Любите делать добро | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Любите делать добро. Спинадель, Гедалия.
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Любите делать добро. Спинадель, Гедалия.

Любите делать добро. Спинадель, Гедалия.

Любите делать добро. Спинадель, Гедалия.
Автор: Спинадель, Гедалия
Переводчик:
ISBN: 978-965-7452-01-1
Издатель:
Год издания: 2010

Ежедневные уроки в умении давать - уроки р.Ф.Шехтера по книге Хафец Хаима "Агават хесед"

В трудный час каждый хочет, чтобы его пожалели. - И кто избежит этого дня?! Как же сделать, чтобы в решающий момент тебя поняли, простили, к тебе проявили милосердие?..

В мире действует закон справедливости, мера за меру: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому стоит в меру дарованных Творцом сил, способностей и возможностей помогать людям, делать от всего сердца добро. Это зачтется тебе, спасет в самый неожиданный миг и одарит безмерно, как ты даже не способен вообразить -ибо Творец не спускает с тебя глаз.

Но верно и обратное. Если данные свыше средства на улучшение себя и мира бездумно растрачиваешь на себя или направляешь на зло - лишишься средств и не жди милости, расплатишься за все: не в этом мире, так в том.

Что же именно делать человеку, который понял неотвратимость и благо Закона, решающего его судьбу? Как делать добро, которое не окажется злом, когда уже не исправить?

Хафец Хаим - выдающийся мудрец и праведник, ушедший от нас в первой половине прошлого века, дает ответ. На основе Талмуда, кабалы и трудов наших учителей он составил совершенную систему действий и мыслей. Она позволяет человеку взять правосудие, с которым ему придется иметь дело, в свои руки, определяя свою судьбу.

Классическая книга Хафец Хаима Агават хесед -«Любите делать добро» - адаптирована для современного читателя в уроках рава Ф. Шехтера и разделена по дням для изучения.

Каждому, кто посвятит ежедневно три минуты чтению этой книги и последует ее советам, гарантируется очевидное изменение жизни, которая будет нести радость ему, его семье и всему миру не только сейчас, но из поколения в поколение.

Начнем сегодня.

Гедалия Спинадель

Введение

«И создал Б-г человека из праха земли и вдохнул в его ноздри дух жизни» (Берешит, 2:7).


Каждый человек несет в себе частицу Б-га, Божественную сущность, которая вошла в него, когда Творец вдохнул в него жизнь. Эта сущность - душа - отделяет его от всего творения. Но как человек активизирует в себе душу? Как открывает канал, через который она может проявлять себя в материальном мире?

Хесед - средство, которым человек выражает Божественную сущность в мире. Поэтому хесед - одно из определяющих Божественных качеств. Когда человек делает хесед -это не просто мило и хорошо с его стороны, так он исполняет свое предназначение, ради которого создан. Тора заповедует нам уподобляться Б-гу. Задумываясь о постоянной, безграничной доброте Творца, мы понимаем, почему делать хесед -веление Торы. Все, что делает Б-г, Он делает для блага Своих творений. Дает пищу миллионам видов растений и животных, уравновешивая все элементы мира, чтобы дать ему дышать, питаться, размножаться и обновляться. Создает системы поразительной сложности и точности, которые поддерживают работу тела, мозга и всей великой вселенной. Он дает нам способность ощущать красоту, печаль и величие. И все это постоянно.

Существование Б-га выражается через Его постоянную заботу о Его творении. И так мы разгадываем Его природу. Следуя Его путям, заботясь о ближних, мы идем по Его «следам», которые Он оставил в мире.

Необходимость давать

Еще одно проявление доброты в том, что Он создал мир несовершенным, незавершенным. Каждый человек что-то не может сделать без других. Даже самый богатый без фермера, водителя грузовика и бакалейщика не мог бы достать еды. Без врача и фармацевта не вылечился. Без водопроводчика, плотника и электрика его дом пришел бы в упадок.

Творец мог бы создать мир из самодостаточных людей, но сделал нас ограниченными в разных аспектах. Благодаря этому весь мир объединен взаимной необходимостью и щедростью. И каждый день жизни дает нам широкое поле для проявления Божественности. Человеку необходим хесед, чтобы сохранять живость и выражение своей души, иначе величие его не проявится.

Помогая бедному, богатый обычно считает, что он дает, а бедный получает и нуждается в нем. Но, прежде всего, от этого выигрывает сам богатый - ему представилась возможность реализовать свой потенциал, как это делает Б-г. Бедняк дает ему возможность получить заслугу, а получает ее богач.

Меняя повседневную жизнь

Можно подумать, что для реализации этих Божественных свойств обязательно нужно найти бедного, голодного или больного. Но реализовывать их мы можем каждый день. Открыть дверь человеку, который что-то несет, - это хесед. Дать в долг соседу немного денег - хесед. Одолжить пылесос, подвезти кого-то, позаботиться о своей семье, дать совет или сказать слова ободрения - все это поднимает уровень Божественности в мире, если мы поступаем так с этой целью. Можно, делая что-то по дому, не считать это хеседом - но тогда люди - лишь материальные существа, которые выполняют материальные действия. А если эти действия они осознают как хесед - тогда они Божественные существа, которые наводят чистоту и порядок в семейном уголке вселенной.

Как видеть

Даже если мы работаем ради заработка, хесед играет в этом большую роль. Каждый профессионал, бизнесмен, ремесленник и рабочий помогают другим своими усилиями.

Хафец Хаим однажды остановился с попутчиком на постоялом дворе и стал хвалить хозяина за хесед.

- Но ребе, - возразил попутчик, - он берет за это деньги!
- А без денег, как бы работал постоялый двор? - спросил Хафец Хаим.
- Но он же получает прибыль! - воскликнул попутчик.
-  А без прибыли, чем бы он кормил семью? - ответил Хафец Хаим.
Если, делая хесед, человек обеспечивает свою жизнь, это никак не умаляет его в глазах Хафец Хаима. Хозяин предоставлял убежище, теплую кровать и питание путникам. Забота об удобствах людей, его работа - была хесед, но только если он делал ее с таким намерением. И мы можем превратить нашу работу в хесед простым изменением перспективы.

Суть мира

Тора учит, что Б-г создал мир на основе хеседа. Во время Ноаха стремление к наживе и разврат - противоположности хесед - подорвали эту основу, и Творец навел потоп, чтобы смыть извращенные остатки человечества. Хесед Творца создал мир, поэтому Ему пришлось очистить его, чтобы отстроить на правильной, прежней основе.

Ковчег Ноаха был этой очищенной сутью хеседа. Рав Элиягу Десслер объясняет, что целый год Hoax, его жена и три сына с его невестками, не покладая рук, ежедневно кормили всех животных, которые были на борту. Каждое получало любимую еду в обычное время - тех, кто спят ночью, кормили днем, и наоборот. Забота о животных занимала все дни и ночи этой семьи. Ковчег был целым миром, который поддерживал хесед. Благодаря этому, Б-г показал грядущим поколениям, что хесед - основа существования мира.

Примечание для читателя

В оригинале книга Хафец Хаима Агават хесед состоит из трех частей. Первая посвящена конкретным законам о том, как давать в долг, о правильном размере зарплат, и так далее. Вторая рассказывает, почему стоит делать хесед, и вызывает любовь к этой мицве. И последняя часть детализирует разновидности этой мицвы и требования к ее исполнению. Данный том не разбирает галаху, поэтому первая часть в нем опущена.

Под названием каждой главки, помещено указание, какому отрывку оригинала этот урок соответствует. Например, Агават хесед, часть 2, глава 12.

Приведем перевод нескольких терминов, которые постоянно встречаются в книге:

Агават хесед - Любовь к хеседу, любовь делать добро
Бейт аМикдаш - Храм
Хесед - добро, доброе дело, милость, милосердие...
Галаха - еврейские законы правильного исполнения религиозных обязанностей
Ашем - Творец, Б-г, Всевышний
Клалъ Исраэль - Народ Израиля, еврейский народ
Мицва - заповедь Торы и мудрецов и доброе дело, соответствующее воле Творца

Фрагмент из книги:


День 31
1 хешвана - 1 ияра
Агават хесед - Раздел II, глава VIII


Известность и фортуна

Сегодня, выделяя время или деньги на хесед, постараюсь избавиться от чувства, будто что-то теряю, и стану думать о том, что обретаю

Хотя многие испытают удовольствие от известности как большие филантропы, есть такие, которые предпочитают, чтобы об их доходах никто не знал. Хафец Хаим относит это к другому виду «страха». Они боятся, что слух об их щедрости распространится, тогда к ним повалят со всех сторон и по любым поводам с просьбами поделиться. Такой человек мог бы дать сразу 10 000 долларов, но думает: а вдруг завтра ко мне обратятся с просьбой отремонтировать микву, сделать пристройку к ешиве или новое крыло к госпиталю, тогда и дам. Я могу дать десять, но не сто тысяч, которые станут просить, узнав о моих пожертвованиях. Поэтому он не дает первые десять тысяч.

Это опять логическая ошибка под видимостью разумных рассуждений. Основа всех этих оправданий в том, что человек считает, что, давая - теряет. Хафец Хаим цитирует обещание из Тана девей Элиягу зута (глава 4): «Если даешь деньги - ты достоин денег. А если удостоился - помогай деньгами». Если у человека есть деньги, чтобы дать, он может создать постоянный актив. Ашем дает ему сделать вложение, которое принесет прибыль в этом и в том мире. Давая деньги, человек не может потерять. Об этом прямо говорит Тора: «Давай, давай ему, и пусть не ожесточится твое сердце, когда даешь - и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах и во всем, к чему ты приложишь руку» (Дварим, 15:10). Даже если слух о том, что он дал десять тысяч долларов, приведет к нему целую очередь просителей, каждый из них - еще одна его возможность. Если может дать больше, пусть дает, и получит большее благословение.

Это становится яснее, если сравнить перспективы хеседа и бизнеса. Представим, что богатому человеку звонит агент по продаже недвижимости и говорит: «У меня есть большое здание для офисов, которое предлагается по смешной цене. Завтра тебе надо придти и принести полмиллиона долларов, но ты сможешь получать с этого здания миллионы долларов в год». Немыслимо, чтобы он ответил: «Я не стану это делать. Не хочу, чтобы кто-то узнал, что могу вложить полмиллиона. Иначе все начнут мне предлагать разные сделки».

Как бы глупо это ни звучало, это ровно то, что говорит человек, который боится давать. Из-за того, что многие начнут у него просить деньги, он отворачивается от возможности встать под крыло Творца, связать себя с Божественным Присутствием, обеспечить защиту и благословение своему семейству. Более того, если страх известности - единственная причина, по которой он не хочет давать, Хафец Хаим предлагает простое решение. Он может дать деньги третьему лицу, которое потом даст в долг. Третья сторона станет известной, а тот, кто дал в долг, обретет удачу.


День 60
30 хешвана - 30 ияра
Агават хесед - Раздел II, глава XIII


Десятина времени

Сегодня найду способ, как выделить часть времени для какого-либо вида хесед


Современная жизнь оставляет мало покоя. Телефон может зазвонить среди ночи и в любом месте, лаптоп позволяет работать там, где раньше люди могли только размышлять, би-перы сообщают о происшествиях не только врачам, но и всем. Все круглые сутки на телефоне.

Поэтому сегодня многим легче дать деньги, чем уделить время. Но это - критически важная часть хеседа, время иногда может сделать то, на что неспособны деньги. Только вложение времени согреет одинокого старого еврея в доме для престарелых. Оно нужно для установления связи с несчастным подростком; для звонка заболевшему родственнику; для связи ассимилированного еврея с какой-то организацией, которая поможет ему найти свой путь; чтобы выслушать друга в беде; отвезти детей соседа в неотложную помощь, посидеть с испуганным пациентом в больнице.

Сегодня, когда большинство семей недостаточно отдыхают и перегружено, найти время для этого трудно. Рав Моше Файнштейн (Игрот Моше) учит: как отделяют десятину от денег, так надо отделять десятину от времени. Вначале люди считают, что не в состоянии отдавать десять процентов от своего дохода, иначе у них самих ничего не останется. Но обычно все-таки находят десять процентов, как и средства на покупку строго кошерной мацы или этрога. Человек отщипнет там и здесь и достигнет цели.

То же со временем. Если внимательно просмотреть весь день, выяснится, что есть у человека свободное от работы время, и можно капельку посвятить хеседу. Как считают в точности средства для отделения десятины - так нужно поступать со временем. Может быть, это пожертвование будет всего десять минут, чтобы кому-то позвонить. «Десятина времени», если ее уделяют систематически, может принести много пользы. В Израиле, например, благодаря этому тысячи детей привели в еврейские школы. Но не обязательно все вкладывать в большой проект. Если человек способен выделить час-два в неделю, их можно потратить на помощь местной организации хеседа, посетить больницу или дом престарелых. И, ничего не меняя в расписании, подвезти куда-то по пути груз или человека. Когда человек сознает, что обязан отдавать время, он начинает понимать, как лучше использовать минуты.

Боязнь людей дать деньги - иначе у них ничего не останется - распространяется и на время. Люди боятся, что тогда испарится и то немногое, что удается выкроить. И ответ на этот страх тот же, что с деньгами. Человек не проиграет. Каждая минута, которую он отдает, обогащает и заряжает энергией все мгновения его дня.


День 75
15 кислева -15 сивана
Агават хесед - Раздел II, глава XV


Цена денег

Сегодня прослежу, как переплетаются мои интересы в бизнесе и мои обязанности делать хесед

Фермер смотрит на землю, сеет, жнет, продает зерно и получает деньги. Если на стадии сева кто-то просит его отдать мешок семян, на его взгляд это не стоимость семян, а полученный за них урожай и выручка за него. Десяти долларовый мешок семян может принести сотни долларов.

Поэтому ссужать деньги особенно трудно тем, кто занимается инвестициями. Он дает не просто 1000 долларов, а 9.000, в которые они могли превратиться, и может считать, что просто не в состоянии давать беспроцентные ссуды - отдавать то, что продает, чтобы жить. Хафец Хаим не находит никаких облегчений в положении такого бизнесмена, но, понимая его трудности, дает хороший совет.

Прежде всего, проблема процентов. Одалживая кому-то, надо очень хорошо знать законы гетер иска, делового партнерства, при котором разрешен «интерес». Но, даже зная все детали закона, профессиональный инвестор испытывает трудности - в его бизнесе ради мицвы деньги не дают. Многие, с кем он создает такое легитимное партнерство, в иной ситуации оказались бы идеальными кандидатами для беспроцентной ссуды.

Чтобы решить эти проблемы, Хафец Хаим предлагает откладывать часть прибыли от инвестиций на отдельный счет в фонд беспроцентных ссуд. И с него помогать людям в трудной ситуации: начать бизнес, оплатить счета или неожиданные расходы членов семьи и родственников. Главное - откладывать деньги и искать способы их применить. Это умножает хесед в мире и намного превышает то, что бизнесмен приобретает на ссудах посредством гетер иска.

В конечном итоге, все сводится у финансиста к тому же, что у всех. Он тоже нуждается в заслугах, которые дает хесед. Его интересы в бизнесе создают некоторые проблемы, но и дают ему большие преимущества. Многие хотели бы помочь - а он может.

 

Любите делать добро. Спинадель, Гедалия.
Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия. Любите делать добро. Спинадель, Гедалия.