Б-гу и Торе, любви к каждому еврею. Великий Заступник Израиля, рабби Леви Ицхак из Бердичева защищал свой народ не только молитвами. Почти в каждом комментарии видна его цель - с помощью святой Торы доказать, что Всевышний просто «обязан» проявить свою любовь к евреям, благословить их, обратить вниманние на их достоинства, простить им ошибки и послать мир и удачу во всём. Творец ведёт Себя по отношению к миру согласно принципам и законам святой Торы. Это значит, что, всё происходящее с нами, согласно Торе, определяет отношение Всевышнего к нам. Объяснения рабби Леви Ицхака стоит учить и повторять хотя бы только для того, чтобы воспользоваться их силой и научиться вызывать хорошее отношение к себе и другим евреям на Небесах.

Изучая «Кдушат Леви» из года в год, понемногу начинаешь смотреть на окружающий мир глазами автора. Со страниц этой книги перед нами предстаёт прекрасный мир, полный искренней веры и радости жизни. Всего этого так не хватает сегодня нам, живущим в атмосфере меркантильности, цинизма и неверия. Давайте признаемся честно: жизнь нам видится несколько иной, чем рабби Леви Ицхаку из Бердичева. Но его мир — это мир настоящий, именно тот мир, в который нас поместил Творец! Нужно только научиться правильно на него смотреть. Изучая «Кдушат Леви», мы учимся любить Б-га и каждого еврея, желать каждому добра, наслаждаться святой Торой, которая слаще любого мёда. Эта книга вызывает желание стать лучше, научиться молиться, она поднимает человека, направляя его на светлое и доброе. Как объяснил мой хороший друг Исруэл Орзаль, хасидская книга - это очки. Мир не меняется оттого, смотришь ли ты на него через очки, или без. Но, надев очки, ты видишь окружающий мир другим. А это меняет всё!

Я перевёл на русский язык избранные отрывки из «Кдушат Леви», которые, по-моему мнению, дадут читателю полное и хорошее представление об этой книге. При переводе я старался сохранить по возможности язык и стиль самого автора, как можно меньше добавляя что-либо от себя. Там, где это необходимо, я снабдил текст небольшими пояснениями.

Для того, чтобы учить эту книгу, нужно иметь в виду следующие правила:

Первое. Книга написана в форме, непривычной русскоязычному читателю. Это отдельные короткие мысли, различные по стилю и подходу к тексту Торы. Эту книгу невозможно просто прочитать залпом! Этот текст необходимо именно изучать, вдумываясь в прочитанное. Некоторые мысли стоит перечитать несколько раз, а вещи непонятные обсудить со знающим человеком.

Второе. Для хасидской книги характерен особый подход к Торе. Он основан на том, что каждый отрывок говорит не только о событиях своего времени, но и обращен непосредственно к тому, кто изучает его сегодня. Каждое объяснение учит нас, сегодняшних евреев, выводу, который мы можем для себя извлечь из написанного. Вот как объясняет этот принцип книга «Меор Эйнаим»: «Тора вечна и относится к каждому времени. Если бы это было не так, не дай Б-г, то она была бы просто историями о том, что происходило когда-то. Если так, почему же она называется Торой - от слова - указание пути (ораат дерех)? Тора показывает и учит нас пути Всевышнего, и необходимо понять, какое же указание здесь содержится...». Понятно, что эта книга не заменяет собой изучение недельной главы с Мидрашами наших мудрецов и классическими комментариями.

Третье. Хасидская книга стремится поднять человека, показав ему мир с позиции цадика, её написавшего. Она даёт человеку перспективу. Но при этом нужно помнить, что в ней описывается очень высокая ступень развития человека, которая от нас далека, и не забывать свой реальный уровень. То есть несмотря на то, что голова достигает небес, ноги должны твёрдо стоять на земле.

Яков Доктор.
5768 год от Сотворения Мира.


ДОКТОР ЯКОВ Родился в 1972 голу в городе Жмеринка на Украине. В Страну Израиля приехал с большой алией в 1991 году. После демобилизации из армии в 1994 году пошёл учиться в ешиву. С тех пор его основным занятием является изучение Торы. Учился в ешивах "Кирьят Малахи" и "Швут Ами" в Иерушалаиме. Имеет смиху раввина. Женат, отец троих детей. Живёт в городе Бейт Шемеш, где преподаёт Тору на русском языке и возглавляет еврейский центр "Шма Исраэль".

О книге «Кдушат Леви»

Большая часть книг рабби Леви Ицхака из Бер-дичева, к сожалению, до нас не дошла. Сборник его алахических ответов, «Шут», и книга его Хидушим на Талмуд так и не увидели свет. Не будучи изданными при жизни автора, они сгорели через несколько лет после его смерти во время пожара. Рабби Леви Ицхак издал два своих исследования, посвященные Хануке и Пуриму, назвав эту книгу «Кдушат Леви». Его комментарии к недельным главам Торы были изданы уже после смерти. Наследники объединили в новом издании обе эти книги, назвав их «Кдушат Леви». Согласно воле самого рабби Леви Ицхака, туда были включены также хидушим его сына рабби Меира. Сегодняшние издания «Кдушат Леви» включают и отдельные, собранные из разных других книг, хидушим рабби Леви Ицхака. Сохранились объяснения рабби Леви Ицхака на Мишну, которые печатают во всех современных изданиях.

В последующих поколениях

Значение рабби Леви Ицхака из Бердичева и его книги «Кдушат Леви» для нашего народа неоценимо. Сколько ни скажешь, всё равно приуменьшишь. Даже его святое имя и просто название города Бердичев являются источником особого очарования, которое вызывает даже у далёких от еврейства чувство чего-то доброго и очень хорошего. Восхищение им среди мудрецов и праведников Израиля всех поколений огромно. Знаменитый «Хозе» - Провидец из Люблина, -признавался, что шестнадцать лет, которые он удостоился прожить в одном мире с рабби Леви Ицхаком, он каждый день в течение часа благодарил Всевышнего за ту особую милость, которую Он оказал нам, послав в мир эту святую душу. Хасидские праведники рассказывали и рассказывают множество поучительных историй из его жизни, количество которых сравнимо только с историями про самого святого Баал Шем Това. Его книга «Кдушат Леви» выдержала множество изданий и находится сегодня почти в каждом еврейском доме. Без преувеличения можно сказать, что «Кдушат Леви» является одной из важнейших книг иудаизма. О её особенности свидетельствует хотя бы тот факт, что в годы Второй мировой войны, когда чудесным образом спасённые учащиеся польских ешив наладили в Шанхае печатание необходимых им книг, без которых невозможно было обойтись, в их число вошла и книга «Кдушат Леви». Знаменитый рабби Иссар Залман Мельцер, автор «Эвен аэзель», представитель «литовского» направления, говорил, что просто не представляет себе праздник Ханука без «Кдушат Леви». Рахмистривский Ребе, рассказывал, что однажды в Радин, в ешиву Хафец Хаима попросились к началу учебного семестра Элул два молодых человека, потомки Цадика из Бердичева. Им отказали из-за отсутствия мест. Услышав об этой истории, Хафец Хаим обратился к руководству ешивы с просьбой их принять. «Тот факт, что среди нас будут находиться потомки рабби Леви Ицхака из Бердичева, поможет нам выстоять в предстоящие Грозные дни» - сказал он.

Дай нам Б-г, чтобы заслуги и Тора святого праведника рабби Леви Ицхака из Бердичева помогли нам стать лучше, защищали нас, светили и помогали нам в нашей жизни!



СОДЕРЖАНИЕ

К читателю
Из жизни праведника
Молитва на исходе Субботы

Берейшит

Берейшит
Hoax
Лех Леха
Ваера
Хаей Сара
Толдот
Ваеце
Ваишлах
Ваешев
Микец
На Хануку
Ваигаш   
Ваехи
  
Шмот

Шмот
Ваэра
Бо  
Бешалах
Итро
Мишпатим
Трума
Тецаве
На Пурим
Ки тиса
Шабат Шкалим
Шабат Пара
Ваякhель
Пкудей

Ваикра


Ваикра
Шмини
Песах
Шир аШирим
Тазриа
Мецора
Ахарей Мот
Кдошим
Эмор
Беhар
Бехукотай

Бамидбар

Бамидбар
Насо
На Сфират аОмер
Шавуот
Беhалотха
Шлах
Корах
Хукат
Балак
Пинхас
Матот
Масэй

Дварим

Дварим
Мегилат Эйха
Ваэтханан
Шабат «Нахаму»
Экев
Ръэ
Шофтим
Теце
Таво
Ницавим
Афтара главы «Ницавим» Рот Ашана и Йом Кипур
Ваелех
Аазину
Везот Абраха

От автора

Фрагмент из книги:

ЛЕХ ЛЕХА

1.«И сказал Г-сподь Аврааму: иди себе...»


Многие спрашивают, зачем Авраам подверг Сару такой опасности, спустившись с ней в Египет, ведь Всевышний не говорил ему этого?6 На это можно ответить, что Всевышний Благословенный, сказав Аврааму «в землю, которую Я тебе покажу», имел в виду, что в ту землю, куда приведёт его сила обстоятельств, он и должен идти. Авраам пришёл в Землю Израиля, и там был голод. Значит, решил он, это свыше решено, что мне нельзя здесь оставаться.

«И был голод в той стране. И спустился Авраам в Египет, ибо тяжёл голод в той стране». Так Авраам понял, что это свыше не желают, чтобы он оставался здесь, а хотят, чтобы он ушёл в другую страну, туда, где сила обстоятельств, направляемых свыше, позволит ему остаться.

2. Ещё объяснение «... в землю, которую Я тебе покажу».

Есть правило. Когда человек сомневается, делать ли ему что-либо, или нет, он должен оценить следующее. Если, начиная, он чувствует ясность, просветлённость ума, это знак ему - пусть продолжает дальше. В этом смысл слов «... которую Я тебе покажу» - то есть через озарение, ясность ума.

«Иди себе...». Обычно, когда человек спасается от врага, он бежит в любое место, даже если там придётся скитаться без всякого приюта. Авраама преследовал злодей, царь Нимрод, как рассказывают нам наши мудрецы, благословенной памяти. И чтобы мы не сказали, что и Авраам был скитальцем и бродягой в другой стране, сказано «иди себе...» - то есть к себе - на свою родину, на своё место.

«И сказал Г-сподь Аврааму: иди себе из страны твоей...». Куда бы человек ни шёл, он идёт к своему корню, так как в том месте есть искры святости, которые ему предстоит поднять. Поэтому сказано Аврааму «иди себе...», - то есть к себе, к своему корню, чтобы исполнить то, что тебе там предстоит. Исключение представляют Моше, Аарон и Шмуэль - они были душами общими, включавшими всех евреев. Поэтому сказано про Шмуэля «...так как там его дом» - в любом месте, где он появлялся, там была его жизненная сила, его корень, ибо он был общей душой для всех евреев.

3. «... И сделаю Я тебя народом великим, и благословлю тебя и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением...».

Учит Гмара: «И сделаю Я тебя народом великим» — об этом мы говорим в молитве «Б-г Авраама», «и благословлю тебя» - это то, что мы говорим «Б-г Ицхака», «и возвеличу имя твоё» - это «Б-г Якова». Может быть, следует завершить благословение всеми этими именами? Талмуд учит «и ты будешь благословением» — только тобой завершают благословение молитвы! С помощью трёх качеств Творец Благословенный управляет всеми мирами:  (Агава-Любовь),  (Гвура-Сила) и  (Тиферет-Великолепие). Когда Всевышний управляет миром свойством любви (Агава), все миры наполняются всяческим благом. Если же качеством Гвура (Сила) - тогда, не дай Б-г, всё наоборот. Когда же Творец Благословенный использует Тиферет (Великолепие) - во все миры нисходит благословение. Цель качества Тиферет - тоже Любовь, поскольку суть этого свойства в том, что Творец Благословенный радуется своим созданиям ОЯ9Л0) , как и следует из самого названия (ГЛКЗЛ) , а это пробуждает несущую благо Любовь. Несмотря на то, что мера Гвура выглядит противоположностью двум другим, так как она несёт Суд и Наказание в мир, не дай Б-г, тем не менее, её конечной целью тоже является Любовь. Как сказали друзья Иову: «И начало твоё будет страданием, но в конце ты будешь вознесён». Сущность Гвуры в том, чтобы после наказания, перенесённого испытания дать добро и благословение. Как мы видим у праведника Нохума Иш Гамзо, который на каждое событие, которое вначале выглядело бедой, говорил: «И это к лучшему». То, что вначале выглядит бедой, впоследствии обернётся благом. Таким образом, скрытая цель Гвуры - тоже Любовь.

Авраам - это качество Агава, Ицхак - Гвура, Яков - Тиферет. Это имела в виду приведенная выше Гмара: «Может быть, нужно завершить благословение всеми этими именами?» - возможно, назначение Гвуры и Тиферет это также Суд, как цель самостоятельная? «...Только тобой завершают благословение молитвы» - то есть и Тиферет, и Гвура существуют только ради Агавы, чтобы пробудить её, ибо конечную цель благословения символизирует её завершение. Все эти три качества присутствуют в 12 еврейских коленах.

Обдумай всё здесь написанное несколько раз и постарайся понять!


6 Р. Леви Ицхак имеет в виду ответить на обвинение, выдвигаемое комментаторами против Авраама в том, что он согрешил, спустившись в Египет вопреки Воле Творца и подвергая свою жену Сару опасности. Смотри подробнее комментарий Рамбана на это место.

 

Глазами праведника. Доктор, Яков.
Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков. Глазами праведника. Доктор, Яков.