Шмита | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Шмита. . Амана
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Шмита. . Амана

Шмита. . Амана

Шмита. . Амана
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1993
Купить Шмита на jewish-book.ru 9.7 USD

Шмита - закон о седьмом годе сельско-хозяйственного цикла, в который все еврейские сельскохозяйственные участки Земли Израиля должны отдыхать. Книга разбирает галахический (законодательный), исторический, социальный и философский аспекты заповеди о шмите. Особое внимание уделяется соблюдению шмиты в наши дни и духовному смыслу заповеди. Включает русский и еврейский текст.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. УЧЕНИЕ О ШМИТЕ: ЗАПОВЕДЬ О ШМИТЕ И
ЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИУДАИЗМЕ

Шмита 7
Соблюдение законов о шмите в городском секторе в наши дни 13
Отмена долгов 15
Заповедь "Гакгель" 24

Глава 2. ШМИТА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Исполнение заповеди о шмите в прошлом и в наши дни  35

Празднество гакгель в Иерусалиме 43
Награда за исполнение заповеди 50

Глава 3. ШМИТА В ОТРАЖЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ФИЛОСОФИИ

"Суббота земли" - идея шмиты в учении рава Кука . 59
Сущность шмиты. "Будет земля отдыхать субботу, посвященную Г-споду" Проф. Нехама Лейбович 61
Вслед за равом Куком (примечания на полях) 73

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал для углубленного изучения предмета
(к лекции проф. Нехамы Лейбовича) 81

Фрагмент из книги:

Отмена долгов

В год шмиты все долги, не выплаченные до конца этого года, отменяются, и ни один кредитор более не имеет права требовать их возврата.

Правда, из этого правила есть некоторые исключения. Например, выплата денег, причитающихся вдове или разведенной, согласно условию, зафиксированному в ее брачном контракте (ктубе). Как известно, одними из главных пунктов этого документа является запись о размерах приданого, принесенного женой в дом своего мужа, а также обязательство о выплате ей известной суммы денег в случае смерти мужа или развода с ним. Все это остается в силе, несмотря на все годы шмиты, прошедшие с момента составления ктубы. Также не отменяются долги, которые должны быть выплачены сиротам, так как взыскание их находится в ведении бейт-дина.

Йовель

Итак, бейт-дин считал годы и освящал каждый седьмой год как год шмиты. Прошли семь семилетий и приблизился пятидесятый год - год, который Тора называет йовель6. Смысл его еще шире и глубже, чем смысл года шмиты, во всем, что касается общественной и экономической жизни еврейского общества.
В течение прошедших семи семилетних циклов в обществе, без сомнения, произошли многочисленные изменения. Некоторые семейства накопили немалое состояние, а другие, наоборот, обеднели. У кого-то обстоятельства сложились так, что глава семьи вынужден был продать свое земельное владение (например, из-за болезни был в силах его обрабатывать). Кто-то обнищал настолько, что был вынужден продать себя в рабство. В результате многие участки земли оказались в руках не тех, кто получил их во владение от Йегошуа Бин-Нуна, и равновесие общества было нарушено.

Однако с приходом йовеля вся картина сразу меняется. Земля вновь возвращается к своим прежним владельцам без необходимости какого-либо выкупа или обращения в суд. Тот, кого обстоятельства вынудили продать себя рабство, возвращаются в свои дома - и к тому же отнюдь не с пустыми руками7, так как Тора обязывает каждого хозяина дать своим рабам, выходящим на свободу, все, что им необходимо.

Итак, все сыны народа Израиля возвращаются к своему родовому владению, к своему первоначальному положению в обществе. Все семьи вновь объединены, все должники вновь чисты перед своими кредиторами. Каждый готов начать свою жизнь как бы заново.

Йовель можно было бы назвать "великим уравнителем" (The Great Leveller) - по аналогии с одним движением английской бедноты, развернувшимся в XVII в., целью которого было уничтожить все проявления соци-ального неравенства, чтобы более никогда не было деления на богатых и бедных.

Однако то, чего другие народы пытались добиться путем революций, евреи получили без всяких треволнений и переворотов, совершенно мирным путем. Йовель, "великий уравнитель", возвращал каждой семье ее исконное достояние, а тем, кто разорился или оказался разобщенным, - возможность начать все сначала.

Истории известны другие народы, которые на некого ром этапе тоже занимались разделом своей земли и закреплением ее за определенными родами. Например, известно о разделении всей территории Спарты на 9000 участков и передаче их во владение 9000 семействам. Однако эти землевладельцы не унизились до того, чтобы собственноручно возделывать свою землю, а предоставили это делать принадлежавшим им рабам. Следовательно, сама подобная ситуация таила в себе вероятность революции, которая рано или поздно должна была вспыхнуть. Один великий человек как-то сказал, что уровень жизни общества зависит от меры терпения угнетенных.   Все  время,   пока  порабощенный  надеется, что однажды и ему тоже будет предоставлена возможность разбогатеть, он готов терпеть, несмотря на то, что надежда на лучшее будущее сопряжена с сегодняшними страданиями. Однако если бедняки видят, что надежды нет и они навсегда обречены оставаться неимущими, они восстают против существующего строя и стремятся расшатать его устои.

В Древнем Израиле ни один еврей не терял надежды на восстановление нормального уровня своей жизни, так как точно знал, что придет год йовель, "великий уравнитель", и вернет его к наследию предков.
 

Шмита. . Амана
Шмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . АманаШмита. . Амана