Вера и честь. . Лира
Вера и честь. . Лира
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Лира
Год издания: 2003
Купить
| |
О потомках еврейских николаевских солдат
1937 год в еврейской семье Военное детство Чечня без чеченцев Космополиты, врачи-убийцы Баку и бакинцы Природа непобедима Еврейство хранит народ История каждой еврейской семьи - это часть истории всего народа. Вот почему важно сберечь память о тех, кто преждевременно ушел от нас, чтобы их жизнь послужила примером нам, живущим сегодня, и нашим детям, смотрящим в завтра. Содержание Вместо предисловия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ХРОНИКА СЕМЬИ МУЧИНСКИХ Хаим Мучинский Лиза Водонос и Абрам Мучинский Лея (Леля) Карп и Яков Мучинский Фрида Яковлевна Мучинская-Костюковская Эсфирь Яковлевна и Хадкель Яковлевич Мучинские Давид Яковлевич Мучинский Бабушка Леля Карп-Мучинская Арон Хаймович и Любовь (Ахува) Соломоновна Мучинские Сарра Ароновна Мучинская Катя - Екатерина Акимовна. Семья Лошаковых ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О МОИХ РОДИТЕЛЯХ. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Сталинизм для обычной семьи Последняя елка Моя первая Ханука Родственники в Пятигорске Эллочка Франк Невзгоды одиночества, разделенные сочувствием Хлеб - любовь моя Пейсах и война О моей маме, Фриде Ароновне Мучинской Это было в Шавуот Встреча с отцом ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НЕОТВРАТИМОСТЬ СУДЬБЫ Соломон Аронович Мучинский Уроки жизни Испытание верой О Чечне без чеченцев (из рассказов местных жителей) Надежда на будущее Кое-что о семье Карп Учеба, наветы и жизнь Баку и бакинцы Величие природы - Каспийское море Партия и я - не братья и не сестры Воля судьбы Послесловие Вместо предисловия По понятным причинам нет и не могло быть дневников в страшное время, пережитое нашим поколением в России, спрашивать что-либо о подробностях жизни, о гонениях и преследованиях было неприлично и опасно. Приходится надеяться на то, что сохранила память из рассказов и воспоминаний родных. Вспоминать, подчас -тяжелый труд для ума и сердца, однако слишком велико желание передать моим внукам знания об их корнях и достоинствах предков, о тяжести трудов жизни. Самой большой заслугой, глубоким светом, осветившим мою судьбу, явилось сохранение в душе еврейской веры в ее истинном виде на протяжении нескольких поколений моими предками. Если есть неточности в деталях изложения, то лишь из-за отсутствия документов. Они не могли быть сохранены в условиях страха, обысков, бесконечных репрессий. Не под силу описать, сколько искусства понадобилось еврею, чтобы изыскать обеспечение семье, а в иные годы просто выжить, оставаясь верными еврейству. Но не все выживали... И об этом постараюсь рассказать далее. В России сложилась анекдотическая ситуация: временные затруднения там, как правило, были постоянны. Думается, что человеку стоит чаще задумываться над его земным предназначением. Знание Законов мироздания может оградить его от поспешного бега на баррикады в защиту политических интриг. Воспоминания - это тяжелая работа. Напрягая память, утомляя душу, начинаешь жить в двух временах: прошедшем и нынешнем. События прошлого обретают невиданную силу, утомляют и уже не отступают, преследуя ежечасно. Плен воспоминаний вдруг что-то приоткрывает, позволяя видеть свое несовершенство и грустить о прожитом. Хватит ли сил и умения описать события?! На все воля Г-сподня. Воспоминания детства - это сбор рассыпанной манной крупы на грунтовой дороге, потому что свидетели ушли в небытие и уточнить не у кого. Все описанное до 1938 г. известно мне со слов моих родных, и это, надеюсь, достоверно. Жизнь в галуте приучила евреев в любой деятельности, делать все как можно лучше. Не только ученые, музыканты, писатели, артисты, врачи и инженеры, но и люди самых простых профессий стремились к правде и совершенству. Это стремление передается из поколения в поколение, как жизненная необходимость достойного существования, ибо каждый промах влечет коллективную ответственность. Всегда нужно быть (даже в достойной жизни) готовым к возможности кровавого навета. К сожалению, в XXI веке многие из этих принципов, как и веру, мы стали терять. Назрела историческая потребность рассказать о детях, внуках и правнуках тех, кто прошли путь кантонистов и николаевских солдат, сохранив при этом свою верность еврейству. Годы советской власти и войны описаны многократно, однако нет достоверных свидетельств ни об истребленных евреях Пятигорска во время II мировой войны, ни о детях, психология которых складывалась под лозунгом: «спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» в то злодейское время, когда их родители объявлялись «врагами народа» только потому, что стране нужны были рабы, их семьи нищенствовали и часто гибли. Лучшие умы много веков ищут и не могут найти природу зла, происходящего в жизни. Между тем, каждый на своем месте может выбрать путь Веры и дорогу справедливости и совершенства. Это способно изменить общество. Моя цель - рассказать о том, как все было. Не дать пережитому мной уйти в забвение. Очень приятно было бы описать, что все потомки Хаима Мучинского были мудрецами и праведниками, но это не так. Только в правде я вижу божественный промысел - это превыше всего. Пристальное чтение прояснит, что при наличии литературного таланта можно написать толстый роман почти о каждом из упоминаемых мной людей. Обширность материала заставляет меня применять зачастую телеграфный стиль, не навязывая личные комментарии. Да поможет мне Б-г, пусть вера даст силы! P. S. Заранее прошу прощения у всех, о ком вынуждена писать нелицеприятно. Оправдание нахожу в том, что в 11 этических принципах царя Давида завещано «презирать недостойных». Однако дурные поступки людей тоже учат избегать грешных ситуаций, а для потомков будут примером того, что в жизни встречаются опасные люди и нужно быть готовыми к этому, и остерегаться возможного вреда от их влияния. Любовь Гусман Фрагмент из книги: Мама работала очень тяжело: с утра отработав день в конторе, вечером зачастую их мобилизовывали на трудовой фронт. Это значило рыть окопы или разгружать вагоны. Правительство боялось организованного саботажа. Для того, чтобы избежать его, приказом обязали всех кроме обычных часов работы в конторе (с 8 утра до 17.30), по вечерам, с 18.00 до 22.00, а иногда и до 24.00, работать на трудовом фронте. Полуголодные люди, изнуренные тяжкой работой, болели, случались голодные обмороки - начальство это не волновало. Работу потерять было страшнее всего - это означало потерять продовольственные карточки и обречь себя и детей на голодную смерть. В 1944 году мы оказались в очень трудной ситуации. Как уже упоминалось ранее, мамина сестра Ханочка перед войной жила близ Владикавказа и заведовала большой аптекой в Беслане. Немцы вели бои на окраине города. Тетя Ханочка с мужем и двумя детьми эвакуировалась в Среднюю Азию. Все имущество и медикаменты она передала провизору-осетинке. Но, когда в 1944 году она захотела вернуться, ее арестовали за халатное отношение и расхищение социалистической собственности. Никакого хищения не было. Медикаменты передавались осетинкой в воинские части и партизанские отряды. Пока полтора года шел суд, ее двое сыновей 9 и 16 лет жили у нас. Маме одной приходилось заботиться о нас троих. Тревога за сестру, непосильный труд, повседневные заботы о пропитании подорвали ее здоровье, у нее отнималась рука. И вот за два дня до праздника Песах кто-то помог нам достать два килограмма серой муки. Мы, дети, решили печь мацу. Не знаю, откуда пришел этот инстинкт. Нас никто не заставлял, не агитировал, более того: никто из детей не знал о выходе из Египта. Но мы хотели не пышки, а только мацу. Бедная моя мама очень сомневалась, что у нас что-то получится. И дала нам для начала немного муки. Сама она месить тесто не могла, так как едва двигала потемневшей рукой. Старший из двоюродных братьев, Арон (обычно, не большой любитель помогать в доме) месил, не доверяя это нам, младшим. Сейчас я очень сомневаюсь, была ли эта, испеченная на конфорках печи маца мацой. Но тогда мы были очень довольны и горды, что сами испекли мацу. Сколько потом было разговоров о том, какая это была вкусная и хорошая маца. Конечно, и седера настоящего не было, но праздник в душе и чувство, что мы - евреи, и Вс-вышний нас поддержит, помогло выстоять. О моей маме, Фриде Ароновне Мучинской Говорят, что внешний облик человека часто соответствует определенным чертам характера. У моей мамы была идеальная фигура, лицо доброй еврейки. Самым прекрасным в ее характере было то, что она делала добро, не ожидая благодарности. А главное - что умела прощать всех, даже людей лживых и корыстных. Мама выхлопотала пропуск для поездки во Владикавказ, где под следствием находилась тетя Ханочка. Там ей удалось найти нужные документы, доказывавшие, что медикаменты из аптеки были переданы в партизанский отряд, и что никто не мог их присвоить. Война экспортировала антисемитизм на Кавказ, но все же тетю Ханочку освободили. Приехав к нам, она очень удивилась, что ее вещи стояли нераспакованными. Мама не могла подумать о том, чтобы взять что-то из вещей сестры в ее отсутствие. Хотя жили мы очень трудно, братья выросли за два года из своей одежды, а та, что имелась, не соответствовала сезонам. Приходилось влезать в долги, покупая им одежду и обувь. Ту высокую порядочность и благородство, к которому привыкли в нашей семье, мне не часто приходилось встречать в жизни. Мама всегда с радостью помогала евреям и неевреям. Она часто говорила: я с радостью готова помочь людям, для себя же я надеюсь только на помощь Вс-вышнего. В первые послевоенные годы, для большинства населения, были трудности с продуктами, жильем и одеждой. |
Post Views:
53 079