Наш наследный удел | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Наш наследный удел. Пурер, Н.. Швут Ами
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Наш наследный удел. Пурер, Н.. Швут Ами

Наш наследный удел. Пурер, Н.. Швут Ами

Наш наследный удел. Пурер, Н.. Швут Ами
Автор: Пурер, Н.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 1994

Все о Земле Израиля. Книга говорит о значении Эрец-Исраэль для еврейского народа. Особое внимание уделяется рассказу о событиях, которые произойдут после прихода Машиаха.

Содержание
Введение
Часть 1.  Земная обитель
1    Паломничество в Святую Землю
2   Мера святости
3    Гармония сил
Создание утопии
4   Сокровищница   имен
Часть 2.   Драгоценный Остров
1    Остров в человеческом образе
2   Древние границы земли: гвулот авот
3   Первая волна: олей Мицраим
Страна чудес
Иерихо: ключ к будущему
4    Завоевание Сурии: кибуш йохид
Недосмотр или предвидение
5   Вторая волна: возвращение из Вавилона
Принцип освящения
Законы отделения трумот и маасрот
Эпоха Диаспоры
6   Эрец Исраэль в Мессианскую Эру
Часть 3.   Под Священным Жертвенником
1    Жертвенник искупления
Воскрешение из мертвых
2    Между человеком и   Б-гом
Часть 4.   Ишув Аарец: Заповедь Поселиться в Эрец Исраэль
1    Тяга к земле
2    Заповедь ишув аарец
Четыре стороны одной монеты
3    Предпосылки для репатриации
Почему многие еврейские мудрецы не приехали в Израиль «Иммиграция» духа Страдания во имя Эрец Исраэль
4    Выездная виза

Уста праведных
Введение


Израиль пленяет всех — и жителей, и гостей страны. Влечение к стране частично объясняется ностальгией по прошлому, но его корень гораздо глубже. Исторические места и памятники, повествующие о пути, пройденном нашим народом, никого не оставляют равнодушным. Западная стена Иерусалимского Храма — это не только чудо технической мысли, благодаря которому представители одной из древнейших цивилизаций сумели возвести из двухтонных камней стену высотой в тридцать метров. Это то место на земном шаре, где особенно сильно ощущается Б-жественное Присутствие. Мецада — не просто последний укрепленный пункт, павший во время восстания против Римской империи. Это символ преданности евреев своим идеалам, во имя которых они приняли мученическую смерть. Цфат — не только живописный город, наибольшей достопримечательностью которого являются синагоги, построенные в XVI веке. Это место где евреи молятся на могилах величайших знатоков Торы, чтобы получить новый заряд духовных сил. Иерусалим знаменит не только обилием синагог, церквей, мечетей, магазинов и шумных базаров. Иерусалим — центр Вселенной!

Цель настоящей книги — раскрыть перед читателем величие Эрец Исраэль, рассказать о святости этой Земли, вспомнить историю, вдохнуть новую жизнь в события старины. Слова и дела праведников всех поколений укрепляют цепь времен, которая сближает нас с ними. Образ жизни еврейских мудрецов, их молитвы,их самопожертвование оставили неизгладимый след в коллективной памяти народа Израиля. И сегодня это наследие принадлежит нам.

Еврейская традиция учит, что Эрец Исраэль является микрокосмом всего Творения и поэтому в совершенстве выражает волю Всевышнего. В этом главная, отличительная особенность нашей Земли. Любовь к Б-гу означает и любовь к Эрец Исраэль, которая представляет собой Его отражение в нижних мирах. Сегодня нашей духовной восприимчивости недостаточно, чтобы понять значение этого явления и ощутить его воздействие на нашу жизнь. Два столетия назад один комментатор Торы писал: «Когда Тора характеризует Святую Землю как «хорошую и просторную», она говорит вовсе не об огромных пространствах в пределах ее границ. Тот, кто ставит под сомнение истинность слов Торы, поскольку видит своим физическим зрением, что Израиль мал и вовсе не «просторен», совершает серьезную ошибку. Слова Торы верны на том уровне, который не всегда достижим для нас. Человек должен принять на веру, что жить в Израиле так же хорошо и полезно для него, как накладывать тфилин или сидеть в сукке, хотя далеко не всем дано понять, почему и как это хорошо, и к каким последствиям это может привести».

«Талмуд спрашивает: как можно выработать в себе любовь и благодарность к Эрец Исраэль? Сказал рабби Иеошуа бен Леви: «Б-г обратился к сынам Израиля со следующими словами: «Вы вынудили меня разрушить Мой дом и отправить Моих детей в изгнание. Но если вы выразите свою тоску по Земле и будете спрашивать, что там происходит, и молиться за то, чтобы на ней был мир, тогда Я прощу вас». Пока еврейский народ находится в изгнании, это указание остается в силе. Это значит, что мы должны быть в курсе всех событий, происходящих в Эрец Исраэль, интересоваться положением живущих там людей, молиться за мир и возвращение на родину всех евреев...».
Рабби Иоэль Шварц так объясняет равнодушие к Израилю. Во-первых, вездесущий и всепроникающий материализм современного мира притупил духовные чувства людей, исказив их жизненные ценности. Материальные блага и внешний блеск стран рассеяния стали для многих более привлекательными, чем духовные, не поддающиеся логическому анализу преимущества жизни на Святой Земле. Такое извращение ценностей уменьшает любовь к Эрец Исраэль: люди не хотят идти на материальные жертвы, чтобы поселиться там.

Во-вторых, следует отметить резкую отрицательную реакцию некоторых евреев на стремление сионизма создать в Израиле светское государство. Привязанность религиозного еврея к Эрец Исраэль поддерживается изучением Торы, а вовсе не «патриотическими» чувствами. Вот почему некоторые ортодоксальные евреи выступают против сионизма. Увлекшись борьбой со светским национализмом, они, в результате, невольно как бы отрицают уникальность Земли Израиля, отказываясь селиться на ней и даже не признавая ее святости.

Третья причина объясняет равнодушие к Эрец Исраэль тех, кто уже живет в стране. Многие израильтяне не считают привилегией жить на этой земле, полагая этот факт само собой разумеющимся; ее святые места и памятники нисколько не волнуют их. Что ж, такова человеческая природа. Мудрецы предвидели эту проблему и учили евреев всегда сохранять и ценить живое восприятие святости и красоты Эрец Исраэль. В подтверждение они приводили следующую фразу из Писания: «Когда введет тебя Ашем в землю Ханаанскую, как поклялся Он тебе и отцам твоим, и даст ее тебе...» (Шмот 13:11). Мудрецы объясняют, что словами «...и даст ее тебе..» Тора говорит, чтобы мы не относились к Земле как к наследию, полученному от предков, — каждый из нас должен считать, что Всевышний дал ее лично ему.

Фрагмент из книги:

...и поскольку это условие не было выполнено в момент занятия Арама, эти земли не были признаны частью Эрец Исраэль.
Некоторое время спустя Давиду удалось все же захватить укрепленный пункт иевуситов и включить гору Цион с состав столицы государства. Он построил на Ционе царскую усыпальницу. Земля этой горы вся пропитана святостью, излученной телами похороненных там великих людей.
Мидраш объясняет, почему полное истребление семи ханаанских народов и установление власти евреев над всей территорией Эрец Исраэль должно предшествовать дальнейшей экспансии. Когда Б-г повелел евреям войти в землю и завоевать ее, Он отметил, что главным условием их успеха является беспрекословное исполнение законов Торы. «Если будете строго соблюдать все заповеди эти... любить Ашема, Б-га вашего, и ходить всеми путями Его... то (только при этом условии) прогонит Ашем все народы эти от лица вашего, и овладеете вы народами, которые многочисленнее и сильнее вас» (Дварим 11:22-23). Лишь после выполнения этой первой задачи вступает в силу второе обещание Всевышнего, что «всякое место, на которое ступит нога твоя, будет отдано тебе».

Вначале надо очистить от всяческой скверны, идолопоклонства и морального разложения «внутреннее святилище», т.е. территорию Эрец Исраэль в установленных Торой границах, и лишь затем силы святости, заложенные в этой земле, распространят свое влияние за ее пределы. Даже один единственный оплот язычников угрожает целостности Земли Израиля, ее святости. Малочисленная секта идолопоклонников способна ввести в соблазн наименее стойких евреев. А те, в свою очередь, могут распространить языческие обычаи и распущенность на остальную часть населения страны. В результате разрушится духовная основа нации, пострадает святость самой земли. Вот почему евреи должны не только захватить Эрец Исраэль, но и полностью ликвидировать в ней все формы идолопоклонства, а также выработать в себе искреннюю и бескомпромиссную приверженность Торе и ее заповедям.

Недосмотр или предвидение

Ошибся ли царь Давид?


Почему же тогда Давид решился на военную кампанию против Сурии, не очистив предварительно Эрец Исраэль от всех следов языческой скверны и не ликвидировав последний оплот семи ханаанских народов? И как могли члены Санхедрина — семьдесят мудрейших знатоков еврейского Закона — поддержать его план? Но самое непонятное — как удалось заручиться согласием урим и шумим, непосредственных выразителей воли Всевышнего? Если Давид и в самом деле нарушил закон Торы, почему Талмуд и Мидраш ничего об этом не говорят?

Ответ

По-видимому, Санхедрин, а также урим и шумим поддержали план Давида, разрешив ему, однако, лишь покорить Сурию, но не аннексировать ее. Война имела, прежде всего, стратегическое значение и была необходима для укрепления безопасности государства. Только на таких условиях было позволено ее начать. Сам Давид ничего не говорил о своем намерении расширить границы, поэтому не было никакой необходимости вспоминать о принципе «всякое место, на которое ступит нога твоя». Лишь после завершения военных действий возбужденный блестящей победой Давид запросил у Санхедрина санкцию на присоединение Сурии. Ответ был, конечно, отрицательный. До тех пор, пока ханаанские народы сохраняли хоть какое-то подобие независимости, границы Эрец Исраэль нельзя было расширять. Без полного освящения Страны Израиля не могло быть и речи о дальнейших территориальных приобретениях.

Другое объяснение

Рабби Иоэль Тейтельбаум (Сатмартский ребе) предложил другое решение этой проблемы. Хотя царь Давид перед военными походами всегда советовался с Санхедрином, урим и шумим, на этот раз он этого не сделал. Дело в том, что он получил пророчество и решил действовать в соответствии с ним. В этом пророчестве Б-г велел Давиду покорить Сурию и наделил его так называемыми «особыми полномочиями, включающими временную приостановку действия законов Торы» (ораат шаа). Авторитетный еврейский пророк в конкретном случае может приостановить (но не изменить!) действие закона Торы, если этого требует его пророчество. Так, например, пророк Элияу принес жертву на горе Кармель, хотя Тора допускает жертвоприношения только в Иерусалимском Храме. Дело в том, что Элияу получил пророчество о предстоящем чуде: принесенную им жертву поглотит огонь с неба и, тем самым, Имя Ашема освятится, в то время как приношение Баалу не будет возгораться, даже если под ним разводить огонь. Элияу исходил из принципа ораат шаа. В Торе приводится несколько подобных случаев. Таким же, по мнению рава Тейтельбаума, было решение Давида напасть на Арам. Царь Давид мог не консультироваться с Санхедрином (в функции которого входили вопросы, относящиеся к исполнению Закона, и, при необходимости, запрет на те действия, которые противоречат Торе), поскольку его решение было санкционировано более высокой инстанцией — Б-жественным пророчеством.

Наш наследный удел. Пурер, Н.. Швут Ами
Наш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут АмиНаш наследный удел. Пурер, Н.. Швут Ами