Оберегая сад души | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Оберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут Ами
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Оберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут Ами

Оберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут Ами

Оберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут Ами
Автор: Красильникова, Т.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 1989

о целях, которые ставит иудаизм перед еврейской женщиной, об искусстве создания еврейского дома, о воспитании детей.

Каково предназначение еврейской женщины с точки зрения Торы? Нетрудно перечислить особые заповеди, которые она выполняет, осветить ее исторические заслуги или процитировать похвальные речи наших мудрецов, ей посвященные. Но что же стоит за этим? Как сложить фрагменты в единое целое, чтобы дать сегодняшним дочерям Израиля ясное ощущение жизненного призвания?Погруженный в духовные искания еврей, проводя­щий день за днем в ешиве, точно знает, что каждая выученная страница — еще один шаг к овладению Талмудом. Но праведной женщине, посвятившей себя дому и семье, порой кажется, что она без конца перечитывает одну и ту же страницу, не имея на­дежды на завершение пути. Современная, преданная традиции   еврейка   вовсе   не   отказывается   идти   по стопам своей прабабушки, но в нынешнем обезумев­шем мире ей становится все труднее следовать за­ветам учителей, с которыми ей никогда не удается встретиться.

Автор вовсе не претендует на то, чтобы раз и навсегда указать еврейской женщине правильный путь. Напротив, высказанные далее некоторые реко­мендации и мысли не содержат готовых ответов, а призваны научить правильно ставить вопросы. Если вдумчивый читатель — согласен он или нет с нашими идеями — придет к выводу, что существуют некие вопросы, на которые следует искать ответы, что есть цель, к которой следует стремиться, — то значит книга написана не напрасно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие   
Глава I. Дорога в Сад
Глава 2. За работу
Глава 3. Орудия ремесла   
Глава 4. Как построить дом   
Глава 5. Брак
Глава 6. К чему стремиться
Глава 7. Западня
Глава 8. Искусство вести дом   
Глава 9. Дети
Глава 10. Как учить
Глава 11. Путь доброты  
Глава 12. Что такое Цниут?   
Глава 13. Реальные ценности   
Приложение А.
О телевидении (дополнение к главе 4)
Приложение Б. Очерк системы совершенствования характера Хешбон Анефеш (дополнение к главе 10)
Приложение В.
Об обычае покрывать волосы (дополнение к главе 12)   
Словарь   
Упомянутые в тексте еврейские мудрецы и книги

Фрагмент из книги:

— Основание святости и корень истинного служения заключаются в том, что человеку должно быть ясно и понятно, в чем состоит его долг в этом мире, к чему следует стремиться и чего желать... во все дни нашей жизни" (Месилат Иешарим). Мать, успешно воспитывающая своих детей в духе Торы, четко осознает свои задачи и с каждым ребенком стремится достигнуть еще большего.

— Она не теряется в любой ситуации, и дети признают ее авторитет как нечто естественное. "Вот слово о царе Лемуэле, пророчество, которым его мать покарала его". Упреки его матери были в его глазах подобны пророчеству по слову Б-жьему (Мишлей Мецудат Давид).

— Вместе с мудростью, опытом, мицвот, молитвами и многолетним ощущением руки Б-га, направляющей ее семью, приходит и уверенность в себе. "Хасид правит самим собою" (Кузари). Так описывала одна женщина свою подругу, счастливую мать тринадцати детей: "Когда она идет по улице с тринадцатым ребенком, лицо ее так же счастливо, как в ту пору, когда она шла с первым. Догадаться, что это не первый, можно только по тому, что она не только весела, но и совершенно спокойна".

"Что называют "творением рук человека"? Его сыновей и дочерей".
(Шабат Риф 13)

"Человек рождается диким осленком"
(Иов 11:12)

"Из дикого осла предстоит каким-то образом сделать человека!"
Рае Симха Зисель Зив

КАК УЧИТЬ?

Как же растить детей, следующих "путем Б-га, неудержимо стремящихся к Торе и мицвот, когда нам самим недостает этих качеств?

Если бы я знал! Поскольку я не знаю, эта глава и не предназначена разрешить все стоящие перед родителями проблемы или служить справочником по воспитанию детей в духе Торы. Единственная ее задача — дать некоторое представление о широком круге вопросов, а также об ответственности и риске, связанных с ролью матери, обучающей детей Торе. Некоторые замечания и полезные советы, возможно, все-таки помогут не терять присутствия духа. Мы затронем следующие темы:

(А) понимаете ли вы своего ребенка;
(Б) понимает ли ваш ребенок вас;
(В) как передать ребенку идеи и моральные ценности;
(Г) воспитание характера;
(Д) старший ребенок;
(Е) умение видеть перспективу.

(А) Чтобы понимать своего, ребенка необходимо следующее:
1. понимать именно своего ребенка, признавать и уважать его индивидуальность;
2. понимать именно ребенка, памятуя о том, что дети коренным образом отличаются от взрослых, что у них особые физические, умственные, эмоциональные и духовные потребности, с которыми надо считаться.

Индивидуальность. "Воспитывай сына сообразно его характеру (Мишлей 22:6) — "так как образование и воспитание не одни и те же для всех детей. Для каждого ребенка они должны меняться в зависимости от его натуры, ума и характера. И воспитателю надлежит узнать каждого... И если он что-то приказывает одному ученику и чему-то учит его, то это не то, что ему придется приказывать и чему учить другого ученика, с иным складом характера, другими потребностями и т.д." (Предисловие к Xoeam Аталмидим).

Дети бывают самые разные: агрессивные и спокойные, ленивые и прилежные, расторопные и медлительные, чувствительные и толстокожие, и так до бесконечности. Какие-то их наклонности поддаются исправлению, какие-то — нет. Но первое, что должны уяснить себе родители — каковы же их дети на самом деле, а не какими бы им хотелось их видеть. Больно видеть ребенка, заточенного в классе, учеба в  котором ему не по силам, только потому, что его родители захотели, чтобы он поступил в ешиву. Еще хуже, когда отец хочет, чтобы сын был точной его копией ("Я так делал, почему он не может?"). При этом забывают, что наверняка у такого отца родители были получше, чем у его сына. Самый же тяжелый случай, когда отец требует, чтобы ребенок был тем, чем не стал он сам, иными словами, чтобы сын преуспел там, где потерпел неудачу отец. Несостоявшийся выпускник ешивы, преследующий сына до тех пор, пока у мальчика не исчезнет естественная тяга к учению, или рабочий, принуждающий своего ребенка к занятиям нелюбимой профессией, — все это слишком обычные примеры того, как родители удовлетворяют свое уязвленное честолюбие за счет беззащитных детей.

Даже в том случае, когда вмешательство возможно или необходимо, родители или учитель должны помнить, что оно допустимо только с учетом особенностей личности ребенка. Как говорит Виленский Гаон: "Даже если у кого-то дурной нрав, не стоит пытаться победить его полностью, из этого ничего не выйдет... рожденный под знаком пролития крови предназначен проливать кровь. Но у него всегда остается свобода выбора и возможность совершать благие дела, будучи, например, шохетом (резником) или, избрав столь праведную профессию как моэль (совершающий обрезание), вместо того, чтобы стать преступником" (Эвен Шлема). Пытаться переделать эмоциональный склад личности тщетно и небезопасно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить разрушительные наклонности к созидательной деятельности, помочь ребенку привести   естественные   желания   в   соответствие   с   требованиями   окружающей   духовной   среды.

Детство. Гемара (Кидушин 30а) учит, что оптимальный возраст для "воспитания ребенка сообразно его характеру" лежит между шестнадцатью и двадцатью двумя годами (другое мнение — между восемнадцатью и двадцатью четырьмя). Раши поясняет: до шестнадцати лет он недостаточно понятлив, чтобы сносить столько замечаний, а ты не сможешь сурово наказывать и упрекать его. После двадцати двух лет он может воспротивиться. (Тоскуя по прошлому, не приятно ли узнать, что были же времена, когда дети не противились строгой дисциплине до двадцати двух лет?)
"До шестнадцати (или восемнадцати!) лет он недостаточно понятлив". Он может обладать знаниями и способностью к анализу, но истинным пониманием — Даат, которое сделало бы знание частью его самого, чтобы "он ощутил его в себе" (Сиах Ицхак), ребенок или подросток не обладает. "Я тебе уже сто раз говорил!" или "Как ты мог это сделать?" —произносить такие тирады не совсем безопасно, но если вы и в самом деле полагаете, что на сто первый раз ваш сын все поймет, или вы и вправду не понимаете, как он мог "это сделать", значит, вы утратили всякое представление о том, что такое ваш ребенок и как его воспитывать.

Не обладая зрелым восприятием, дети не имеют и мотивации поступков, свойственной взрослым. "Всегда занимайся Торой и исполняй мицвот, даже не только ради них самих" (Песахим 506). "Всегда" — означает, что мы должны последовательно стараться основывать наши действия на Торе, а не полагаться лишь на хрупкий идеализм. Даже если ко взрослым применяется требование "не только ради них самих", то к детям тем более. Разумная мать тщательно подбирает средства воздействия, которые соответствовали бы личности каждого ребенка и его возрасту. Как говорил Шела Акадош:

"Отцу следует поощрять ребенка подарками, которые любят дети, и тот охотно пойдет учиться. Когда он подрастет и откажется от этих скромных подарков, отец должен предложить ему другие, соответствующие его желаниям. Когда сын еще повзрослеет и отвергнет и эти, отец скажет ему: "Учи Тору, и я женю тебя на знатной женщине". А потом, когда тот станет еще старше, отец скажет: "Учи Тору, и ты станешь вождем, и тебя будут называть Рабби". И, наконец... он скажет: "С Торой ты достигнешь рая". А когда тот станет мудрым, отец научит его заниматься Торой ради нее самой".

Каждой стадии развития человеческой личности свойственны определенные потребности и ограничения, и заботливая мать всегда должна их учитывать. Например:
—   со вторым или третьим ребенком матери в большинстве случаев приучаются убирать все бьющееся (что еще осталось) подальше от детей. Но нельзя забывать, что ребенку необходимо ломать вещи, и наши мудрецы специально покупали негодную посуду, чтобы их дети могли ее бить;
—   рассказывание и чтение сказок — обязательный элемент воспитания. Если ваш ребенок не возражает, почему бы не подсунуть ему Рабби Акиву вместо "Трех медведей"?
Оберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут Ами
Оберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут АмиОберегая сад души. Красильникова, Т.. Швут Ами