Во имя веры | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Во имя веры. Белов, Авраам. Амана
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Во имя веры. Белов, Авраам. Амана

Во имя веры. Белов, Авраам. Амана

Во имя веры. Белов, Авраам. Амана
Автор: Белов, Авраам
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1992
Купить Во имя веры на jewish-book.ru 16 USD

Самопожертвование во славу Б-жью. Сборник

В сборник вошли литературные свидетельства проявлений антисемитизма с древности до современности, направленные против выполнения евреями предписаний своей религии. При этом евреи предстают ее самоотверженными защитниками, готовыми на самопожертвование.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы веры
В раскаленной печи

Молитвы
Десять великомученников
Быть богобоязненным втайне и открыто
"И Он сострадателен..."
"Отец милосердный"
"Отец наш, царь наш..."
"Поведаем о силе и святости этого дня..."
Освящение имени Божьего
Без воплей и без плача
Бог мести Господь      
Подвиг Эльазара Хасмонея
Залман Рубашов (Шазар) • Они предпочли умереть
Судьба евреев племени Корайта

Крестовые походы
Гибель еврейских общин в 1096 году
А. Ш. Фридберг. Резницкий нож

Инквизиция
Авраам Галеви. Тот, кто решил умереть во имя веры
Шломо Ибн-Вирга. Я - еврей!
Изгнание из Испании (исторический обзор)
Дон Ицхак Абраванель. О страданиях изгнанников. Иосеф Шапира. По дорогам вызволения

На Среднем Востоке
Д-р В. И. Фишель. Евреи в Персии

В Центральной и Восточной Европе
Д-р М.Ленский. В Австрии, на Украине, в Польше (эпизоды)
Шалом Аш. Кидуш га-Шем
Пост 20 Сивана
Девушка и солдат

В Йемене и Марокко
Рабби Яков Сапир. Братья из Саны
Профессор Иосеф Клойзнер. Золика - святая девушка из Танжера

В России
Коллективная молитва и изучение Торы - под страхом смерти. .
Молитва Хафец-Хаима
Кантонисты (краткий исторический обзор)
Лучше погибнуть, чем изменить
Воспоминания николаевского солдата
Иегуда Штейнберг. Похищение
А. Гершуни. Вопреки гнету и преследованиям
Арье Авиви. Ханука в Сибири в 1943 году
Евреи Советского Союза после Второй мировой войны
Евреи Кутаиси отстояли свою синагогу
В борьбе за освящение имени Всевышнего
Леи Маор. Ханукальная свеча в советском концлагере
Бен-Ами. Биробиджан     город призраков
Раввин Элимелех Бар-Шаул. Катастрофа (фрагмент из книги)

ОСНОВЫ  ВЕРЫ
(ИЗ СОЧИНЕНИЯ РАМБАМА "МИШНЕЙ ТОРА")


Всем евреям заповедано освящать имя Всевышнего, ибо сказано: "и я буду освящен среди сынов Израиля" (Числа, гл. 22, стих 23). И запрещено осквернять Его имя, ибо сказано (там же): "И не бесчестите святого имени Моего"...

Например, если инородец силой принуждает еврея нарушить одну из заповедей Торы, угрожая ему смертью, он должен нарушить заповедь, но не погибнуть, ибо в заповедях сказано: "исполняя их (заповеди), человек будет жив ими" (Числа, гл. 18, стих 5). То есть, он должен жить, а не умереть. А если он умер, не нарушая заповеди, то он повинен в своей смерти.

О каких заповедях идет речь? О всех, кроме идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Если же еврею сказали: преступи один из этих запретов, или ты будешь убит, он должен пойти на гибель, но не преступить.

Все это — в обычное время, когда не действуют деспотические декреты в целях гонения на евреев. Если же восстанет нечестивый царь вроде Невухаднецара2 и подобных ему и издаст декрет, направленный против евреев, дабы попрать их веру или даже одну из заповедей, следует погибнуть, но не преступить ни одной заповеди, независимо от того, происходит ли это в присутствии десяти евреев или только иноверцев.

В тех случаях, когда следует преступить, но не погибнуть, человек же не преступил и погиб, он сам виновен в своей гибели. (Некоторые же считают, что он поступил, как праведник). Когда следует погибнуть, но не нарушить запрет и еврей погиб и не нарушил — тем самым он освятил имя Божие.

Если он это сделал в присутствии десяти евреев — он освятил имя Господне публично, как Даниэль, Хананья, Мишаэль, Азарья, рабби Акива и его товарищи.3 Нет выше подвига десяти убиенных властями (Римом), ибо о них сказано: "Ведь за Тебя убивают нас весь день, считают нас овцами для заклания" (Притчи, 44, стих 23). И еще о них сказано: "Соберите Мне благочестивых Моих, заключивших союз со Мною над жертвой" (там же, гл. 50, стих 5).

Тот, кто должен погибнуть, но не нарушить заповедь, однако нарушил и уцелел — осквернил Его имя. Если он это сделал в присутствии десяти евреев — он осквернил Его имя публично, пренебрег заповедью освящения имени Господа и преступил запрет осквернения имени Господа.
Если иноверцы требуют: выдайте нам одного из ваших и мы его убьем, а если же не выдадите, то уничтожим всех — все должны погибнуть, но не выдать на погибель одного из сыновей Израиля.
Если же иноверцы говорят конкретно — выдайте такого-то, а не то убьем всех, если он заслужил смерти, надо его выдать, а если он не заслужил смерти, все должны погибнуть, но не выдать на погибель одного из сыновей Израиля.

1    Рамбам — аббревиатура имени р.Моше Бен-Маймона (1135 — 1204), одного из величайших еврейских мыслителей, законоучителя, энциклопедиста и врача. "Мишней Тора" — систематизированный сборник еврейских законов и установлений, наряду с его философским трудом "Море Невухим", относится к числу важнейших сочинений Рамбама (здесь и далее — примечания переводчика).

2    Царь Вавилона, взявший в 586 году до н.э. штурмом Иерусалим, разрушивший Иерусалимский храм и угнавший евреев в Вавилонский плен.

3    Прорицатель Даниэль, из царского рода Давида, был изгнан из Иерусалима во время разрушения Первого Храма Невухаднецаром и стал вместе со своими товарищами Хананьей, Мишаэлем и Азарьей, придворным слугою вавилонского царя. Они отказывались от пищи с царского стола, дабы не нарушать библейских указаний о кашерной и трефной пище. Все четверо питались только овощами и водой, но были здоровыми, красивыми и своим умом и знаниями превзошли всех мудрецов и кудесников вавилонского царя. Даниэль расшифровал таинственные сны своего властелина и предсказал его будущее. Третьему после Невухаднецара царю Вавилонии Бельшацару он предсказал близкую гибель его могучей империи, и это предсказание сбылось. Даниэль оставался при дворце и при новом властелине Вавилона Дарий Мидийском, а когда из-за козней завистников он был брошен в логовище львов, хищники его не тронули. Увидев это, царь приказал извлечь из логовища Даниэля и бросить туда тех, кто его оклеветал. О других чудесах, происшедших с Даниилом, Хананьей, Мишаэлем и Азарьей, рассказано ниже в переводе третьей главы книги Даниэля.

Акива (II век) — великий талмудист, сподвижник Бар-Кохбы, поднявшего восстание против римлян. Погиб в страшных пытках вместе с девятью другими мучениками, с возгласом на устах: "Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — един!" (Второзаконие, гл. 6, стих 4).

Фрагмент из книги:

Старшего звали Яков, это был тот парень, которого публично пороли. Двух других звали Шмуэль и Рувим. Но здесь, в ночной долине, мы звали друг друга так, как нас называли дома — Екл (Яков), Шмулик (Шмуэль), Рувик (Рувим). Впоследствии я узнал, что в этой долине они регулярно встречаются. Здесь была их своеобразная молельня, которую следовало бы назвать молельней реб Екла.

Якову было пятнадцать лет, когда его забрали из дома, где главным делом было изучение Торы. Мы все уже давно потеряли счет дням, но он гордился тем, что узнает все дни "по их цвету и запаху", и особенно — канун святой субботы. Его товарищи подтвердили, что это сущая правда. И еще он гордился тем, что составил еврейский календарь и таким образом знает, когда какой праздник, и все их тайно празднует. Именно по праздникам и памятным дня они собираются в этой долине.

По подсчету Якова — сегодня ночь 9-го ава, и они здесь собрались по этому случаю.
—  Если сегодня 9-го ава, почему же вы распеваете псалмы, а не "киннот"11 — спросил я.
—  Киннот мы не знаем наизусть, — объяснил Екл. — Но зато запомнили наизусть несколько псалмов Давида, и их мы повторяем по праздникам и в памятные дни. Но, —продолжал он убежденно, — разве суть дела в словах? Главное в том, что это слова нашего святого языка. Главное — наши намерения, направленность наших чувств и мыслей. Так учил меня покойный отец. — Можно произнести "Зачем волнуются народы...", и это будет звучать в сердце, как "Ты избрал нас изо всех народов".12 А можно те же слова трактовать и как "Плач Иеремии" — "Как пребывала в одиночестве..."13

Еврейская речь, которой я очень давно не пользовался, преобразила меня. Я нахожусь в еврейской среде, в сообществе родных и единоверцев. Какое это счастье!
Я был восхищен своим собеседником, который так много знал. В моих глазах он был "маленьким раввином" нашей крохотной общины.

В присутствии  этих детей я себя чувствовал большим грешником. Ведь я ел свинину и совершал другие тяжкие грехи. Мне казалось, что я не достоин их общества.
Тем временем маленький Реувен обшарил мою котомку и наткнулся на сверток.
—  Ребята! Еда! — воскликнул он с восхищением. Слово   "еда"  произвело  на всех  сильное впечатление.
Кантонисты, даже когда были сыты, не могли равнодушно относиться к еде. Здесь, в этом селе, мы не могли пожаловаться на голод. Наши хозяева чаще всего кормили нас досыта. Но так как нам не давали есть, когда мы были голодны, а лишь тогда, когда им вздумается, мы привыкли поглощать пищу и на полный живот, если представлялась такая возможность.

Ребята начали вынимать из моей котомки еду, а мое лицо покрыла краска стыда. Я ужаснулся от одной мысли, что вот-вот они наткнутся на свинину.
Заплакав, я покаялся в своем грехе.

—  Грешен, — говорил я сквозь слезы... —тут есть свинина... Меня заставляют...
В эту минуту мне почудилось, что Екл — судья, а его два младших друга — свидетели обвинения.
Екл выслушал мою исповедь, прерываемую всхлипываниями. А "свидетели" потупили взор, будто они обвиняемые.

—  Послушай-ка, малыш, — обратился ко мне "судья". Я не знаю, прошел ли ты те семь ступеней ада, которые прошли мы. Мазали ли тебя лекарством и сажали на верхнюю полку бани в обжигающем и удушающем жару? Били ли тебя розгами за то, что ты шептал молитву "Модэ ани"14 Ставили ли тебя на колени на несколько часов на острые камешки за отказ целовать крест и иконы? Обнаруживали ли палачи, что ты тайно целуешь цицит15 и давали ли тебе столько розог, сколько в них нитей?.. И все же еще не было ни одного дня, чтобы мы не повторяли молитву "Модэ ани". И свинины мы не ели, и за это нас немало наказывали. Но в один прекрасный день нас перестали бить и начали давать только свинину. Два дня мы постились, жили без хлеба и без воды. Ты видишь маленького Шмулика? Он пробовал тогда есть траву, что росла во дворе. Но в третью ночь голодовки мне явился во сне покойный отец. Он был в праздничной одежде и в руке держал Пятикнижие. И он начал учить меня стиху "И очень берегите души ваши..."16 И вдруг разверзлась земля... Оттуда вышел ангел. В правой руке у него кнут, в левой — свинина. Он поднес ее к моему рту. Отец посмотрел на меня — и я затрепетал... Ангел же улыбнулся. И его улыбка осветила все вокруг. Он сказал:
—  Разве по своей воле вы это едите?
В это время мой отец поднялся в воздух и начал говорить издалека:
—  Скажи своим братьям кантонистам, что велика их награда. Каждый ваш вздох равен молитве. Каждая добрая мысль считается добрым делом. Но если вы умрете, упаси Господи, от голода, то последуете в ад!

И я проснулся. С тех пор мы начали есть свинину и другую трефную пищу, когда нас заставляют. Главное — что мы остаемся евреями и не стали вероотступниками. И мы вернемся к нашим родителям как евреи. Ясно, что эта вынужденная пища, чтобы не погибнуть, не будет считаться твоим грехом.

Словно тяжелый груз упал со спины. Слезы отчаяния сменились слезами радости.
С легким сердцем я присоединился к ребятам, и мы снова начали повторять псалмы, которые в эту ночь заменяли нам "киннот". Затем я предложил спеть хором Псалом "У рек вавилонских"17, который знал наизусть. Мое предложение было принято с восторгом.
Маленькая община из четырех евреев стояла в долине принадлежавшей Петру Халапову. Окутанные густой ночной тенью, мальчики пели вполголоса, но от всего сердца:'
"На реках вавилонских мы сидели и плакали, вспоминая Сион"...18

И мы тоже плакали, вспоминая все, что довелось пережить, (и места, где мы сейчас находимся).

1 Иегуда Штейнберг (1863 - 1908) - основоположник современной ивритской литературы для детей. Автор книг "В городе и в лесу", "Хасидские рассказы", "В дни Судей" и ряда других. Документальная
повесть "В те дни" - о кантонистах, отрывок из которой публикуется в русском переводе - литературный памятник страданий тысяч еврейских детей, оторванных от дома и родной среды, но мужественно и стойко боровшихся за веру предков.
2    Короткая молитва, которую произносит каждый еврей, как только просыпается утром после ночного сна. Первые ее слова -"Я благодарю".
3    См. главу "Десять великомучеников".
4    Во время деспотического правления Антиоха Эпифана (175 -163 гг. до н.э.), прозванного нечестивым.
s Внук первосвященника Аарона. Когда в стане израильтян вспыхнула эпидемия, так как народ совратился и стал блудить с дочерьми моавитян, ему удалось приостановить массовую гибель евреев. Пинхас пронзил мечом Зимри Бен-Салу (возглавлявшего колено Шимеона) вместе со знатной моавитянкой Козби Бат-Цур, с которой тот блудо-действовал - и мор прекратился. Подробно об этом рассказано в 25-й главе Книги Чисел.
6 "Плач Иеремии", гл. 1, стих 2. Свиток этот читают в синагогах в канун 9 Ава, в годовщину разрушения Первого и Второго Иерусалимского Храма.
См. главу "И Он сострадателен..."
8    Псалом 1, стих 6.
9    Псалом 2, стих 1.
10    Псалом 2. стих 2.
11    Траурные элегии в связи с разрушением Иерусалимского Храма и другими бедствиями, постигшими еврейский народ.
12    Праздничная молитва, которую произносят в Песах (Пасху) Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).
13    Начальные слова "Плача Иеремии", который читают в канун траурного дня Девятого ава.

Во имя веры. Белов, Авраам. Амана
Во имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. АманаВо имя веры. Белов, Авраам. Амана