Руководство по благословениям | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Руководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREE
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Руководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREE

Руководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREE

Руководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREE
Автор: Капер, Сендер
Переводчик:
ISBN: 978-0-86639-019-4
Издатель: Лехаим, FREE
Год издания: 2009

Книга, автором которой явялется рабби Шнеур-Залман из Ляд (основоположник хасидского философского учения Хабад, известный также как Алтер Ребе и Бааль а-Танья) излагает законы благословений. Именно этот сборник считается итогом мнения автора во всех спорных вопросах и его окончательным решением, вынесенным в их связи. Книга снабжена справочным аппаратом, таблицей с перечислением наиболее употребительных продуктов и полагающихся к ним благословений, обширным комментарием, который соотносит текст автора с реалиями сегодняшнего дня и делает его доступным даже для неискушенного читателя.

Оглавление

Введение/6
глава 1. Общие правила произнесения благословений над пищей и за нее/11
ГЛАВА2. Благословения за различные виды мучных изделий/ 25
главаз. Главный и второстепенный компоненты блюда / 42
ГЛАВА4. Блюда, подаваемые во время трапезы/ 53
ГЛАВА5. Порядок произнесения благословений при
изменении намерений участника трапезы/ 62
ГЛАВАб. Благословения за фрукты и овощи/69
ГЛАВА7. Благословения за различные продукты,
над которыми произносят Ше-га-коль нигйа би-дваро, напитки, супы и блюда из молотых продуктов/ 81
ГЛАВА8. Благословения, произносимые после еды/ 97
глава9 Перерыв между благословением и едой и смена места во время еды/104
глава 10. Очередность произнесения благословений / 120
глава11. Благословения за ароматы/ 130
глава 12. Благословения за радостные события и новости/142
главап. Благодарственные благословения/155
Некоторые дополнительные благословения/ 166
Благословения с транслитерацией (ашкеназской и сефардской) и переводом/ 169
Алфавитный указатель благословений/ 189

Фрагмент из книги:


Поскольку Седер бирхот га-негэнин был написан рабби Шнеуром-Залманом последним, именно этот сборник считается итогом мнения автора во всех спорных вопросах и его окончательным решением, вынесенным в их связи.

ГЛАВА 1

Общие правила произнесения благословений над пищей и за нее

Первая глава этой книги—вступительная. В ней изложены основные понятия и принципы произнесения благословений перед едой [брахаришона—«первое благословение»] и после еды [браха ахарона—«заключительное благословение»], которые будут детально рассмотрены в следующих главах. Кроме того, в этой главе приведены различные случаи неверно произнесенных благословений и изложены законы для подобных ситуаций.

1. В Торе заповедано произносить благословение [Бир-кат га-мазон] после пищи (мазон)2, как сказано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода...»3 А мудрецы постановили, что также необходимо произносить благословения Всевышнему и перед всякой едой или питьем4. И всякий, кто наслаждается благами этого мира [такими, как еда или питье], не предварив это благословением, подобен [святотатцу], использующему в личных целях священное имущество Храма [посвященное Всевышнему], ведь сказано: «Г-споду принадлежит земля и все, что ее наполняет»5.
2. Для каждой категории еды и питья [мудрецами] сформулировано соответствующее ей благословение. Благословение Боре при га-адама («Сотворивший плоды земли») [следует сказать] над овощами различных видов6. Благословение Боре при га-эц («Сотворивший

2. Речь идет о пище, изготовленной из пяти видов основных злаковых культур, съеденной в объеме, достаточном для насыщения. Только такое застолье, при котором едят хлеб или мучные продукты, называется трапезой в еврейском законодательстве. / 3. Дварим, 8:10./ 4. Независимо от того, из каких продуктов приготовлены еда или питье и каков их объем. Также мудрецами установлена обязанность благословлять Всевышнего после еды и питья за те виды продуктов, которые не упомянуты в параграфеЗ этой главы./ 5. Тегилим, 24:1./ 6.Точнее,

плоды дерева»)—над фруктами всех видов7. А благословение Ше-га-коль нигйа би-дваро («По Его слову возникло все существующее»)—над всеми остальными видами пищи и питья, кроме вина8 и хлеба9.

Вино10 является исключением из всех видов [продуктов, изготовляемых из] плодов деревьев11 и за него установили особое благословение—Боре при га-гафен («Сотворивший плод виноградной лозы»), а [испеченный из муки злаков] хлеб является исключением из всех видов [продуктов, изготовляемых из] плодов растений, произрастающих из земли [и изготовленных из них продуктов], и за него установлено особое благословение—Га-Моци лехем мин га-арец («Давший земле способность родить хлеб»).

3. Все, что приготовлено из злаков, но не является хлебом, как, например, различные мучные блюда или каши, хоть и не обладает значимостью, равной хлебу12, все же [имеет особый статус] и также именуется мазон («пища»). И над этими продуктами произносят [особое] благословение—Боре миней мезонот («Сотворивший разнообразную пищу для насыщения»). Если благословение Боре миней мезонот произнесли над хлебом, то [постфактум13] обязанность [произнести соответствующее благословение перед тем, как отведать еду или питье] признается исполненной. Однако [среди законоучителей] есть и те, кто не согласен с этим мнением14.

И как всегда, в тех случаях, когда возникают сомнения в том, есть ли обязанность произносить благословение15 над пищей растительного происхождения, не являющейся плодами деревьев./ 7. Над плодами, растущими на деревьях./ 8. А также виноградного сока./ 9. А также прочих продуктов из муки./ 10. Именно вино и виноградный сок, а не сам виноград./ 11. И фруктовых соков./ 12. Ввиду чего и было установлено особое благословение на хлеб. /13. Но изначально так поступать запрещено. / 14. Полагая, что благословение Боре миней мезонот не является соответствующим хлебу, даже постфактум. Поскольку, по их мнению, есть качественная разница в значимости этих категорий пищи. / 15. В этом месте текста речь идет о необходимости произнесения благословения fa-Моци лехем мин га-арец, установленного для произнесения над хлебом, после того как уже было произнесено Боре миней мезонот. (это правило будет разъяснено ниже, [во второй главе]), от этого следует воздержаться16.

4.  Если над фруктами было произнесено Боре при га-адама, то постфактум обязанность [произнести соответствующее благословение перед тем, как отведать плоды дерева, признается] исполненной17. Однако если Боре при га-эц было произнесено над овощами, то обязанность [произнести соответствующее благословение перед тем, как отведать плоды земли, не признается] исполненной даже постфактум18. Над какой бы пищей ни было произнесено Ше-га-коль—обязанность [произнести соответствующее благословение постфактум признается] исполненной. [Это верно] даже [для той ситуации, когда речь идет о] хлебе и вине.

Поэтому, в том случае, когда [у благословляющего] возникло сомнение, является ли данный плод фруктом или овощем, над ним следует произносить [более общее] благословение Боре при га-адама, а если вообще неизвестно, к какой категории его отнести,—Ше-га-коль19. Это же правило применимо и в том случае, когда сомнение20 возникает [не из-за проблем с идентификацией того или иного продукта благословляющим, а] вследствие расхождения законоучителей во мнениях по этому поводу21.

5. Однако все это22 относится к ситуации, когда сомнение [в том, какое благословение следует произносить] возникло у человека после [обстоятельного] изучения [вопроса23] или постфактум24. Изначально же Ше-га-коль

16. Чтобы не произнести без необходимости (всуе) фигурирующие в благословении Имена Всевышнего, нарушая при этом закон./ 17. Так как фрукты, являясь плодами деревьев, являются вместе с тем и плодами земли. /18. Поскольку овощи не являются плодами деревьев./ 19. Которое может быть отнесено к любым видам еды и питья./ 20. В том, какое именно благословение следует произносить за данный продукт. / 21. И поэтому нужно решить, какому мнению следовать. Ответ на этот вопрос: тому, согласно которому следует произносить более общее благословение./ 22. Обстоятельства, описанные в предыдущем параграфе./ 23. Вопроса о классификации продукта или существующих на его счет мнений законоучителей./ 24. Когда благословение было уже произнесено.

Руководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREE
Руководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREEРуководство по благословениям. Капер, Сендер. Лехаим, FREE