Обязанности сердца | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Обязанности сердца. Ратнер, Э.. Амана
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Обязанности сердца. Ратнер, Э.. Амана

Обязанности сердца. Ратнер, Э.. Амана

Обязанности сердца. Ратнер, Э.. Амана
Автор: Ратнер, Э.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1992
Книга "Ховот а-левавот" ("Обязанности сердца") была очень известна в средние века и любима народом. Со временем она заняла одно из самых почетных мест в еврейской философско-теологической библиотеке. К ней так привыкли, что забыли, кто является ее автором. И сегодня мы мало о нем знаем. Известно только, что звали его рабейну Бахья бен Йосеф (так произносят его имя сефардские евреи). Ашкеназские евреи говорят Бехайе или Бехаей, что, возможно, точнее, ибо у португальских евреев есть имя Бехайэль, и Бехаей его сокращение.

Предполагают, что жил раби Бахья в Сарагосе где-то между 1050-м и 1156 годом. Мы делаем такой вывод потому, что самое раннее упоминание о нем имеется в комментариях к Торе р. Авраама ибн Эзры(2)*, написанных в 1156 году. С другой стороны, сам р. Бахья называет в своей книге имя мудреца Ионы ибн Джанаха(3)*, который умер примерно в 1050 году.

В 1161 году Иегуда ибн Тибон(4)* впервые перевел "Обязанности сердца" с арабского на иврит, как он пишет в предисловии, "по просьбе раби Мешулама бен Яакова"(5)*. Этот перевод был очень популярен и несколько раз переиздавался в Неаполе, Мантуе, Венеции, Кракове, Константинополе.

В своей книге р. Бахья не выступает как создатель законченной философской системы. Но сталкиваясь с "проклятыми вопросами", он разбирает идеи других ученых. Из еврейских философов наибольшее влияние на него оказал р. Саадия-гаон(6)*. Очень часто р. Бахья цитирует известный труд Саадии "Эмунот ве-деот" ("Верования и идеи"), его комментарии к Танаху и "Сефер йецира" ("Книга творения")(7)*. Раби Бахья был, по-видимому, хорошо знаком с творчеством своего знаменитого современника Шломо ибн Гвироля(8)*. Из греческих философов раби Бахья, вероятно, знал Аристотеля и Эвклида, чьи мнения он иногда приводит. Мы находим в его книге также идеи, свойственные средневековой арабской философии. Великого арабского философа Ибн-Сину (Авиценну)(9)* автор "Обязанностей сердца", скорее всего, не знал. Нет точных данных, был ли он знаком с учением Аль-Газали(10)*, но высказывания, сходные с идеями этого мистика, в книге встречаются. Раби Бахья не выступает с развернутой критикой философов, но иногда не соглашается с некоторыми авторитетами, например с Аристотелем.

Книга р. Бахьи первое систематическое изложение основ еврейской этики. Ее цель научить "обязанностям сердца", то есть раскрыть внутренний, духовный смысл заповедей, без которого они становятся мертвым ритуалом. Задача р. Бахьи не преподнести миру новую философскую систему, а напомнить людям об их моральных обязанностях.


Свои идеи раби Бахья черпает из еврейских источников, но доказательства строит на понятных всем жизненных примерах. Стиль книги, живой и эмоциональный, далек от всякой схоластики.

Раби Бахья почти не касается вопросов религиозной философии. Его интересуют не идеи, а образ жизни верующего человека и его духовный мир. Только вскользь он упоминает о проблеме выбора. Часть арабских философов провозглашала, что все предписано свыше и человек не управляет своими действиями. Другие вообще отрицали какую-либо власть Бога над людьми. Раби Бахья считает, что человек не в состоянии в полной мере понять Божий замысел. Всеведение Господа недоступно людям. Всевышний, конечно, знает все о каждом человеке, но Он не ограничивает свободу выбора. Человек волен поступать как хочет, однако он должен понимать, что за все будет отвечать перед Небесным судом.

Занимает автора "Обязанностей сердца" и проблема теодицеи"(11)*. Он считает, что загробный мир не упомянут в Писании из-за широкой известности идеи жизни после смерти. С другой стороны, он допускает, что абстракция небесного воздаяния была слишком сложна для массового восприятия и именно поэтому не попала в Танах.

По мнению р. Бахьи, высшая цель человека любовь к Богу. Это значит, прежде всего, неукоснительно выполнять волю Всевышнего. Для этого вовсе не надо отказываться от всего мирского. Тора этого не требует. Нет смысла предаваться крайностям. Лучший путь золотая середина.

В соответствии с философией тех времен р. Бахья пытается найти логическое обоснование заповедям. Он считает, что, поскольку человек не вполне властен над своим телом, Бог создал такую систему предписаний, которые охраняют душу. Смысл субботы р. Бахья видит в отрицании еретической идеи о вечности материи. Суббота символизирует примат духа над материей и постоянное обновление мира.

Твердо веря в безграничность Божьего милосердия, р. Бахья так обосновывает свой оптимизм: "Все, что сотворил Господь, служит добру". В мире нет ничего ненужного. Даже человеческие слабости играют свою роль. Чувство стыда, например, кажется лишним. Но если разобраться, видно, что стыд стимулирует хорошие поступки. Забывчивость тоже представляется, на первый взгляд, недостатком. Но если бы человек не мог забыть свои горести и печали, он не просуществовал бы и дня. Даже пребывание евреев в изгнании имеет положительные стороны, считает р. Бахья. Скажем, когда государство, в котором живут евреи, воюет, их не призывают на военную службу. Раби Бахья не пытается быть оригинальным. Все эти идеи высказывались уже мудрецами Талмуда. Его цель донести сокровища еврейской этики до широких народных масс.

Как мы уже говорили, "Обязанности сердца" были очень популярны в народе. На философскую же мысль книга повлияла мало. Изредка мы находим цитаты из нее в трудах Рамбама(12)*. Простые евреи любили книгу р. Бахьи за душевность, ясный язык, отсутствие сухих нравоучений. Раби Бахья не корит, не указывает, но поддерживает и подбадривает человека, постоянно напоминая, что цель Бога процветание и счастье человеческого рода. Нужно только крепко верить во Всевышнего и исполнять Его заповеди.

В книге отчетливо проступает чистая и наивная душа ее автора. Каждое слово наполнено любовью к Творцу. Чувствуется, что р. Бахья достиг высшего уровня праведности и глубоко проник в тайны мироздания. Он стал настоящим цадиком(13)*: все понял и все простил. Он научился с радостью принимать все, что идет от Бога. Счастливым прошел он по жизни и в полном душевном спокойствии удалился в иной, лучший мир.

Доктор А. Цифрони

Фрагмент из книги:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О БОГОСЛУЖЕНИИ


Эта глава посвящена богослужению, то есть обязанности человека благодарить Всевышнего за оказанные милости. Прежде всего поговорим о чувстве благодарности по отношению к ближнему, ибо это связанные вещи.

Известно, что за добро следует благодарить. Даже если человеку не удалось совершить для вас доброе дело, его нужно поблагодарить, ибо мы приносим благодарность за хорошее намерение. Если же добрый поступок совершен случайно, благодарить не обязательно. Существуют разные виды добрых дел, но все их человек совершает из выгоды материальной или моральной. Получив благодарность, он испытывает удовлетворение.

Господь же абсолютно бескорыстен. Он не нуждается в нашей благодарности. Его благость бесконечна. Насколько человек слаб и зависим, настолько Бог велик и всемогущ. Во всем человек зависим от Создателя. Абсолютно всё он получает от Бога. Но если человек сам не приложит усилий, он не получит помощи от Всевышнего. Человек должен осознать, насколько он зависим от Господа и насколько Тот милостив к нему. Тогда он станет служить Богу всем сердцем и получит воздаяние в будущем мире.

Человек обязан благодарить Господа за все, что Он ему ниспослал. Какой мудрец с этим не согласится? Но человек умнеет медленно, и я думаю, что ему следует помочь.

Существуют два типа религиозности: внутренняя и внешняя. К первой приходят в результате глубокой внутренней работы, на основе личного опыта. Вторая передается от поколения к поколению как традиция. И тот и другой тип религиозности необходимы в духовной жизни народа. Внутреннее чувство часто ослабевает, и тогда человек нуждается в поддержке, то есть в религиозности внешней.

Есть три причины ослабления религиозного чувства. Первая объясняется противоречивостью человеческой натуры. Такой ее создал Бог. Душа и тело во многом противоположны. Чтобы сохранить равновесие между ними, Господь дал человеку желания и страсти, без которых невозможно создать цивилизацию. Еще Бог дал человеку интеллект, который помогает отличать хорошее от дурного. Однако страсти преобладают, потому что еще несмышленышем человек привыкает наслаждаться. Ум не может сдержать страсти, и они затмевают возвышенные стороны души. Вторая причина заключается в характере интеллекта. Он сродни высшим мирам и чужд грубой материальности. А пища страстей материя, и они порой подавляют интеллект. Для того чтобы поддержать слабеющий дух, Бог дал человеку Тору. Заповеди являются лекарством против болезни духа. Они сдерживают животное начало: в питании, супружеских отношениях и пр. Если это лекарство не помогает, существуют более сильные средства: посты, молитвы. Третью причину также следует искать в особенностях интеллекта. Часто ум используется только для нахождения средств удовлетворить страсти. А ведь известно, что чем больше получает человек, тем больше он желает. Так ум идет на поводу у страстей.

Чтобы ограничить животное начало, Бог дал человеку Тору. Исполняя заповеди, человек приближается к духовному совершенству конечной цели творения.

Богослужение это выражение покорности Всевышнему. Так осыпанный милостями слуга покорен своему господину. Обязанность получающего блага отплатить добром дающему. Существуют два вида покорности Господу: из страха перед Ним и из-за понимания Его величия. Первый присущ внешней религиозности, второй внутренней. Оба они играют важную роль в духовном развитии человека, но второй возвышенней.

Внешняя религиозность не столь глубока, как внутренняя. Человек может соблюдать заповеди из чувства стыдливости или чтобы его уважали, словом, не бескорыстно, ибо основа внешней религиозности страх перед наказанием. Но внутренняя духовная работа не может быть неискренней. Она совершается только для Бога.

Однако без поддержки традиции моральное самосовершенствование затруднено. Внешнюю религиозность можно сравнить с семенем, Тору с удобрением, а Божью помощь с дождем. И вот вырастает саженец глубокого религиозного чувства. Сказали наши мудрецы: "Не служите Господу, как рабы, желающие получить награду..."

Заповеди Торы ограничены определенным числом, а работа интеллекта не знает границ. И чем больше человек узнает, тем ближе он к Господу. И поэтому покорность воле Божьей возрастает с мудростью. Сказано в Талмуде, что были мудрецы, которые каялись ежедневно, ибо чем больше они знали, тем больше находили у себя грехов.

Внешняя религиозность не может заменить постоянную работу интеллекта, так как страсти сводят человека с истинного пути. Религиозность внутренняя не подвержена такого рода эрозии, ибо душа стремится к Богу. Только с помощью интеллекта человек в состоянии спастись от греха.

Однако не надо пренебрегать внешней религиозностью. Она оказывает сдерживающее влияние, когда интеллект теряет власть над эмоциями. Ведь если страсти целиком овладевают человеком, интеллект подавляется. Тогда только страх перед наказанием может остановить грешника. Существует и другая опасность аскетизм, полный уход от этого мира в область интеллектуальных абстракций. Обе тенденции осуждаются иудаизмом, ибо мешают достичь духовного равновесия.

Другой, если так можно выразиться, недостаток внутренней религиозности субъективизм, ибо интеллектуальное развитие у людей разное. Традиции же, заповеди даны всем старым и малым, умным и глупым. Откровение на горе Синай предназначалось всему народу, как сказано было Моше Господом: "Собери народ: мужчин, женщин, детей, пришельцев..." И еще сказано: "Читай эту Тору всему Израилю".

Привыкая соблюдать заповеди с детства, человек учится жить в рамках традиции и сдерживать свои страсти. Когда он взрослеет и интеллект его развивается, ему становится легко управлять своей природой.

Тот, кто будет ревностно исполнять заповеди, заслужит спокойную жизнь и в этом, и в будущем мире. А тот, кто направит на служение Богу весь свой интеллект, достигнет уровня пророков. Он ощутит Божественный свет.

Интеллектуальный подход иногда понимают как чистый субъективизм. Поэтому Господь обязал всех без исключения исполнять одинаковые заповеди. Если дух слабеет, традиция поддерживает его.
Обязанности сердца. Ратнер, Э.. Амана
Обязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. АманаОбязанности сердца. Ратнер, Э.. Амана