Эпопея спасения ешив Литвы в годы 2 мировой войны Вступление
На протяжении всей истории еврейского народа выдающиеся знатоки Торы и Талмуда становились во главе известных ешив академий еврейских наук. Особенно характерно это было для России, Польши и Литвы, чьи знаменитые ешивы подняли изучение Торы на небывалую высоту.
Одной из самых престижных в Европе была ешива Мир, основанная в 1817 году в отдаленной польской провинции близ границы с Россией. Благодаря ешиве, где занимались студенты из разных городов и стран, этот штетл превратился в интернациональное сообщество. Молодые евреи съезжались сюда ис только из Польши, России и Литвы, но также из Франции, Германии, Швеции, Англии, Америки и даже из Южной Африки. Рабби Авраам Калманович, возглавивший ешиву после ее переезда в США, как-то заметил, что единственной страной, не представленной в Мире, был Китай.
Вот почему, - добавил он, - спасаясь от Катастрофы, наша сшива переправилась именно в Шанхай. Когда прославленная высшая школа по изучению Торы, где до войны собирались самые многообещающие еврейские умы, прибыла в 1946 году в Соединенные Штаты, Нью-Йорк принял ее со всей торжественностью. Ешиве был вручен символический ключ от города - честь, которой удостаиваются лишь выдающиеся государственные деятели и знаменитости мирового значения. Для учащихся, которые отстаивали знамя еврейского учения в годы войны сначала в Польше и Литве, а затем в Японии и Китае, основание ешивы в Нью-Йорке означало начало новой жизни. Воодушевленные поддержкой своих духовных наставников эти молодые люди сумели преодолеть войну, голод, всевозможные физические и моральные опасности. Освоившись в новой мирной жизни в Америке, многие из них занялись переустройством старых и открытием новых центров и учебных заведений высшего еврейского образования в Соединенных Штатах. Став руководителями, наставниками, организаторами, специалистами высочайшего уровня, вчерашние ученики приложили все силы, чтобы преобразовать систему изучения Торы в свободном мире.
Чудесное спасение ешивы Мир, наряду с частично спасшимися другими ешивами, было Б-жественным средством для перенесения вечной Торы с одного континента на другой, туда, где должна была начаться новая эра еврейского возрождения.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие рабби Нахмана Бульмана Пролог 9 Вступление 13 1. Благочестие польского еврейства 15 2. Мицва этрога 20 3. Польские центры по изучению Торы снимаются с места 22 4. Очертания чуда 24 5. Литовские евреи - воплощение Торы и хеседа 27 6. Снова в западне 31 7. Ссылка по-советски 33 8. Величайшее безрассудство 35 9. НКВД в осаде 37 10. Совет Торы 39 11. Из России - в никуда 41 12. За два лита 47 13. Обстоятельства вынуждают 48 14. Гадание по руке 49 15. На крыльях орла 52 16. Ортодоксальные евреи оскверняют шабат 54 17. У московских друзей 55 18. В поезде через всю страну 57 19. Снова голод на голодной земле 59 20. Владивосток 63 21. На волосок от смерти 65 22. Японское гостеприимство 67 23. Идолы и идолопоклонство 70 24. Японцы и десять утерянных колен 71 25. Шанхай - открытый город 72 26. Война приходит на Дальний Восток 77 27. Этроги в Китае 80 28. Япония и «окончательное решение» 83 29. Закон и наказание по-японски 88 30. Во власти Торы 90 31. Следы идолопоклонства в XX веке 92 32. Последние битвы Второй мировой войны 94 33. Попытки спасти знатоков Торы 98 34. Взгляд на события 100 35. Фюрер и антифюрер 102 36. Эпилог 104 Глоссарий 107
|