Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш..
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш..

Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш..

Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш..
Автор: Бродская, Ш.
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 2008

Законы об имущественных претензиях включают пять групп заповедей: 1) законы найма и аренды, 2) законы займа и хранения имущества, 3) законы о кредиторе и должнике, 4) законы об истце и ответчике, 5) законы наследования.

Законы найма и аренды включают семь заповедей, три повелевающие и четыре запрещающие. А именно: 1) работать по найму и хранить имущество за плату в согласии с правилами, установленными Торой; 2) платить наемному работнику вовремя; 3) не задерживать плату наемного работника; 4) позволять наемному работнику есть растущие плоды, с которыми он работает; 5) наемному работнику не есть растущие плоды, кроме как в момент окончания работы с ними; 6) наемному работнику не выносить плоды с поля в руках: ему разрешено только то, что он съел; 7) не мешать есть молотящему быку, а также любой другой скотине.

Законы займа и хранения имущества включают две повелевающие заповеди: 1) занимать имущество в согласии с законом Торы; 2) безвозмездно хранить имущество в согласии с законом Торы.

Законы о кредиторе и должнике включают двенадцать заповедей, четыре повелевающие и восемь запрещающих. А именно: 1) давать ссуду бедняку и нуждающемуся; 2) не преследовать должника, добиваясь возвращения ссуды; 3) преследовать должника-нееврея, добиваясь возвращения ссуды; 4) не отнимать у должника имущество в заклад силой; 5) вернуть заклад хозяину, когда он в нем нуждается; 6) не задерживать возвращение заклада хозяину-бедняку, когда тот в нем нуждается; 7) не отнимать [в качестве заклада] имущество вдовы; 8) не отнимать [в качестве заклада] посуду, в которой готовят основную пищу; 9) не давать ссуду под проценты; 10) не брать ссуду под проценты; 11) не посредничать между дающим и берущим ссуду под проценты, не выступать между ними в качестве свидетеля, не писать долговую расписку, не становиться гарантом; 12) брать у нееврея и давать нееврею ссуду под проценты.

Законы об истце и ответчике - одна повелевающая заповедь: поступать по закону Торы в случае предъявления претензии и признания или отрицания справедливости этой претензии ответчиком.

Законы наследования
- одна повелевающая заповедь: осуществлять передачу наследства в согласии с порядком, установленным Торой.

Таким образом, всего в этой книге описывается двадцать три заповеди, из них одиннадцать повелевающих заповедей и двенадцать запрещающих.

Фрагмент из книги:

Законы наследования

Глава Седьмая

7.1  Наследники не имеют права на получение наследства, пока не приведут четкое доказательство того, что владелец наследства умер. Если же прошли слухи о том, что он умер, или об этом сообщили неевреи в непринужденном разговоре, то несмотря на то, что их свидетельства достаточно, чтобы жена пропавшего смогла выйти замуж и получить из имущества мужа положенную ей "ктубу", наследники не получают наследство на основании такого свидетельства.

7.2 Если женщина пришла и сказала: "Мой муж умер", то несмотря на то, что ей верят на предмет того, что она может снова выйти замуж и получить "ктубу", наследники не получают наследство на основании ее слов. Если же женщина заявила, что ее муж умер, и стала женой брата мужа, выполнившего заповедь "ибум", то "явам" - тот, кто совершил "ибум" - вступает в права наследника умершего брата, как сказано: "...восстановит имя своего умершего брата" (Дварим 25:6), и он восстановил.

7.3  Если человек утонул в воде, поверхность которой не просматривается во все стороны на значительное расстояние, и пришли свидетели, сообщившие, что он утонул у них на глазах, после чего о человеке не поступало более никаких известий, то его жене изначально не разрешают выходить замуж за другого (есть вероятность, что человек выплыл в том месте, которое не просматривается), однако наследники вступают в права на наследство по этому свидетельству (так как свидетели-евреи дали показания, что человек утонул у них на глазах).

7.4 Также если пришли свидетели и дали показания о ком-то, что он упал в ров с тиграми и львами, или его видели распятым, и птицы клевали его плоть, или видели его погибшим во время боя на войне, или видели его убитым, но не узнали его лицо, однако на его теле были признаки, по которым его можно было безошибочно опознать, и эти признаки видели свидетели - во всех этих и подобных случаях, если после того момента, о котором говорят свидетели, о человеке не было никаких известий, наследники вступают в права на наследство по этому свидетельству, хотя жена погибшего не может на этом основании выйти замуж. Я объясняю это тем, что во всех этих случаях устрожают только в том, что может привести к нарушению запрета Торы, за которое положено наказание "карэт" (имеется в виду - за выход замуж при живом муже). В том же, что касается только имущества, если свидетели рассказали о ситуации, исходом которой наверняка будет смерть человека, утверждая, что видели это своими глазами, и после этого о данном человеке не было никаких известий, и прошел слух, что он умер - на основании такого свидетельства наследники погибшего получают наследство. Так поступают всегда и везде, во всех еврейских судах, и не известно ни о ком, кто оспаривал бы это правило.

7.5  (4) Если человек попал в плен, и о нем прошел слух, что он умер, после чего наследники вступили во владение его имуществом и поделили его между собой - не отнимают у них имущество пленного. Так же поступают в случае, когда владелец имущества бежал из-за опасности для жизни. Но если человек уехал по собственной воле, и о нем услышали, что он умер, после чего его наследники поделили между собой его имущество - это имущество у них отнимают, и они не имеют права на наследство, пока не приведут доказательство того, что их наследователь умер.

7.6  (5) Если человек попал в плен или бежал из-за опасности для жизни, то еврейский суд обязан заниматься его имуществом [с целью сохранить его для хозяина]. Как поступают? Все движимое имущество отдают на хранение верному человеку по слову суда; земли распределяют между родственниками этого человека, которые могут ему наследовать, чтобы они обрабатывали эти земли и занимались ими, пока не станет точно известно, что хозяин умер, или пока он не вернется. И если пленный или беглец вернутся, то родственникам, получившим для ухода их земли, оценивают стоимость их труда и стоимость плодов, которыми они воспользовались, как обычно оценивают для дольщиков (тех, кто арендует землю за долю урожая) в этой местности.

7.7  Почему же суд никогда не ставит попечителя надо всем имуществом пропавшего хозяина, и над движимым имуществом, и над недвижимостью, до тех пор, пока хозяин не вернется или пока не станет доподлинно известно, что он умер? Потому что суд не обязан давать попечителя взрослому человеку, который в здравом уме.

7.8  (6) Если человек попал в плен или бежал от опасности, а у него на поле осталась несжатая пшеница, или в его винограднике - неснятый виноград, или на его пальмах - несобранные финики, или на его масличных деревьях -несобранные маслины, то суд берет на себя заботу об урожае. Назначают попечителя, который собирает урожай и продает плоды, и вырученные деньги оставляют вместе с другим движимым имуществом пропавшего в суде; только после этого передают земли для ухода родственникам хозяина. Так поступают потому, что если земли передать родственнику вместе с уже созревшим урожаем, то родственник может снять урожай в свою пользу, а это будет несправедливо, так как созревший урожай - как снятый (то есть, это движимое имущество, которое положено хранить для пропавшего в суде).

7.9 Так же поступают и с такой недвижимостью, как дома, трактиры и лавки, которые хозяин сдавал в аренду и получал с них доход: это имущество не требует работы и ухода со стороны хозяина, и на него никогда не приглашают дольщика (человека, который ухаживал бы за имуществом за долю дохода). Такое имущество не отдают наследнику, потому что тот будет брать со съемщиков плату и тратить ее.

7.10  Как же поступают? Суд назначает специального человека, которому съемщики обязаны отдавать арендную плату, и эти деньги хранятся в суде, пока не будет доказано, что хозяин имущества умер, или пока он не вернется и не заберет свое имущество. (7) И не отдают в распоряжение наследника ни при каких условиях никакое имущество, кроме полей, огородов, виноградников и тому подобного - это имущество ему предлагают обрабатывать на правах дольщика; а попечителя, [не имеющего никакого дохода с имущества опекаемого], на такое имущество не назначают, из опасения, что он запустит земли опекаемого и превратит их в неплодоносные пустоши.

7.11  (8) Если человек уехал по собственному желанию и оставил имущество, и неизвестно, куда он уехал и что с ним произошло, то не передают его земли родственнику, а если родственник сам их захватил, то заставляют его освободить их. И суд не обязан заниматься этим имуществом и назначать ему попечителя, ни для недвижимости, ни для движимого имущества, потому что хозяин уехал по собственной воле, сознавая, что оставляет имущество.

7.12  Как поступают с имуществом этого человека? Движимое имущество оставляют в руках того, кто им пользуется, пока хозяин не вернется и не востребует свое имущество, или пока он не умрет и имущество не востребуют его наследники. (9) А недвижимость - если она была сдана в аренду, то со съемщика не берут плату; если поле или виноградник были отданы дольщику, то оставляют там дольщика, пока не вернется хозяин; а если поле или виноградник были оставлены без ухода, то оставляют их без ухода, потому что хозяин по собственному желанию причинил себе этот убыток. А то, что человек теряет сознательно, нам не заповедано возвращать.

7.13  (10) Если об этом человеке прошел слух, что он умер, то суд собирает все его движимое имущество и оставляет его у человека, которому суд доверяет; сады и виноградники отдают родственнику пропавшего, чтобы он обрабатывал их на правах дольщика, пока не будет доказано, что хозяин умер, или пока он не вернется.

Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш..
Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш.. Рамбам. Мишне Тора. Часть 13. Законы об имущественных претензиях. Бродская, Ш..